Финансовое обеспечение расходов на культуру в Ленинском районе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении в теоретическом материале и на практике финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты финансирования учреждений культуры и спорта;
Проанализировать финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе;
Выявить проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..
Теоретический анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт ……………………….
Характеристика учреждений культуры и спорта………………………………………………………..
Понятие, сущность и особенности финансирования учреждений культуры и спорта…………..
Понятие и сущность финансирования…………………………………………………
Особенности финансирования учреждений культуры и спорта………………………………..
Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.…
Анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г. Барнаула…..
Проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула…………………………………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

чернович.docx

— 406.76 Кб (Скачать файл)

 

Деятельность учреждений культуры по реализации предусмотренных  уставом работ, услуг и производимой продукции относится к предпринимательской  лишь в той части, в которой  получаемый от этой деятельности доход  не инвестируется непосредственно  в данной организации на нужды  обеспечения, развития и совершенствования  основной уставной деятельности.

Платные формы культурной деятельности культурно-просветительских учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются  как предпринимательские, если доход  от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

Внебюджетные поступления  от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и  услуг в 2000х годах действительно  росли, но доля внебюджетных средств  в общих доходах учреждений культуры остается невысокой. Сокращение государственных  расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Широко распространена практика выделения  бюджетных средств на поддержку  организаций культуры без четких обязательств с их стороны и без  контроля результатов использования  бюджетных ассигнований. Конкурсное распределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедуры непрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурных проектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения о создании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурной деятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и с развитой рыночной, и с переходной экономикой.

 

Перечислим  основные.

1. Размеры  бюджетного финансирования не  соответствуют потребностям в  ресурсном обеспечении культурных  услуг, гарантии предоставления которых населению декларированы государством. За последние годы расходы из государственного бюджета на социально-культурную сферу значительно сократились. Нереалистично рассчитывать, что в ближайшие годы государство сможет восстановить прежние масштабы ресурсного обеспечения сложившейся в советское время системы социально-культурного обслуживания населения.

2. Отсутствие  рационального анализа эффективности  использования выделяемых государством  средств. Решения о конкретных  направлениях расходования бюджетных  ассигнований, выделяемых на культуру, слабо контролируются органами  представительной власти и общественностью. 

3. Несмотря  на разграничение полномочий  федеральных, региональных, местных  органов власти в решении вопросов  социально-культурной сферы, в  реальности нет четкого определения  и разграничения ответственности  между уровнями бюджетной системы  за выделение и использование  средств, предназначенных для  обеспечения государственных гарантий  в области культуры. В развитии  отраслей социально-культурной сферы  главной проблемой остается несвоевременное  и не в полном объеме финансирование, как за счет средств федерального  бюджета, так и за счет средств  региональных и местных бюджетов. Даже по защищенным статьям  расходов финансирование осуществляется  не полностью.

 

Необходимы глубокие системные  изменения, которые смогут осуществиться  только через переосмысление роли культуры в обществе, роли государства в  культуре и меры его ответственности  за культурную жизнь страны. Развитие культуры России должно стать важнейшим стратегическим направлением государственной политики, направленной на социально-экономический рост, укрепление целостности и обороноспособности страны.

Без полномасштабных инвестиций в культуру невозможно добиться устойчивого тренда в интеллектуальном развитии общества. Это, в свою очередь, непосредственно связано с повышением качества оказания услуг населению в сфере культуры, введением системы его оценки и критериев экономической эффективности расходов на культуру.

 

Резюмируя сказанное, следует отметить, что негативные тенденции развития отрасли культура в нашей стране обусловлены не только нехваткой средств, но и проведением  неудачной государственной политики в этой сфере. Поэтому в качестве основных направлений совершенствования  государственной политики России в  сфере культуры и искусства и  стабилизации ее финансового положения  необходимо выделить:

1. Привлечение  общественного внимания к проблемам  культуры, гарантии публичного обсуждения  различных точек зрения на  реформирование отрасли культура.

2. Контроль  над проникновением низкопробных  зарубежных культурных стереотипов.

3. Создание  единой компьютерной сети Интернет, объединяющей все объекты и  учреждения культуры.

4. Укрепление  связи между государственными  учреждениями и местными органами  самоуправления, а также координация  действий всех социальных институтов, имеющих отношение к культуре.

