Финансовое обеспечение расходов на культуру в Ленинском районе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении в теоретическом материале и на практике финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты финансирования учреждений культуры и спорта;
Проанализировать финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе;
Выявить проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..
Теоретический анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт ……………………….
Характеристика учреждений культуры и спорта………………………………………………………..
Понятие, сущность и особенности финансирования учреждений культуры и спорта…………..
Понятие и сущность финансирования…………………………………………………
Особенности финансирования учреждений культуры и спорта………………………………..
Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.…
Анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г. Барнаула…..
Проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула…………………………………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

чернович.docx

— 406.76 Кб (Скачать файл)

завещаниям;

Ø     кредитов банков и иных кредитных учреждений;

Ø     других доходов     и     поступлений    в    соответствии    с

законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государственная политика в сфере  культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий  для реализаций конституционных  прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и  пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.  
   
  
 
   
   
   
2. Порядок расчета расходов учреждений  
Провозглашенный Бюджетным кодексом РФ принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единой правовой базой, единственной бюджетной классификацией и единством форм бюджетной документации, непосредственным образом отразился на системе культуры.

Наибольшую трудность  при оценке предстоящих расходов и определении необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов. Несмотря на то, что состав расходов вполне конкретен, они не поддаются формализации и  нормированию. При определении расходов на заработную плату штатную численность  музейных специалистов нельзя привести к общему знаменателю. Например, число  хранителей музейного фонда зависит  от его структуры, состава предметов, их ценности, состояния; число смотрителей  – от площади экспозиционных залов, степени доступность экспонатов, наличии охранной сигнализации. Подобная ситуация складывается и с планированием  средств на приобретение музейных экспонатов и оформления экспозиций, с комплектованием  библиотечных фондов в библиотеках, приобретением реквизитов и материалов для проведения мероприятий и  т.п. Какая бы сумма средств не была исчислена учреждением, при  утверждении сметы учитываются  ее фактическое исполнение за ряд  лет и объем бюджета.  
Важным условием функционирования музеев и получения права на бюджетное финансирование является лицензирование их деятельности. В соответствии с законодательством уставы государственных музеев должны утверждаться правительством РФ. Определенное место в ряду документов, обеспечивающих сохранность ценностей, должен занимать Государственный каталог музейного фонда.  
Планированию бюджетных расходов, как по музеям, так и по другим типам учреждений и организаций культуры, предшествуют определение возможности учреждения получать доходы для обеспечения самофинансирования, выяснение культурно-исторического значении объекта, определение круга социальных групп населения, пользующихся услугами данного учреждения культуры. Как правило, финансирование за счет бюджетных источников осуществляется в тех случаях, когда учреждения не могут гарантировать рост собственных доходов за счет предоставления платных услуг населению. Их основная деятельность имеет ярко выраженный характер общественных благ, в частности деятельность государственных библиотек. Долевое финансирование за счет бюджета может осуществляться для развития материально-технических и информационных технологий, обеспечивающих получение организациями культуры в будущем высоких собственных доходов.  
При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям также определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю посещаемость. Все спектакли распределяются на утренние, дневные и вечерние. Цена билетов зависит от времени проведения спектакля. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания услуг населению. Методика расчета расходов по основным статьям расходов не имеет каких либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и художественного персонала подразделяются на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые постановки, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства, как правило, выделяются в виде субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии. Во втором – все расходы, независимо от источников их покрытия.  
В отличие от театров концертная деятельность включает в себя различные жанры – эстрадные, филармонические и т.д. Государственная финансовая поддержка оказывается филармоническому направлению, так как из-за своей специфики оно наиболее убыточно. Расчеты и обоснования по финансированию концертных организаций аналогичны театральным.  
В важнейшем государственном документе – Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. обосновывалась необходимость внедрения контрактных методов финансирования учреждений культуры. Это значит, что в практику взаимоотношений между государственным учредителем и исполнителем услуг в сфере искусства входят договорные отношения с условием предоставления бюджетных средств по стабильному нормативу. В то же время дискуссионным остается вопрос о критериях выбора единицы нормирования. При большом разнообразии не похожих друг на друга учреждений и организаций культуры сложно определить как единицу нормирования, так и стоимость бюджетной услуги. Так, в театрах объем услуг может быть выражен в количестве обслуженных зрителей и в количестве спектаклей. Нельзя не заметить, что рыночная ценность услуг культуры не всегда свидетельствует о ее художественном уровне. В то же время зрительский спрос является лучшим индикатором результативности работы театра. Установление жесткой связи между государственным финансированием и числом зрителей может оказаться дестимулирующим фактором, что свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к проектируемым расходам.  
   
