Финансовое регулирование в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопроса эффективного управления финансами и исследование факторов социально – экономического развития. Основные задачи при изучении данного вопроса - это исследование:
1. Содержание и задачи финансового регулирования;
2. Финансовое регулирование экономических процессов;
3. Финансовое регулирование социальных процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание и задачи финансового регулирования………………………….5
1.1. Объекты управления…………………………………………………………7
1.2. Субъекты управления……………………………………………………….12
1.3. Методы государственного регулирования финансов ……………………13
1.4. Органы управления финансами……………………………………………15
2. Финансовое регулирование экономических процессов……………………24
2.1. Генеральная цель государственного регулирования экономики………...24
2.2. Налоги как метод финансового регулирования экономики……………...32
3. Финансовое регулирование социальных процессов ……………………….35
3.1. Социальные льготы и трансферты…………………………………………35
3.2. Налоговое регулирование социальных процессов………………………..37
3.3. Государственное финансовое регулирование занятости населения и рынка жилья……………………………………………………………………...41
Заключение ……………………………………………………………………....45
Список использованной литературы…………………………………………...48

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

2. Государственная дума  РФ, согласно Конституции РФ, принимает  федеральные законы, в том числе  федеральные законы по вопросам  федерального бюджета, федеральных  налогов и сборов, финансового,  валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Совет федерации и  Госдума контролируют осуществление  федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.

3. Правительство РФ  разрабатывает и представляет  Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического  управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

4. Министерство финансов  Российской Федерации.

Основные положения  и сущность функций и задач  МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:

  • разработка и реализация единой государственной финансовой политики;
  • составление проекта и исполнение государственного бюджета;
  • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;
  • обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию рынка.

Деятельность Министерства финансов РФ определяется и регулируется постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве финансов РФ ".

Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Минфин проводит в  своей компетенции комплексные  ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство финансов имеет право:

  • ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета;
  • взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа;
  • выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета;
  • предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;
  • осуществлять лицензионную деятельность.

В соответствии с положением Министерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.

Центральный аппарат  Министерства финансов включает следующие подразделения:

  1. Департамент бюджетной политики – составляет проект бюджета и организует его исполнение.
  2. Департамент отраслевого финансирования – определяет направление финансирования отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи.
  3. Департамент межбюджетных отношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов федерации.
  4. Департамент управления государственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутренних государственных займов, выплатой процентов и погашением.
  5. Департамент управления государственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов и их погашение.
  6. Департамент аудита – осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности, аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления.
  7. Департамент бухгалтерского учета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формы бухгалтерского учета и отчетности, а также нормативные документы по формам учета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках и др.) и другие департаменты.

В составе Министерства финансов на основании Указа президента РФ "О Федеральном казначействе", Постановления Правительства РФ "О Федеральном казначействе Российской Федерации", утвердившим Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему.

Структура территориальных  органов казначейства является трехуровневой:

Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством. [4, стр.3]

Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в  составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.

Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам  и районам в городах, кроме  городов районного подчинения. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями.

Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.

Основными задачами органов  Федерального Казначейства являются:

  • организация, осуществление и контроль исполнение бюджета РФ;
  • управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
  • финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;
  • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
  • управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
  • предоставление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата является органом государственного финансового  контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования средств федеральной собственности;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Налоговые органы РФ –  единая система контроля за соблюдением  налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.

Деятельность налоговых  органов регламентируется и определяется на основании закона "О налоговых  органах РФ" и Налогового кодекса.

Задачи контроля со стороны налоговых органов:

  1. Выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.
  2. Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.

Налоговые органы обязаны  вести в установленном порядке  учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов и пеней. [14]

Налоговые органы вправе:

  1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения по вопросам, возникающим при проверках.
  2. Обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций и граждан.
  3. Требовать от руководителей и других должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений.
  4. Приостанавливать операции по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления налоговым органам документов связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей.
  5. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  6. Взыскивать недоимки и пени по налогам.
  7. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
  8. Налагать административные штрафы.

МНС РФ является органом  валютного контроля и выполняет  функции, связанные с осуществлением им валютного контроля.

Налоговые органы несут  ответственность за полный и своевременный  учет всех налогоплательщиков.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

МНС РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Управления МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют руководство территориальными государственными налоговыми инспекциями. И обеспечивают через них решение задач налоговых органов. Также УМНС занимается контролем крупных налогоплательщиков имеющих межрегиональную структуру.

Территориальные государственные  налоговые инспекции (ТГНИ) осуществляют непосредственную работу с налогоплательщиками. Проводят камеральные, выездные (с выходом на предприятие, не реже одного раза в год), комплексные – проверяются все стороны деятельности предприятия), тематические.

Методы проведения проверок: сплошной, выборочный, формальный, арифметический, встречные проверки. [3, стр. 10]

Федеральные органы налоговой  полиции выполняют свои функции  по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".

Органы налоговой полиции  полномочны:

  • производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов;
  • по запросам налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом "О федеральных органах налоговой полиции".

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность  за поступление таможенных пошлин. К основным задачам комитета относят:

- проведение налоговых  проверок по налогам, взимаемым  таможенными органами;

  • проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых налоговыми органами;
  • приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении  ими таможенного законодательства;

Информация о работе Финансовое регулирование в системе управления финансами