Финансовые ресурсы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:25, реферат

Краткое описание

Финансы некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм имеют ряд особенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, порядком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных целей. В отличие от них основной целью деятельности потребительских кооперативов является удовлетворение материальных и иных потребностей его участников.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…3
1. Источники финансирования ………………..……………………...4-5
1.1. Привлеченные источники финансирования некоммерческих
организаций……………………………………………………………6-16
1.2. Государственные источники финансирования некоммерческих
организаций……………………………………………………………17-19
1.3. Собственные источники финансирования некоммерческих
организаций……………………………………………………………..20-22
Список литературы……………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

фирмы на входных билетах, информационных проспектах; берут на

реализацию продукцию  компании; предоставляют фирме право  использования

своей марки, площадей, а  также возможности участия в  различных

мероприятиях и т.д. Например, одной из популярных форм работы со

спонсорами является продажа  некоммерческими организациями  так

называемых именных мест, где за определенную сумму можно получить

право разместить свое имя. Это может быть надпись на стене («донорские

стены»), колонне, постаменте и т.д. Так, Метрополитен музей в  Нью-Йорке,

крупнейший художественный музей США, продал 5000 кровельных черепиц

по 500 долларов за каждую, на которых могли быть выгравированы  имена

спонсоров.

Таким образом, выгоды спонсоров  можно разделить на прямые и

косвенные. К прямым выгодам относятся получение рекламы, доступ к

современным источникам информации и т.д. Косвенные выгоды спонсорства

заключаются в завоевании лояльного отношения властей  и известных

политических деятелей, улучшении  имиджа фирмы в обществе, что в  целом

способствует созданию благоприятной  среды для бизнеса.

В результате, корпоративные  социальные инвестиции компаний

формируют новую форму  филантропии, которую можно назвать

стратегической.

Во-вторых, большое влияние на развитие некоммерческой сферы

оказывают благотворительные фонды. США отличаются постоянным ростом

числа благотворительных  фондов и их активов. Так, если в 1980 г. в стране

насчитывалось 22,5 тыс. благотворительных  фондов, то к 1999 г. их число

удвоилось и составило 45,8 тыс. Еще более значительным является рост

активов фондов за данный период – более чем в шесть раз  – с 41,6 млрд. долл.

до 256,7 млрд. долл. Показательным  являются и темпы увеличения числа

предоставленных некоммерческой сфере грантов. В 1999 г. гранты

благотворительных фондов достигли 10652 ед. на сумму 789 млн. долларов,

что в 4,3 раза выше уровня 1980 г.

Благотворительные фонды  в большинстве случаев предпочитают

заниматься долгосрочными  программами развития некоммерческой сферы,

например, образовательными проектами, развитием новых направлений

искусства, созданием информационной сети и т.д. Однако это не означает, что

фонды полностью финансируют  выбранные программы. Их субсидии в  ряде

случаев носят частичный, разовый или непродолжительный  характер и ставят

целью помочь развитию проекта  на начальной стадии.

Вместе с тем, поддержка  некоммерческой сферы благотворительными

фондами не ограничивается только предоставлением грантов. В  последние

годы большую популярность получил такой вид поддержки

благотворительных фондов как консалтинг. Как справедливо отмечает

И. М. Шейман, «крупные благотворительные  фонды все чаще выполняют

функции научно-консультационных центров по широкому кругу проблем»38.

Действительно, сотрудники фондов занимаются в некоммерческой сфере

экспертными оценками программ, участвуют в отборе и ранжировке проектов,

разрабатывают рекомендации по эффективной реализации работ  в

некоммерческих организациях и т.д. Таким образом, благотворительные

фонды оказывают поддержку  некоммерческим организациям не только в

форме финансовой, но и научно-консультационной помощи.

В-третьих, важную роль в финансировании некоммерческой сферы

играют членские взносы.

В зависимости от типов  участников выделяются два вида членства –

индивидуальное (для физических лиц) и корпоративное (для юридических

лиц). С точки зрения сроков членства отмечаются три вида – годовое, срочное

(5, 10, 15, 20, 25 лет) и бессрочное членство. В зависимости от суммы

денежного вклада выделяются категории простых и привилегированных

членов, доноров, покровителей некоммерческой организации и др.

