Финансовые ресурсы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:25, реферат

Краткое описание

Финансы некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм имеют ряд особенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, порядком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных целей. В отличие от них основной целью деятельности потребительских кооперативов является удовлетворение материальных и иных потребностей его участников.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…3
1. Источники финансирования ………………..……………………...4-5
1.1. Привлеченные источники финансирования некоммерческих
организаций……………………………………………………………6-16
1.2. Государственные источники финансирования некоммерческих
организаций……………………………………………………………17-19
1.3. Собственные источники финансирования некоммерческих
организаций……………………………………………………………..20-22
Список литературы……………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

источникам финансирования относятся регулярные субсидии государства  на

содержание и развитие некоммерческих организаций, а также  разовое

финансирование, связанное  с реализацией отдельных проектов, программ и др.

Государственное финансирование имеет намного меньшие объемы по

сравнению с привлеченными  средствами, что связано с длительностью  и

сложностью процессов  получения бюджетных средств, а  также с большой

работой по сбору информации для обоснования необходимости  финансовой

поддержки. В 1999 г. государственные  средства в некоммерческой сфере

оценивались в 1,3 млрд. долларов, что составляет 8,1% от общих финансовых

поступлений некоммерческих организаций40. Однако приведенные результаты

не учитывают непрямое государственное финансирование.

Во-первых, отчисления федерального правительства США на развитие

некоммерческой сферы  через правительства отдельных  штатов и местные

органы власти, которые  вправе сами определять направления  расходов и круг

некоммерческих организаций, а также через специальные  внебюджетные

фонды.

Во-вторых, государственные дотации частным лицам на культурно-

просветительские цели или  предоставление гражданам права  бесплатного

посещения подобных организаций. В США в 1999 г. на возмещение расходов

потребителей приходилось  до 70% средств, предоставляемых федеральным

правительством на развитие некоммерческих организаций41.

В-третьих, наделение некоммерческих организаций льготами по уплате

налоговых, таможенных и  иных сборов. К последним может  относиться

полное или частичное  освобождение некоммерческих организаций  от платы за

пользование государственным  или муниципальным имуществом. Налоговые

льготы в некоммерческой сфере определяются Службой Внутренних Доходов

США (The Internal Revenue Service), которая  разрабатывает так называемый

Шифр Доходов (The Internal Revenue Code). Доходы некоммерческих

организаций освобождаются  от налогообложения, если они получены от

некоммерческой деятельности и не подлежат распределению между  ее

участниками.

В некоторых штатах доходы от предпринимательской деятельности

некоммерческих организаций  также не подлежат налогообложению. Это

мотивируется большими административными  затратами на разделение

коммерческой и некоммерческой деятельности. Так, за 1996 г. правительство

США получило от сбора налогов  на доходы некоммерческих организаций 24,6

млн. долларов, что составило  менее 0,02% от общих поступлений

Федерального бюджета  в 600 млрд. долларов. Кроме того, 1% работников

службы налогового управления был занят определением размеров доходов от

предпринимательской деятельности некоммерческих организаций .

С 1980-х гг. в государственной  политике США четко прослеживается

тенденция перехода от прямого  к совместному финансированию программ и

проектов в некоммерческой сфере.

Выделяются два вида совместного финансирования некоммерческой

сферы.

Первый вид – это долевые субсидии. Государственные средства в данном

случае предоставляются  только при условии дополнительного

финансирования проекта  за счет собственных или привлеченных средств

некоммерческой организации. К примеру, большую популярность в США

получили так называемые субсидии «1:3», в которых на одну долю

государственных инвестиций приходится три доли частных вложений.

Второй вид  – возвратные субсидии. Государство в этом варианте

выделяет средства некоммерческим организациям только в том случае, если

они обязуются компенсировать частично или полностью предоставленное

финансирование. Возвратные субсидии в большинстве случаев  используются

для реализации высокорентабельных долгосрочных проектов, доходы от

которых значительно превышают  объем субсидий. Таким образом, возвратные

субсидии можно рассматривать  в качестве беспроцентного государственного

кредита. С помощью такого механизма финансирования государство

позволяет некоммерческим организациям реализовывать проекты с высокой

финансовой отдачей в  будущем.

Итак, совместное государственное  финансирование некоммерческой

сферы призвано не только покрывать  расходы некоммерческих организаций,

но и повышать их экономическую  самостоятельность и устойчивость на

рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Собственные  источники финансирования некоммерческих

организаций

Третья группа источников финансирования некоммерческих

организаций объединяет доходы от собственной деятельности. К таковой

могут относиться как основные (выставочная, образовательная, концертная

деятельность и т.д.), так  и дополнительные (коммерческая деятельность и др.)

