Финансовые системы зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:31, реферат

Краткое описание

В данной работе были изучены и рассмотрены финансовые системы трех зарубежных стран: США, Великобритании и Германии. Каждая система в отдельности представляет уникальный способ руководства финансами той или иной страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система.docx

— 38.35 Кб (Скачать файл)

Введение

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Они не выделяет финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений, определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

  1. Общие понятия финансовой системы.

Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране.

Поэтому, финансовая система рассматривается с двух сторон:

1) по внутреннему устройству;

2) организационной структуре.

По внутреннему устройству финансовая система – это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

По организационной структуре финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, осуществляющих управление денежными потоками.

Выделение составных элементов внутреннего устройства финансовой системы осуществляется по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в соответствующих денежных фондах, которые могут являться признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.

Внутренняя структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.

Сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер положен уровень экономической системы.

Выделяются 4 сферы:

  • Уровень микроэкономики – финансы субъектов хозяйствования;
  • Уровень макроэкономики – государственные финансы;
  • Уровень мирового хозяйства – международные финансы;
  • Обеспечивающая сфера – финансовый рынок;

Отдельное звено финансовой системы отображает обособленную часть финансовых отношений. Выделение звеньев осуществляется по признаку наличия либо обособленного фонда финансовых ресурсов, либо специфических форм и методов финансовых отношений.

Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.

Основные элементы системы государственных финансов:

    • Бюджет государства;
    • Внебюджетные фонды;
    • Местные финансы;
    • Финансы государственных предприятий;

По признаку формирования доходов экономических субъектов в финансовой системе выделяют:

    • Централизованные или публичные финансы;
    • Децентрализованные финансы;

Централизованные финансы – это финансы государства и органов местного самоуправления (муниципальные финансы).

Децентрализованные финансы – это финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) и финансы домашних хозяйств.

По признаку механизма формирования и использования денежных потоков в финансовой системе выделяют четыре основных уровня или финансовые сферы:

    • Государственные финансы – уровень макроэкономики;
    • Финансы хозяйствующих субъектов – уровень микроэкономики;
    • Финансовый рынок, страхование – обеспечивающая сфера;
  1. Финансовая система зарубежных стран (США, Великобритания, Германия)

Финансовая система в США

Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. В ходе регулярно случающихся кризисов финансовой системе Соединенных Штатов Америки уже много раз предсказывали крах. Но, несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой, а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Именно поэтому данную систему нужно изучать и разбираться в особенностях ее функционирования.

Финансовая система США состоит из нескольких сфер:

    • Бюджетная система;
    • Государственный кредит;
    • Банковская система;
    • Биржа;

Основой любой финансовой системы являются организации, занимающиеся выпуском, концентрацией и перераспределением денежной массы. В США, как и в любой другой стране мира, эти функции возложены на банковскую систему. Роль центрального банка, то есть посредника между государственной машиной и экономикой страны, в Соединенных Штатах выполняет Федеральная резервная система. Она осуществляет надзор за банками и регулирует их деятельность, защищает кредитные права потребителей, занимается денежной эмиссией и всесторонним обеспечением стабильности финансовой системы. В ее состав входит Федеральный комитет по открытому рынку, осуществляющий надзорные функции и одновременно занимающийся разработкой монетарной политики в Соединенных Штатах Америки. В его ведение входят вопросы экономического роста, занятости населения, стабильности цен, а также устойчивости международных торговых отношений и внешних платежей США.

Банковская система США складывается из двух основных видов банков: коммерческих и инвестиционных. Коммерческие банки занимают ведущее место на финансовом рынке Штатов. Это депозитные организации, основным источником доходов которых являются вклады. С помощью коммерческих банков осуществляется краткосрочное финансирование торговли и оборот платежей, в том числе, операции с кредитными картами и чеками. Всего в Соединенных Штатах Америки действует более 10 000 коммерческих банков, которые, по сути, являются локомотивом всей финансовой системы страны. Две трети из них являются банками штатов, то есть осуществляют свою деятельность в соответствии с законами каждого штата. Остальные действуют в соответствии с федеральными установками и считаются национальными банками.

Инвестиционные банки, работающие в США, при формальном подходе к вопросу нельзя называть традиционными банковскими организациями, так как они не занимаются решением привычных для банков задач вроде принятия вкладов и кредитования. Дополнительным доказательством этого является тот факт, что надзорным органом, контролирующим деятельность инвестиционных банков, является не Федеральная резервная система, а Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Инвестиционные банки занимаются деятельностью в трех основных сферах: торговля ценными бумагами, андеррайтинг (гарантируют эмиссию акций и выкупают неразмещенные акции компаний-клиентов) и консультирование по вопросам слияний, поглощений и успешного вложения капитала.