   
   
3. Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства  
В настоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций  РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется правительством РФ. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства. 

Глава 1 Планирование, финансирование расходов на образование, подготовку кадров, культуру

1.1 Расходы бюджета

Расходы являются одной из важнейших характеристик  государственного бюджета. Через систему  расходов происходит перераспределение  значительной части национального  дохода, осуществляется вмешательство  государства в хозяйственные  процессы, реализация экономической  и социальной политики государства. Расходы бюджета представляют собой  затраты, возникающие в связи  с выполнением государством своих  функций. Они выражают экономические  отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства  и его использованием по различным  направлениям.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета  проявляется в том, что они  служат активным инструментом экономической  политики. С их помощью государство  воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная  сущность расходов отражается в том, что через них государство  осуществляет политику социального  маневрирования, обеспечивает воспроизводство  рабочей силы. Следовательно, расходы  государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его  главных функций и задач. Управление процессами создания, распределения, перераспределения  и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового  планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря  финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций,

определяются  пути рационального использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По общественному назначению расходы бюджета государства  могут быть поделены на следующие  группы:

ь расходы на социальные цели;

ь внешнеэкономические расходы;

ь экономические расходы;

ь расходы на оборону страны;

ь расходы на управление.

 

В. МУЗЫЧУК 1

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОТРАСЛИ КУЛЬТУРА В РОССИИ (СТРУКТУРНЫЙ  И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ)

Активизация рыночных отношений  по-разному затронула деятельность социально-культурной сферы, но именно в отрасли культура произошла  резкая дифференциация сферы действия рыночных механизмов и государственного регулирования, что во многом объясняется  специфическими особенностями функционирования этой отрасли.

Однако отрасль культура в России невозможно полностью вывести  из-под влияния рыночных отношений, так как экономика в целом  развивается по рыночному пути. Глубокий дефицит финансовых средств заставляет организации культуры искать новые  источники финансирования, существование  которых обусловлено рыночным механизмом хозяйствования. Поэтому в данном вопросе необходимо избегать крайностей: с одной стороны, полностью отрицать значение рынка для отрасли культура, а, с другой стороны, воспринимать рынок  как панацею для преодоления  всех трудностей культурного развития. Решение этой задачи заключается  в необходимости интеграции культуры в общую систему рынка при  создании/сохранении некоторых механизмов защиты культуры от рынка. Таким образом, можно сказать, что отрасль культура представляет собой экономическое  пространство, в рамках которого существуют рыночные и нерыночные отношения. Следует отметить, что особенно хорошо вписалась в рыночные отношения индустрия культуры - сфера производства и распространения "материализованных" культурных ценностей (книги, предметы искусства, аудио- и видеокассеты, компактные диски, программное обеспечение и т.д.).

Еще одной особенностью деятельности отрасли культура в рыночной среде  является наличие так называемых внешних эффектов и квазиобщественных благ. Дело в том, что производство и потребление культурных услуг не замыкается в системе "производитель-потребитель" и связано с возникновением внешних эффектов, представляющих собой выгоды и издержки, которые выпадают на долю третьей стороны, не являющейся участником рыночной сделки. Специфической особенностью внешних эффектов, возникающих в сфере культуры и искусства, является сохранение полезных свойств при многократном их использовании. Книга, картина или музыкальное произведение может неоднократно использоваться, не теряя при этом своих полезных свойств. Поэтому результаты культурной деятельности являются достоянием всех членов общества и последующих поколений.