5. Поддержка  государством негосударственного  сектора сферы культуры (частные  и общественные культурные организации).

6. Разработка  новых подходов к государственному  финансированию культуры, применение  современных форм государственной  поддержки этой отрасли (целевые  трансферты, различные виды грантов).

7. Совершенствование  налоговой системы с целью  стимулирования частных форм  поддержки культуры и искусства,  таких как спонсорство и меценатство.

8. Создание  новых рабочих мест в отрасли  культура особенно для молодежи, так как эта сфера занятости населения в развитых странах признается наиболее перспективной.

9. Развитие  институциональных предпосылок  развития индустрии культуры.

 

 

Современное общество особенно заинтересовано в  росте общего уровня культуры его  членов, что становится основой повышения  производительности труда и эффективности  производства, фактором социального  и экономического прогресса. Кроме  того, роль государства в поддержке  отрасли культура должна выражаться не только в управлении организациями  культуры, но и, в не меньшей степени, в формировании потребностей в услугах этой отрасли у населения.

Говоря о  современной государственной политике России в отрасли культура, следует отметить ее направленность в значительной мере на учет интересов учреждений культуры, в то время как интересы населения пока остаются без внимания. В конечном итоге государство должно принимать меры по вовлечению как можно большего числа людей в культурную жизнь, а наиболее эффективных шагов на этом пути можно достичь лишь путем снижения стоимости культурно-досуговых услуг.

 

Как уже отмечалось выше, государственная политика в отрасли  культура должна заключаться в первую очередь в том, чтобы культурные ценности страны были доступны широким  слоям населения. Но степень воздействия  культурных ценностей на сознание и  духовный мир человека зависит от подготовленности индивида к их восприятию, поэтому государство должно проводить  просветительские мероприятия, направленные на приобщение граждан к духовным ценностям. В качестве таких мероприятий  можно выделить следующие:

  • введение специальных курсов художественного образования в начальной школе, в средне-специальном и высшем образовании независимо от специализации образовательного учреждения;
  • обучение населения современным компьютерным технологиям для обеспечения доступа к базам данных всех объектов культуры и художественных центров, объединенных в единую компьютерную сеть Интернет.

Безусловно, такие меры потребуют больших  финансовых вложений со стороны государства. Но в данном случае речь идет о его  долгосрочных интересах, в конечном счете, о сохранении культурного  потенциала общества и нации в  целом, поэтому любые мероприятия  по совершенствованию человеческого  потенциала должны стать приоритетными  не только в решении стратегических, но и тактических задач государства.

 

Следует четко определить обязательства государства по предоставлению бесплатных или льготных услуг организаций  культуры различным категориям граждан. Обязательства должны быть специфицированы  в нормативах и стандартах, определяющих перечни и объемы культурно-досуговых услуг, предоставляемых населению бесплатно или на льготной основе, а также размеры затрат на них, гарантируемые государством. К таким обязательствам можно отнести:

1. Право бесплатного посещения  музеев и памятников культуры  и искусства, находящихся на  государственном финансировании, в  любой день недели для молодых  людей в возрасте до 18 лет.

2. Право бесплатного посещения музеев и памятников культуры и искусства, находящихся на государственном финансировании, один раз в месяц (например, в выходные дни) для всех категорий граждан (во вне туристический сезон с 1 октября до 30 мая).

3. Снижение и введение  единой цены на входные билеты  один раз в неделю во все  национальные театры и концертные  залы (причем цены на билеты  дифференцируются в зависимости  от экономического положения  региона).

4. Введение адресной помощи  социально незащищенным слоям  населения в виде льготных  абонементов, полученных на предприятиях, для посещения объектов культуры.

5. Введение "персональных  чеков", учитывающих различные  материальные возможности людей  при посещении объектов культуры.

Будущее культуры зависит от развития экономики, которое, в свою очередь, во многом обуславливается  состоянием культуры. Поэтому, государство, с одной стороны, стимулируя развитие культуры, активизирует индустрию культуры, а одновременно и другие отрасли  экономики - торговлю, промышленность, услуги. С другой стороны, формируя средний класс - основного потребителя  культурных благ и услуг, способствует увеличению спроса на культурную продукцию, что приводит к возникновению  конкуренции между организациями  культуры и побуждает их расширять  ассортимент и увеличивать качество предоставляемых услуг.

Информация о работе Финансовое обеспечение расходов на культуру в Ленинском районе