Финансовое состояние организации и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Преодоление кризисной ситуации в России, рыночная экономика и новые формы хозяйствования ставят перед предприятиями ранее не возникавшие проблемы, одной из которых является обеспечение экономической стабильности развития. Анализом финансового состояния предприятия занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов. Банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Целью курсовой работы является рассмотрение финансового состояния организации и путей его совершенствования.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические и методические основы диагностики финансового состояния..............................................................................................................5
1.1. Понятие, сущность и роль финансового состояния предприятия...........5
1.2. Виды анализа финансового состояния предприятия................................8
1.3. Методика анализа финансовых показателей деятельности предприятий.......................................................................................................12
2. Диагностика финансового состояния предприятия (на примере ООО «Альгазтранс»)...................................................................................................18
2.1. Общая характеристика исследуемого предприятия................................18
2.2. Оценка финансового состояния предприятия.........................................21
2.3. Разработка мероприятий по укреплению финансового состояния ООО «Альгазтранс»....................................................................................................27
Заключение.........................................................................................................34
Список использованной литературы...............................................................36
Приложения ......................................................................................................38

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_45_variant.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

4. По периоду проведения выделяют: перспективный (прогнозный); оперативный; текущий (ретроспективным) и итоговый (заключительный) анализ. 

Итоговый и оперативный анализы  взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству  предприятия не только оперативно ликвидировать  недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности бизнеса. 

5. По степени охвата изучаемых  объектов анализ делится на:           а) сплошной, при котором выводы делаются после изучения всех без исключения объектов; б) выборочный, по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

6. В зависимости от характера объектов управления имеет место анализ по: а) отраслям экономики; б) уровням общественного производства (отрасль, объединение, группа взаимосвязанных организаций, предприятия, филиалы и структурные производственные единицы); в) стадиям процесса расширенного воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление); г) составным элементам производства (трудовым, материальным и финансовым ресурсам) и отдельным элементам производственных отношений (трудовым, финансовым, кредитным).

7. По объекту анализа  выделяют следующие его виды:

а) анализ финансовой деятельности предприятия в целом. В процессе такого анализа объектом изучения является финансовая деятельность предприятия  в целом, без выделения отдельных  его структурных единиц и подразделений;

б) анализ финансовой деятельности отдельных структурных единиц и  подразделений. Такой анализ базируется в основном на результатах управленческого  учета предприятия;

в) анализ отдельных финансовых операций. Предметом такого анализа  могут быть отдельные операции, связанные с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями, с финансированием отдельных реальных проектов и другие.

8. По субъектам управления выделяют  экономический анализ, выполняемый:  а) руководством и экономическими  службами;                      б) собственниками и органами хозяйственного управления;                          в) поставщиками; г) покупателями; д) аудиторскими фирмами;                    е) кредитными организациям; ж) налоговыми и финансовыми органами.

9. По пространственному признаку:

а) внутрифирменный анализ изучает  деятельность только исследуемого предприятия  и его структурных подразделений;

б) межфирменный анализ сравнивает результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия [12, С.219].

10. По методам изучения объекта  выделяют анализ:                             а) диагностический. Представляет  собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции, то это признак затоваривания (работы на склад). Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производят глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени и средств; б) факторный. Основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов; в) маржинальный. Это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные переменные; г) функционально-стоимостный. Исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощений конструкций изделий, замены материалов и т.д.: д) экономико-математический. С его помощью выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов; е) сравнительный; ж) системный [12, С. 188].

Таким образом, основная цель финансового  анализа – получение максимального  количества наиболее информативных  параметров, дающих объективную картину  финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений  в структуре активов  и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

1.3. Методика  анализа финансовых  показателей  деятельности предприятий

Методика (основные правила) анализа  финансового состояния – это  совокупность аналитических процедур используемых для определения финансового  состояния предприятия [4, С.14].

Для решения конкретных задач финансового  анализа применяется целый ряд  специальных методов, позволяющих  получить количественную оценку отдельных  аспектов деятельности предприятия. В  финансовой практике в зависимости  от используемых методов различают следующие системы финансового анализа, проводимого на предприятии:

1) горизонтальный (временный) анализ–сравнение  каждой позиции с предыдущим  периодом;

2) вертикальный (структурный) анализ–определение  структуры итоговых финансовых  показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом;

3) трендовый анализ – сравнение  каждой позиции отчётности с  рядом предшествующих периодов  и определение тренда. С помощью  тренда формируются возможные  значения показателей в будущем, следовательно, ведется перспективный анализ;

4) анализ относительных показателей  (финансовых коэффициентов) - расчет  числовых отношений между отдельными  позициями отчета или позициями  разных форм отчетности, определение  взаимосвязи показателей: а) платежеспособность - через коэффициенты платежеспособности и ликвидности;  б) финансовую зависимость или финансовую автономию - через долю собственного капитала в валюте баланса; в) деловая активность использования активов организации - через коэффициенты оборачиваемости активов в целом или их отдельных элементов; г) эффективность работы - через коэффициенты рентабельности; рыночные характеристики акционерного общества - через норму дивиденда);

5) сравнительный анализ, который  делится на:

а) внутрихозяйственный анализ - сравнение основных показателей предприятия и его подразделений;

б) межхозяйственный анализ - сравнение  показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми  и средними общеэкономическими данными [4, С.292].

Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока: 1) анализ финансовых результатов деятельности предприятия; 2) анализ финансового состояния предприятия; 3) анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия [6, С.61].

Финансовое состояние предприятия характеризуется следующей системой показателей:

    1. Показатели оценки платежеспособности и ликвидности.

Финансовое состояние с позиции  краткосрочной перспективы оценивается  показателями ликвидности и платежеспособности.  Под  ликвидностью какого-либо актива понимают возможность субъекта хозяйствования обратить активы в денежные средства. Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчётов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.

На практике платежеспособность предприятия  выражается через ликвидность баланса. Основная часть оценки ликвидности  баланса – установить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств [3, С.325].

По степени ликвидности  активы предприятия разделяются  на следующие группы: 1) наиболее ликвидные  активы (А1) - денежная наличность, краткосрочные  финансовые вложения; 2) быстро реализуемые  активы (А2) - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, прочие дебиторские активы; 3) медленно реализуемые активы (А3) - запасы,  налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты и прочие оборотные активы; 4) трудно реализуемые активы (А4). В эту группу включены все статьи баланса раздела І «Внеоборотные активы».

В зависимости от сроков погашения пассивы предприятия разделяются на следующие группы: 1) наиболее срочные обязательства (П1) - кредиторская  задолженность, ссуды, не погашенные в срок;            2) краткосрочные пассивы (П2) - краткосрочные займы и кредиты;            3) долгосрочные пассивы (П3) - долгосрочные кредиты и займы;                4) постоянные пассивы (П4) - собственный капитал, находящийся в распоряжении предприятия, задолженность перед участниками по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и прочие краткосрочные обязательства. Для соблюдения абсолютной ликвидности баланса должны соблюдаться следующие неравенства:

А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; А4≤П4

Первые два неравенства  характеризует текущую ликвидность, два последних - перспективную ликвидность [3, С. 299-300].

Существуют следующие финансовые коэффициенты, применяемые для оценки ликвидности предприятия:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности: показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.

2. Коэффициент быстрой ликвидности: показывает прогнозируемые платежные возможности предприятия в условиях своевременного проведения расчетов с дебиторами.

3. Коэффициент текущей ликвидности: указывает на достаточность оборотных средств у предприятия для покрытия своих краткосрочных обязательств.

4. Коэффициент обеспеченности собственными  оборотными средствами: показывает долю собственных оборотных средств в собственном капитале [3, С.5-6].

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (Кв(у)п) характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение установленного периода.

 II. Показатели оценки финансовой устойчивости.

Финансовая  устойчивость  предприятия  в  значительной  степени зависит от структуры  источников финансирования  капитала, от соотношения основных и оборотных  средств, а  также  от  активов  и пассивов   и уровня  зависимости  от внешних кредиторов.

 Для  оценки финансовой  устойчивости предприятия используют  следующие показатели  (коэффициенты):

1. Коэффициент финансовой независимости  или коэффициент автономии: определяет долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала (обеспечиваются собственными источниками формирования). Оставшаяся доля активов покрывается за счет заемных средств. Рост показателя свидетельствует о положительной тенденции, чем выше значение коэффициента, тем более организация финансово устойчива.

Коэффициент финансовой зависимости  или коэффициент концентрации привлеченного  капитала: характеризует долю заемного капитала в общей сумме имущества организации.

Коэффициент самофинансирования: указывает на возможность покрытия собственным капиталом заемных средств.

III. Показатели деловой активности.

 Деловая активность предприятия  измеряется с помощью системы количественных критериев (абсолютные и относительные показатели)  и качественных критериев (деловая репутация, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции).

Выделяют следующие коэффициенты деловой активности.

1. Коэффициент оборачиваемости. Этот коэффициент показывает число оборотов анализируемых средств за отчетный период и равный отношению выручки от реализации без НДС к средней стоимости рассматриваемого актива.

2. Время оборота, показывающее  среднюю продолжительность одного оборота в днях (ПО) и определяемое отношением числа календарных дней в анализируемом периоде к коэффициенту оборачиваемости данного актива. 

IV. Система показателей рентабельности.

Показатели рентабельности предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и, в конечном счете, эффективности:

1. Рентабельность реализации продукции: показывает, сколько прибыли от реализации приходится на один рубль полных затрат.

2. Рентабельность производства: отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль производственных ресурсов предприятия.

3. Рентабельность активов: отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль совокупных активов.

4. Рентабельность продаж: характеризует, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции [2, С.394].

Таким образом, одним из  важнейших  условий успешного управления финансами  предприятия является анализ его  финансового состояния. Основная цель анализа финансового состояния  заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы, с помощью которых можно укрепить финансовое положение и повысить платежеспособность предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, таких как ликвидность и платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность и рентабельность.

Информация о работе Финансовое состояние организации и пути его совершенствования