Различные категории членства дают разные преимущества вкладчикам.

Прежде всего, члены имеют  право на бесплатное или льготное приобретение

услуг некоммерческих организаций. Вместе с тем, члены общества постоянно

получают новости из жизни  некоммерческой организации через  присылаемые

журналы, информационные бюллетени, приглашения, а также имеют скидки

на ее печатную и сувенирную продукцию.

Кроме того, привилегированные  члены, доноры и покровители могут

принимать непосредственное участие в управлении некоммерческой

организацией. Они могут  получать право голоса на заседаниях высшего органа

управления некоммерческой организации. В частности, они могут  участвовать

в рассмотрении задач и  направлений деятельности некоммерческой

организации, утверждении  бюджета расходов и доходов, а  также в анализе

результатов работы организации.

Таким образом, популярность системы членства можно объяснить  тем,

что она является своеобразной формой участия в деятельности

некоммерческих организаций  и предусматривает большое число  привилегий

для вкладчиков.

В-четвертых, среди привлеченных источников финансирования

некоммерческих организаций  особое место занимают заемные средства. В

качестве заемных источников финансирования выступают кредиты  банков,

финансовых институтов, международных  организаций и др.

Отдельное место в системе  заемного финансирования некоммерческих

организаций занимают не облагаемые налогом муниципальные облигации,

обычно называемые мунисами (munis).

Муниципальными облигациями  называют облигации, выпускаемые для

финансирования деятельности некоммерческих предприятий муниципальными

органами власти и собственно некоммерческими организациями (больницами,

медицинскими центрами и  т. п.).

За рубежом существует несколько типов мунисов. В зависимости  от

сроков выделяют краткосрочные  и долгосрочные мунисы. Краткосрочные

муниципальные векселя используются в основном для преодоления временных

денежных затруднений  некоммерческих организаций, тогда  как долгосрочные

муниципальные облигации — для финансирования инвестиционных проектов

некоммерческих предприятий.

Кроме того, в зависимости  от видов обеспечения существует три типа

мунисов. Муниципальные облигации, обеспеченные безусловной гарантией

республиканских или местных  органов власти, т. е. всеми налоговыми

поступлениями данного уровня. Специальные налоговые облигации, выплаты

по которым гарантируются  с помощью отдельных налогов, и муниципальные

доходные облигации, для которых обеспечением выступают активы самих

некоммерческих организаций. Последний тип мунисов получил  большое

распространение среди некоммерческих организаций за рубежом, так как

основная сумма и проценты по таким облигациям выплачиваются  из доходов

от финансируемых с  их помощью проектов (строительство  дорог, мостов,

аэропортов, систем коммунальных услуг и т.д.)

В России использование муниципальных  облигаций как источника

заемного финансирования некоммерческих организаций еще  не получило

распространения, как за рубежом. Однако в перспективе данный источник

финансирования, несомненно, получит не меньшую популярность в России,

чем в западных странах.

В-пятых, в 90-е гг. в некоммерческой сфере получило развитие новое

направление привлеченного  финансирования – резервные взносы (reserve

епdоwтепt).

Резервные взносы представляют особую форму привлечения средств

физических и юридических  лиц в некоммерческую организацию. В отличие от

других типов взносов, резервные взносы размещаются некоммерческой

организацией на счетах банков и инвестиционных институтов с целью

получения стабильных процентов. Главной особенностью резервных  взносов

является запрет на использование  самой суммы взноса на финансирование

расходов некоммерческой организации. Некоммерческая организация  вправе

распоряжаться только накопленными процентами с этой суммы, причем сам

взнос никогда не возвращается вкладчику.

Контроль за использованием резервных взносов и доходов  от них

осуществляет совет попечителей  некоммерческой организации. Он ежегодно

определяет лимит расходов созданного фонда исходя из средней  ставки

процентов по вкладам и  в соответствии с планом работы некоммерческой

организации. При этом использование  накопленных процентов от резервных

взносов может идти на покрытие как капитальных, так и текущих  расходов.

Резервные взносы могут привлекаться в различных формах. Одной из

таких форм является мемориальный взнос, посвященный какой-либо дате или

событию. Популярность данной формы резервного взноса объясняется  тем,

что частное событие отмечается в рамках некоммерческой организации.

