Финансовые системы разных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 17:33, реферат

Краткое описание

Финансовая система страны является одной из основных характеристик государства. Наравне с политическим строем, географическим расположением и наполненностью различными ресурсами, финансовая система определяет темп развития страны, благосостояние общества и место государства на макроэкономической карте мира. Различная структура финансовой системы способна влиять не только на экономические показатели, но и поощрять или подавлять развитие различных наук, отраслей производства, различных социальных институтов. Финансовые системы разных стран накладывают свой отпечаток и на ведение домашнего хозяйства через различную систему сбережения накопленных средств, их страхования и т.д. Все страны мира имеют свою уникальную, исторически сложившуюся финансовую систему и идеальной экономической модели государства на сегодняшний день не существует.

Содержание

Введение
1. Институциональная структура финансовой системы страны……………4
2. Сегментированные финансовые системы…………………………………7
2.1. Финансовая система США…………………………………………………7
2.2. Финансовая система Великобритании…………………………………….10
2.3. Финансовая система Японии………………………………………………13
3. Универсальные финансовые системы…………………………………….15
3.1. Финансовая система Франции……………………………………………..15
3.2. Финансовая система Германии…………………………………………… 18
3.3. Финансовая система Российской Федерации…………………………… 19
Заключение……………………………………………………………………… 26

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 69.90 Кб (Скачать файл)

Сберегательные кассы. Сберегательные кассы функционируют как «неприбыльные организации». Они были созданы по инициативе коммунальных учреждений для их кредитного обслуживания. Имеется также группа сберегательных касс при почтовых учреждениях, которые предоставляют сберегательные книжки, планы и сертификаты со средним сроком обращения.

Специализированные банковские учреждения. Деятельность этих учреждений регулируется специальным законодательством, и они находятся под жестким контролем государства. Здесь особо следует выделить банк «Национальный кредит» (Credit National), ориентированный на предоставление долгосрочных кредитов промышленным, торговым предприятиям, а также государственным организациям. Кроме того, можно выделить Общество регионального развития (Societe de Developpement Regional), основанное в 1955 г. для содействия политике национального развития, осуществляемого через отдельные регионы. Через эти институты государство осуществляет свою финансовую политику.

В целом банковская система Франции представляет собой классическую универсальную финансовую систему, в которой можно финансовые институты можно по форме собственности, а по типам проведения различных банковских операций они практически равны. 

 

3.2. Финансовая система Германии 

 

Основное место в финансовой системе Германии занимают универсальные банки, на которые приходится свыше 75% всех банковских сделок. Именно они характеризуют финансовую систему Германии как универсальную. Классификация же самих универсальных банков проводится в первую очередь с точки зрения основных целей, которые они преследуют. К универсальным банкам относят следующие группы институтов: коммерческие банки; кооперативные кредитные институты; общественно-правовые кредитные институты, среди которых выделяют сберегательные кассы и жироцентрали.

Коммерческие банки, как и в других странах, нацелены на максимизацию прибыли. В то же время кооперативные банки ориентированы на содействие своим членам, прежде всего в сфере кредита и сбережений. Сберегательные институты обязаны кредитовать население регионов, в рамках которых они действуют, на более выгодных условиях, чем коммерческие банки.

Важно отметить, что деятельность кредитных институтов, принципы их организации меняются с течением времени. Так, кредитные кооперативы Германии возникли в Европе одними из первых в середине XIX в. (кооперативы Ранффайзена и Шульце — Делича) и послужили прототипом многих учреждений кооперативного кредита в мире, включая Россию. Однако первоначально они не имели права осуществлять большинство банковских операций, а могли лишь кредитовать своих членов, преимущественно из сельской местности (кооперативы Райффайзена) либо из числа торговцев и ремесленников (народные банки Шульце - Делича). Однако в период после Второй мировой войны произошло постепенное превращение кредитных кооперативов в универсальные банки, были сняты ограничения на выполнение ими банковских операций. Более того, им разрешили расширить свою клиентуру, не ограничивая ее только членами кооператива. В результате возникли кооперативные банки, отличием которых от обычных коммерческих банков остается лишь преимущественная ориентация на удовлетворение потребностей своих членов в кредитах и сбережениях, а также то, что в руководстве этих банков преобладают группы лиц, представляющие интересы их членов. Кроме того, кооперативные банки имеют, как правило, существенно меньший размер капитала, чем коммерческие. Последнее обстоятельство во многом обусловило создание, кооперативными банками своего Центрального банка кооперативного кредита, благодаря которому появилась возможность конкурировать с системой коммерческих банков, привлекать капитал с финансовых рынков.

Жироцентрали — разновидность кредитных учреждений, которые выполняют функции центральных банков для коммунальных (муниципальных) сберегательных касс. Они осуществляют межрегиональный платежный оборот сберегательных касс, управление их ликвидными средствами, ценными бумагами и другие функции.

Еще одну группу институтов представляют специализированные организации, которые ограничены в своих функциях. Их число значительно меньше числа универсальных банков. К тому же длительное время наблюдается уменьшение удельного веса специализированных институтов на финансовом рынке. Основную роль среди них играют институты «реального» кредита. Под последними в Германии понимают кредиты с различными формами реального обеспечения, т. е. залога (включая ипотеку), заклада недвижимости, товаров, ценных бумаг и т. д.

Особую группу институтов составляют кредитные институты, предоставляющие кредиты в рассрочку (основное «тело» кредита погашается по частям). Они возникли в Германии в 20—30-х годах XX в. В то же время в США такие институты существовали уже до Первой мировой войны. Кредиты с рассрочкой платежа предоставляются в основном населению (потребительские кредиты), часто в наличной форме, а также мелким предприятиям. Кредиты в рассрочку используют в своей деятельности также сберегательные кассы.

Бундесбанк в его современном виде возник в 1957 г.. С этого момента Бундесбанк представляет собой единую структуру, в которой центральные банки земель выполняют роль Главных управлений. Бундесбанк имеет максимально широкие полномочия среди европейских центральных банков и в осуществлении кредитно-денежной политики независим от федеральных органов. Принципы деятельности Бундесбанка были положены в основу модели функционирования Европейского центрального банка. Вместе с тем Бундесбанк обязан проводить кредитно-денежную политику, которая не противоречит экономической политике государства в целом. Независимость Бундесбанка ограничена также тем, что представители федерального правительства входят в его руководящие органы. Наконец, за федеральными органами остается исключительное право принимать законы в кредитно-денежной сфере.

Банковская система Германии представляет собой образец универсальной финансовой системы, в которой финансовые институты практически не ограничены в ассортименте предоставляемых банковских услуг.

 

 

 

 3.3. Финансовая система Российской Федерации

 

По экономическому содержанию государственные и местные финансы Российской Федерации неоднородны и включают следующие звенья: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных образований; государственные внебюджетные целевые фонды; государственный кредит; страховой фонд государства; фондовый рынок.

Наиболее важную роль в финансовой системе Российской Федерации играет федеральный бюджет — фонд денежных средств Правительства РФ. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы, за счет которых финансируются государственные федеральные и региональные целевые программы (национальные проекты), национальная оборона, государственная безопасность и правоохранительная деятельность, социальная сфера, проводятся мероприятия по структурной перестройке экономики, ее стабилизации, выполнению международных и внутригосударственных обязательств. Федеральный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части федерального бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики; в расходной — направления, сферы, в которых расходуются деньги и их количественные параметры.

В современной российской научной и учебной литературе часто понятие «федеральный бюджет» отожествляют с понятием «государственный бюджет», что, по нашему мнению, не правомерно. В СССР был единый государственный бюджет, имеющий силу закона, и входящие в него бюджеты были его частью. С переходом Российской Федерации на рыночную экономику понятие «государственный бюджет» утратило свое значение как единого централизованного бюджета государства, имеющего силу закона. Все бюджеты современной бюджетной системы Российской Федерации функционируют автономно: бюджеты муниципальных образований своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов РФ, а бюджеты субъектов РФ своими доходами и расходами не входят в федеральный бюджет. Каждый уровень власти наделен определенными бюджетными полномочиями, бюджеты всех уровней самостоятельны и проводимая в стране бюджетная реформа направлена прежде всего на повышение самостоятельности бюджетов и эффективности (результативности) использования бюджетных средств.

Следовательно, понятие «государственный бюджет» в современных условиях функционирования бюджетов в России тождественно понятию «консолидированный бюджет Российской Федерации». Основное отличие консолидированного бюджета как экономической категории от государственного бюджета состоит в том, что входящие в него бюджеты функционируют автономно и каждый бюджет утверждается законом. Консолидированный бюджет РФ как статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования в целом по Российской Федерации, не утверждается федеральным законом. Его показатели широко используются в бюджетном планировании и прогнозировании, а также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, отдельных территорий (например, бюджетные расходы на медицинское обслуживание, на образование в расчете на одного жителя и другие среднедушевые бюджетные расходы). Понятие «консолидированный бюджет» впервые включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это региональный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы государственной власти субъектов РФ.

В современной России роль региональных органов государственной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на территории региона возрастает, а поэтому усиливается значение бюджета субъекта РФ в социально-экономическом развитии региона, растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — это местный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

Бюджет муниципального образования — основа финансовых ресурсов местного самоуправления (муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения, других муниципальных образований, определенных законодательством субъектов РФ). В бюджетах муниципальных образований могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Государственные внебюджетные целевые фонды (ГВЦФ) организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно, но управляются государственными органами власти. Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства федерального правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ.

В начале 1990-х годов были созданы государственные внебюджетные фонды экономические и социальные. К настоящему времени статус внебюджетных сохранили только государственные внебюджетные социальные фонды. К ним относятся Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Они формируются для финансового обеспечения реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, рождения детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья. Объем государственных внебюджетных социальных фондов (по доходам и расходам) довольно внушительный: за последние годы они превышают 60% объема федерального бюджета.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований и государственные внебюджетные социальные фонды в совокупности образуют бюджетную систему Российской Федерации.

Государственный кредит является специфическим звеном финансовой системы, отражающим кредитные отношения по поводу мобилизации (заимствования) государством на платной и возвратной основе временно свободных денежных средств различных субъектов экономики для финансирования государственных расходов, не обеспеченных бюджетными доходами, а также для предоставления государством кредитов и гарантий другим экономическим субъектам внутри страны и за рубежом.

Дополнительные финансовые ресурсы через государственные заимствования государство привлекает путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. В этом случае государство функционирует как заемщик денежных средств. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

В то же время государство само может располагать временно свободными денежными ресурсами и в этом случае может функционировать как кредитор.

В силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами, т.е. может становиться гарантом.

Таким образом, государственный кредит как экономическая категория выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лица-ми, зарубежными субъектами) — с другой по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений функционирует как заемщик, кредитор и гарант.

Российская Федерация использует государственный кредит чаще как займы для финансирования дефицита федерального бюджета (все 1990-е годы наблюдался глубокий дефицит федерального бюджета) и бюджетов субъектов РФ, которые до настоящего времени испытывают дефицит денежных ресурсов.

Страховой фонд государства — это совокупность материальных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Страховой фонд является составной частью системы резервных фондов и создается в централизованном порядке за счет бюджетных ресурсов методом страхования, а также непосредственно юридическими и физическими лицами путем самострахования. В рыночной экономике роль страхования резко возрастает, поскольку все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска.

Информация о работе Финансовые системы разных стран