Кроме того, в отрасли  культура существуют определенные виды товаров и услуг, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко  противоположны особенностям товаров  индивидуального потребления. Такие  товары и услуги называют государственными или общественными благами. Общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут  быть проданы индивидуальным покупателям. Получение выгоды от общественных благ заключается не в их покупке, как  это происходит в случае с индивидуальными  товарами, а в их производстве, причем полученные выгоды достаются всему  обществу в целом.

Музеи, библиотеки, дворцы культуры и др. представляют собой квазиобщественные блага. Отличие между общественными и квазиобщественными благами заключается в том, что с последними могут иметь дело частные производители, т.е. могут устанавливать цену, так как на них не действует принцип исключения, и обеспечивать ими потребителей через рыночную систему. Однако рыночная система не может производить их в достаточном количестве, поэтому государство берет на себя их производство или финансирование. Таким образом, обычные рыночные механизмы здесь не работают, и необходимо государственное вмешательство.

Еще одной отличительной  особенностью отрасли культура является взаимозаменяемость способов удовлетворения потребностей в услугах культуры. За последнее десятилетие в нашей  стране существенно изменилась структура  потребностей в сфере культуры: упала  популярность таких публичных видов  искусства, как театр, кино, а на первое место вышли индивидуальные формы  проведения досуга (компьютерные игры, телевидение, видео). Во многом это объясняется  резким падением платежеспособности людей, недоступностью услуг высокопрофессионального  искусства для широких слоев  населения. Однако не меньшую роль здесь  играет бурное развитие средств связи, Интернета, новых компьютерных технологий, аудио- и видеопродукции, а также издание массовыми тиражами детективов и любовных романов, показ телевизионных сериалов и т.п. Во многом именно современные средства масс-медиа ответственны за снижение уровня культуры населения и навязывание ему низкопробных программ, показ которых объясняется якобы высокими рейтингами, которые в действительности же искусственно созданы ими самими. Ситуация усугубляется еще и тем, что во многих регионах России телевидение и радио являются единственными доступными "проводниками культуры в массы", а молодежь в наибольшей степени подвержена их влиянию.

Для частных телевизионных  каналов производство программ, посвященных  культуре, слишком дорого, поэтому  они предпочитают покупать дешевую  зарубежную продукцию сомнительного  качества. Кроме того, владельцы современных российских масс-медиа ориентированы на быстрый оборот средств и высокие доходы, поэтому ими делается ставка на желтую прессу, "мыльные оперы" и разного рода лотереи и игровые программы на телевидении и радио. В результате происходит постепенное вытеснение подлинных ценностей культуры с экрана телевизора и их замещение примитивным суррогатом, замешанном на кровопролитии, убийствах и насилии.

Выход из создавшегося положения  видится в незамедлительном вмешательстве  государства, которое должно сосредоточить  контроль над освещением вопросов культуры в своих руках. Например, в Японии в 60-е годы XX в. правительство в  рамках реализации концепции "культурного  государства" в качестве одного из эффективных путей управления сферой культуры и искусства выделило контроль за средствами массовой информации. Правительственные учреждения стали поддерживать самую тесную связь с руководством газет, агентств, радио, телевидения, еженедельных журналов для активного обмена мнениями по вопросам культурного развития, а также получили реальную возможность оказывать на них давление через налоговую систему, путем отбора лицензий за отказ в "правильном освещении событий".

Следовательно, государственное регулирование  деятельности отрасли культура объясняется  как экономическими, так и социальными  причинами. Экономические причины  непосредственно связаны с финансовой поддержкой этой сферы, а социальные обусловлены необходимостью скорректировать  распределение культурных благ и  услуг путем расширения их доступности  для широких слоев населения.

Современное общество особенно заинтересовано в  росте общего уровня культуры его  членов, что становится основой повышения  производительности труда и эффективности  производства, фактором социального  и экономического прогресса. Кроме  того, роль государства в поддержке  отрасли культура должна выражаться не только в управлении организациями  культуры, но и, в не меньшей степени, в формировании потребностей в услугах этой отрасли у населения.

Информация о работе Финансовое обеспечение расходов на культуру в Ленинском районе