Например, некоммерческая организация  может публиковать информацию о

наступившем событии в  своих печатных изданиях, высылать поздравления и

подарки от своего имени, предоставлять  площади под проведение банкетов и

др.

Большое значение в условиях российской экономики приобретает

использование некоммерческими  организациями такого источника

финансирования как резервные  взносы. Правовые особенности резервных

взносов предоставляют возможность  создать своеобразный фонд в

некоммерческих организациях, который выступит определенным гарантом их

деятельности и позволит повысить их финансовую устойчивость.

В России наблюдается иная ситуация в структуре финансирования

некоммерческих организаций, по сравнению с США. Государственные

субсидии остаются значительным ресурсом, составляя от 20% до 70% доходов

некоммерческих организаций. Вместе с тем, в структуре финансирования

российских некоммерческих организаций появляются и новые  тенденции.

Во-первых, большое внимание уделяется привлечению новых

источников финансирования в форме благотворительных, спонсорских

взносов и др. Однако если в США привлеченные средства предполагают

финансирование, со стороны  как физических, так и юридических  лиц, то в

России речь идет в основном только о корпоративном финансировании. Доля

благотворительных средств  населения в бюджете некоммерческих

организаций составляет крайне малую часть. Это связано с  низким уровнем

доходов населения, не позволяющим  ему заниматься благотворительной

деятельностью; неразвитостью  традиций меценатства, а также с  отсутствием

эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со

стороны государства.

Во-вторых, кроме благотворительных и спонсорских взносов

юридических лиц, значительный удельный вес в структуре привлеченных

источников финансирования российских некоммерческих организаций

составляют гранты благотворительных фондов и организаций.

Некоммерческие организации  в основном получают гранты от американских

фондов и организаций, таких как Фонды «Евразия», «Форда», «Сороса»,

«Мючуал Андестендинг», Мировой  Банк Реконструкции и Развития и  др.

В-третьих, в российской некоммерческой сфере большое

распространение получила система членства. Однако если в американских

некоммерческих организациях членство ориентировано на средние  слои

населения, то в России –  на очень обеспеченных граждан. К  примеру, средние

ежегодные взносы в американские музеи составляют 25–50 долларов, тогда

как в России 75–100 долларов. Так, минимальный членский взнос  в Общество

Друзей Метрополитен для  нельготных категорий граждан составляет 45 долл.,

а в Клуб Друзей Эрмитажа, Русского Музея – 100 долл. Учитывая различия в

платежеспособности граждан  двух государств, разница в размерах членских

взносов в действительности оказывается намного больше.

Кроме того, американские некоммерческие организации

предусматривают льготные тарифы для малообеспеченных категорий  граждан,

таких как, студенты, пенсионеры и т.д. К примеру, членские взносы для

студентов и пенсионеров  в Метрополитен установлены в  размере 25 долл. В

России подобной практики не существует. В результате, в России общества

друзей учреждений культуры приобретают элитарный характер и

ограничиваются небольшим  числом как российских, так и иностранных

членов. Как правило, число  индивидуальных членов в российских клубах

друзей не превышает ста  человек, а корпоративных – двухсот  фирм. В США

подобные общества друзей носят массовый характер и могут  насчитывать

десятки тысяч членов. Так, Общество Друзей Бостонского Музея

Изобразительных Искусств объединяло в 1999 г. 14 тыс. индивидуальных и 4,5

тыс. корпоративных членов, а Клуб Друзей Русского Музея – 25

индивидуальных и 45 корпоративных  членов, из которых 15 и 30 членов были

российскими резидентами39. Выделенные отличия системы членства в России

находят свое отражение в  структуре финансирования отечественных

учреждений культуры.

В целом, согласно структуре  доходов российских некоммерческих

организаций, доля членских взносов в их бюджетах остается достаточно

низкой по сравнению с  американскими организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Государственные источники финансирования некоммерческих

организаций.

Вторая группа доходов некоммерческих организаций, объединяющая

различные виды государственного финансирования, является традиционным

источником поступлений  некоммерческой сферы США. К государственным

Информация о работе Финансовые ресурсы некоммерческих организаций