Финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении особенностей проведения государственного финансового контроля на примере Счетной палаты РФ.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- определить место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ;
- показать взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ.

Содержание

Введение 3
1 Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 5
1.1 Сущность, виды, цели и задачи финансового контроля 5
1.2 Предмет, метод, формы и принципы государственного финансового контроля 10
2 Особенности деятельности государственных финансовых органов в сфере финансового контроля на примере счетной палаты рф 17
2.1 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ 17
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ 36
заключение 47
список литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_ofd.docx

— 78.95 Кб (Скачать файл)

Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются  эти приемы в зависимости от целевой  функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа  и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового  контроля применяются в исследованиях  других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).4

По информационному  обеспечению различают методы документального  и фактического контроля.

Документальный  контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной  операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном  и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной  документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в определении  действительного, реального состояния  объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного  анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется  во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет  установить действительное состояние  объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

Основными методами государственного финансового  контроля являются:

- проверки;

- обследования;

- надзор;

- анализ  финансового состояния;

- наблюдение (мониторинг);

- ревизии.

1. Проверки  производятся по отдельным вопросам  финансово-хозяйственной деятельности  на основе отчётных, балансовых  и расходных документов. В процессе  проверки выявляются нарушения  финансовой дисциплины и намечаются  мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая  отчетность, сметы расходов и расчеты  к ним, расчеты по налогам и  т.п.

2. Обследование  в отличие от проверки охватывает  более широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического  субъекта для определения его  финансового состояния и возможных  перспектив развития. В ходе обследования  могут осуществляться контрольные  обмеры выполнения работ, расхода  материалов, топлива, энергии и  т.д.

3. Надзор  производится контролирующими органами  за экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или иной  вид финансовой деятельности, и  предполагает соблюдение ими  установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за  собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны  ЦБ России за деятельностью  коммерческих банков; со стороны  Департамента страхового надзора  Минфина России — за страховыми  фирмами. 

4. Анализ  финансового состояния как разновидность  финансового контроля предполагает  детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки  результатов финансовой деятельности  и ликвидности, обеспеченности  собственным капиталом и эффективности  его использования.

5. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль  со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды  и финансовым состоянием предприятия-клиента;  неэффективное использование полученной  ссуды и снижение ликвидности  может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию  досрочного возврата ссуды.

6. Ревизия  — наиболее глубокий и всеобъемлющий  метод финансового контроля, представляющий  собой взаимосвязанный комплекс  проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений  и организаций, проводимых с  помощью определенных приемов  фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.5

Комплексная ревизия охватывает все стороны  хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной  чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

По времени  проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для  предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.6

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и  субсидий и т. д. Он предупреждает  возможные злоупотребления при  получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления  денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий  контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.7

Последующий финансовый контроль, проводимый путем  анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и  т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  за истекший период, позволяет вскрыть  недостатки предварительного и текущего контроля.

Поскольку финансовый контроль является одной  из функций управления, то ему присущи  общие принципы управления, на которых  базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно  с преломлением содержания этих принципов  применительно к функции контроля.

В этой связи  можно выделить следующие принципы.

1. Принцип  плановости – он предопределяется  природой организации управления  и необходимостью целеполагания.  В этой связи субъекты контроля  проводят свою работу на основе  годовых, квартальных и месячных  планов проведения контрольных  мероприятий.

2. Принцип  системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

3. Принцип  непрерывности означает, что все  объекты контроля (управляемая система)  подлежат постоянно осуществляемому  субъектами контроля (управляющей  системой) предварительному оперативному  и периодическому последующему  контролю в сроки, установленные  исходя из условий, характера  и свойств их деятельности. Это  обеспечивает постоянное наблюдение  за ходом выполнения планов  и заданий, принятие мер по  корректировке деятельности по  мере выявления отклонений от  регламентированных значений (условий).

4. Принцип  законности обусловлен Конституцией  Российской Федерации, предусматривающей,  что государство, все его органы (в том числе и контрольные)  действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов  общества и граждан. Органы  финансового контроля, их должностные  лица при исполнении своих  обязанностей должны соблюдать  Конституцию Российской Федерации и российские законы.8

5. Принцип  объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение  результатов контроля на основе  сопоставления содержания проверенных  фактов с законами, основными  положениями, инструкциями и распоряжениями  руководящих органов, регулирующими  проверяемую деятельность и действия  должностных лиц при ее выполнении.

6. Принцип  независимости устанавливает недопустимость  какого-либо силового, материального  или морального воздействия на  субъект контроля.

7. Принцип  гласности вытекает из сущности  контроля, осуществляемого в интересах  государства. Результаты контроля  доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась,  вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

8. Принцип  эффективности (действенности) контроля  проявляется в своевременности  и полноте выявления отклонений  от заданного, их причин и  виновников, а также оперативности  в исправлении допущенных отрицательных  результатов и обеспечении возмещения  нанесенного материального ущерба.