направления работы.

При анализе данной группы доходов важно четко проводить  различие

между поступлениями от некоммерческой и предпринимательской

деятельности. Доходы от некоммерческой деятельности могут складываться из

выручки от реализации билетов, проведения экскурсий и лекций, работы

студий и кружков, предоставления фото- и видео услуг, выездных выставок и

гастролей и т.д. В целом, они играют важную роль в бюджете  некоммерческих

организаций. Так, в 1999 г. доходы от основной деятельности американских

некоммерческих организаций  составили 2 млрд. долларов, или 12,5% от общих

финансовых поступлений44. На уровне отдельной некоммерческой

организации подобные доходы не превышают 30%.

Наряду с основной деятельностью  некоммерческие организации много

внимания уделяют развитию предпринимательских направлений  работы.

Коммерческая деятельность организаций сводится к реализации сувенирной

продукции, предоставлению платных услуг мастерских, ателье, а также к

работе кафе, ресторанов, видеоцентров, автомобильных стоянок  и т.д. В

развитии коммерческой деятельности некоммерческих организаций США

можно выделить следующие  тенденции.

Во-первых, с 1980-х гг. большую популярность в некоммерческой сфере

США получили такие виды предпринимательской деятельности, как лотереи,

конкурсы и  аукционы. Возможности получения доходов от таких мероприятий

очень высоки и зависят  от масштабов их проведения. Призами  в лотереях и

конкурсах, а также предметами аукционов могут выступать не только

материальные блага, но и  услуги, права. В этом случае на конкурс  или аукцион

выставляется, например, право  посещения какого-либо мероприятия, встреча с

культурным  деятелем и  т.д. Несмотря на привлекательность  подобной

деятельности она требует  серьезных затрат, прежде всего, на рекламу,

развитие связей с общественностью  и т.д. В силу этого некоммерческие

организации в большинстве  случаев стремятся заручиться поддержкой

муниципальных органов власти или коммерческих структур, а также  привлечь

для участия влиятельных  и известных лиц.

Во-вторых, некоммерческие организации в США предпочитают

юридически разграничивать некоммерческую и предпринимательскую

деятельность. Это можно  объяснить тем, что объемы предпринимательских

поступлений некоммерческих организаций, ограничиваются со стороны

муниципальных органов власти. Подобное разделение деятельности

достигается двумя способами.

Первый, для ведения предпринимательской деятельности при

некоммерческой организации  создается отдельное предприятие, контрольный

пакет акций которого принадлежит  некоммерческой организации.

Второй, некоммерческая организация предоставляет свои площади,

торговые марки и другие права компаниям, занимающимся коммерческой

деятельностью, а те, в  свою очередь, отчисляют от полученной прибыли

определенный процент.

В России также наблюдается  подобное юридическое разделение

уставной и предпринимательской  деятельности некоммерческих организаций.

В качестве примера разделения можно привести опыт Государственного

Эрмитажа. В 1990-е гг. на территории музея было создано коммерческое

предприятие «ЭСП», объединяющее сувенирные и книжные магазины, кафе и

буфет для сотрудников. По договору с Эрмитажем стал работать банк

“Петровский”, наделенный правом проводить валютно-обменные операции на

территории музея и  обязанный перечислять на счет Эрмитажа 50% прибыли,

полученной от этой деятельности. Кроме того, музей приобрел контрольный

пакет акций транспортной компании “Хэпри”, осуществляющей монтаж,

упаковку и транспортировку  материалов, в том числе и музейных экспонатов.

Итак, финансирование некоммерческих организаций отличается

большим разнообразием источников доходов и находится в тесной

зависимости от национальных особенностей. Так, в некоммерческой сфере

США традиционно доминируют собственные и привлеченные источники

финансирования, тогда как  в России значительным источником выступают

государственные субсидии, хотя благотворительные взносы и  доходы от

собственной деятельности играют все большую роль в структуре

финансирования некоммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Кудрявцева Г.А.”предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.\\Юридический мир №3 2002г.

2.Шиткина И.С.” Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций” \\Гражданин и право. №4 2002г

3.Финансы. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. 2005г.

4. Столбов А.Н. Финансы  предприятий.-М-2005

5.Ковалев В.В. Финансы  предприятий- М.:ТК Велби, 2003.-352 с.

 


Информация о работе Финансовые ресурсы некоммерческих организаций