Особняком в банковской системе Соединенных Штатов Америки стоят Федеральные резервные банки, которые занимаются проведением политики Федеральной резервной системы на местах. Таких банков в настоящий момент существует 12 штук, они получают свои названия в зависимости от города нахождения, например, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, Миннеаполиса или Ричмонда. В число их функций входит отслеживание состояния местных финансовых учреждений.

Одним из главных элементов финансовой системы США и признаком ее могущества являются биржи. Созданные на территории Соединенных Штатов фондовые и товарные биржи в настоящее время пропускают через себя огромное число сделок по купле-продаже ценных бумаг и всевозможных товаров. Каждая крупная компания из любой отрасли рано или поздно в процессе своего развития начинает котироваться на бирже в поисках инвесторов и покупателей своей продукции. Участниками биржевых торгов на расположенных в Соединенных Штатах Америки площадках являются как американские предприятия, так и компании из любых других стран мира.

В США существуют хорошо развитые долгосрочные и краткосрочные рынки капитала. Рынок долгосрочного ссудного капитала включает: рынок государственных бумаг (фондовая биржа), рынки промышленных, иностранных и государственных облигаций, ипотечный рынок, потребительский кредит.

Краткосрочный рынок включает такие рынки, как денежный (рынок краткосрочного капитала), валютный, финансовый по сделкам на срок (рынок опционов), фьючерсный, своповый.

Рынок ценных бумаг, или фондовый рынок - это наиболее чувствительная сфера свободного рынка (рыночной экономики), которая отражает глубинные процессы, происходящие в национальных экономиках (и в мировой экономике). Глобальная интеграция финансов и денежных потоков, реализующихся в мировых финансовых центрах, делает особенно ощутимыми колебания финансово-экономической конъюнктуры. Любые сбои в самых отдаленных региональных звеньях мировой экономики, включенных в единые структуры глобальной системы международного производства и финансов, немедленно отражаются, с большей или меньшей силой, в основных финансовых центрах.

США обладают крупнейшим в мире рынком капитала. Для решения задач поддержания и увеличения долгосрочных накоплений реального капитала требуются эффективные финансовые институты, крупные объемы сбережений, растущий спрос на капиталовложения в производство, землю, услуги, науку и т.д.

Бюджетная система США, как часть финансовой системы СШФ представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов штатов (52 бюджета) и местных бюджетов. Ведущая роль в распределении средств принадлежит федеральному бюджету. Его главная задача обеспечить в финансовом отношении деятельность государства по управлению государством, национальную безопасность, регулирование экономического развития. Федеральный бюджет США имеет отдельные федеральные налоги. Они выполняют фискальную функцию и используются для экономического регулирования и стимулирования экономического роста. Кроме того, важный инструмент перераспределения национального дохода.

Финансовая система Германии.

 

Государственная финансовая система Германии включает:

    • Бюджетную систему;
    • Специальные фонды;
    • Внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства;
    • Финансы государственных предприятий.

Основные принципы финансовой системы Германии закреплены конституционно, что отличает ее регулирование от других стран и чрезвычайно важно для обеспечения ее устойчивости. Государственным финансам, бюджетному механизму, межбюджетным отношениям отведен самый большой раздел конституции Германии. Для изменения принципов финансовой системы требуется квалифицированное большинство в парламенте и в правительствах земель.

Бюджетная система Германии, в свою очередь, включает:

  • Бюджет федерации;
  • Специальные правительственные фонды;
  • Бюджеты 16 земель (в том числе 5 восточногерманских);
  • Более 10 тыс. общин.

В конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной власти — «федеративной республики», называемой федерацией, и «земель», являющихся членами федерации. Земли сами являются государствами, объединенными в реальную федерацию, а не регионами фактически унитарного государства.

В финансовой системе Германии ведущая роль принадлежит сфере государственных финансов, а внутри нее - федеральному уровню, определяющему стратегию развития государства. На долю федерального уровня приходится финансирование стратегически важных расходов на оборону, содержание государственного аппарата управления, социальные цели, предоставление субсидий и ссуд бюджетам нижестоящих уровней. На уровне общин и земель главным образом финансируются социальные программы; доля этих расходов, как правило, является наиболее крупной частью бюджетных расходов.

Информация о работе Финансовые системы зарубежных стран