 

2 Особенности  деятельности государственных финансовых  органов в сфере финансового  контроля на примере счетной палаты рф

2.1 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ

 

Организационно правовой статус Счетной палаты РФ

Конституция РФ 1993 года закрепила создание в  России специализированного9 органа для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Согласно п. 5 ст. 101 Конституции РФ, для этого Совет Федерации и Государственная Дума РФ образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. Такой закон появился 11 января 1995 г., федеральный закон N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Два этих нормативных акта и определяют статус и полномочия Счетной палаты РФ, предопределяя ее место и роль в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации. Создание других контрольных органов действующая Конституция РФ не предусматривает. Кроме того, важно помнить, что различия в правовом статусе органов государственной власти отчасти предопределены формой акта, этот статус определяющего, и правовым статусом издавшего этот акт органа. Создаваемая Федеральным Собранием РФ, Счетная палата РФ является единственным контрольным органом, осуществляющим свою деятельность на основе специального федерального закона. Исходя из этого, обоснованной выглядит точка зрения В.Г. Панскова, в прошлом аудитора Счетной палаты РФ, который называет Счетную палату РФ высшим, постоянно действующим органом государственного финансового контроля в Российской Федерации.10 Логичной выглядит и позиция В.З. Шевлокова, который писал, что для обеспечения независимости финансовому контролю, необходимо поставить орган государственного финансового контроля в совершенно особое положение среди остальных высших органов государства.11 Поэтому правовой статус Счетной палаты РФ является наиболее высоким среди всех иных специализированных федеральных органов, осуществляющих контрольную деятельность в сфере государственных финансов.

Правовые и организационные  гарантии независимости и компетентности Счетной палаты РФ

Важнейшей предпосылкой объективности и эффективности  любого контроля является независимое  положение осуществляющего его  субъекта. Статья 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» гласит, что Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, образуемым Федеральным Собранием  Российской Федерации и подотчетным  ему. Термин «подотчетный» в данном случае не указывает на несамостоятельность  или какую-либо зависимость Счетной  палаты РФ от Федерального Собрания РФ. Данный термин вызван обязанностью Счетной  палаты РФ предоставлять палатам  Федерального Собрания отчет о ходе исполнения федерального бюджета, однако в федеральном законе «О Счетной  палате РФ» подчеркивается, что «в рамках задач, определенных действующим  законодательством, Счетная палата РФ обладает организационной и функциональной независимостью». Более того, сама процедура  формирования состава Счетной палаты РФ, стоящие перед ней задачи и  круг ее полномочий убедительно свидетельствуют  о независимости, от какого бы то ни было органа государственной власти в Российской Федерации. Счетная  палата РФ состоит из Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, 12 аудиторов, а также Аппарата Счетной  палаты РФ. Председатель Счетной палаты РФ и половина состава аудиторов назначается и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации. Соответственно заместителя Председателя Счетной палаты РФ и другую половину аудиторов назначает и освобождает от должности Совет Федерации. Постановление о назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов, а срок полномочий Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ составляет 6 лет.12 Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов. В свою очередь, поручения и обращения не менее одной пятой от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или Государственной Думы подлежат обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты РФ, они же могут постановить провести внеплановые контрольные мероприятия. На запросы депутатов палат Федерального Собрания РФ Счетная палата РФ дает официальные заключения и ответы. Как видно из всего вышеперечисленного, Счетная палата РФ при осуществлении контрольной деятельности очень тесно взаимодействует с палатами Федерального собрания РФ, но ни в коем случае не зависит от них. Особенно тесное взаимодействие осуществляется с Государственной Думой. По согласованию с ней Счетная Палата РФ вправе приостановить операции по счетам проверяемой организации при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегии Счетной палаты РФ.13 Данные полномочия, наряду с представлениями и обязательными предписаниями Счетной палаты РФ является важнейшей гарантией ее независимости и возможности эффективно осуществлять возложенные на нее законом функции. Более того, существует целый ряд других правовых гарантий организационной и функциональной независимости Счетной палаты РФ. Так расходы на содержание Счетной палаты РФ и средства финансирование ее деятельности выделяются отдельной строкой в федеральном бюджете в рамках утвержденных бюджетных назначений вне зависимости от исполнительной власти. К правовым гарантиям деятельности Счетной палаты РФ следует отнести также то, что в федеральных законах «О Федеральном бюджете» на соответствующие годы определяется, что средства федерального бюджета, израсходованные получателями незаконно или не по целевому назначению, подлежат возвращению по предписаниям Счетной палаты РФ. Деятельность Счетной палаты РФ не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы, а заключения Счетной палаты РФ не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам ее ведения.

Информация о работе Финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне