Финансовая устойчивость организации: методы и способы оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой устойчивости организации: методы и способы оценки.
В соответствии с поставленной в данной работе целью были определены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы финансовой устойчивости;
– провести оценку финансовой устойчивости на примере ООО «Продкорпорация».

Содержание

Введение……………………………………………...............................................3
1. Теоретические основы финансовой устойчивости ........................................5
1.1. Понятие, сущность и виды финансовой устойчивости.........................5
1.2. Методы и способы оценки финансовой устойчивости предприятия....9
2. Оценка финансовой устойчивости на примере ООО «Продкорпорация»...16
2.1. Общая характеристика ООО «Продкорпорация».................................16
2.2. Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия.............21
Выводы и предложения…………………………................................................31
Список использованной литературы……………..................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая фин уст-ть тема 48.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

     Маржинальная  прибыль = Выручка от реализации –  Постоянные затраты, или Маржинальная прибыль = Выручка от реализации + Переменные затраты.

     Порог рентабельности - отношение суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованной продукции к доле маржинального дохода в выручке: 

                                        ТБ = А/К Валовой маржи,                                        (27)

     где А – постоянные расходы;

     К Валовой маржи = Валовая маржа/ВР;

     Валовая маржа = ПР + А.

     Таблица 10.

     Данные  для расчета запаса финансовой прочности 

     ООО «Продкорпорация» за период 2008-2010 гг.

Наименование 

позиций

Годы
2008 2009 2010
1 2 3 4
Выручка от реализации (без НДС), тыс. руб. 32839 70466 51855
Постоянные  затраты, тыс. руб. 18425 30412 26315
Маржинальная  прибыль, тыс. руб. 21684 39584 32588
Доля  маржинального дохода в выручке,  % 63,3 70,9 67,2
Прибыль от реализации, тыс. руб. 4113 3389 -6669
Точка безубыточности, тыс. руб. 29456 68952 48697
Абсолютное  отклонение от точки безубыточности, тыс. руб. 3621 3695 -8714
Запас прочности, % 21,4 14,3 -13,4

     В 2010 г. ООО «Продкорпорация» нужно было реализовать продукции на  8714 тыс. руб. больше, чтобы покрыть затраты. Фактически выручка составила 51855 тыс. руб., что ниже пороговой рентабельности на 13,4%. То есть предприятие не выполнило план по производству и реализации и в 2010 году осталось в убытке.

     Как показывает расчет в 2009 г. ООО «Продкорпорация» нужно было реализовать продукцию на  68952 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. Фактически выручка составила 70466 тыс. руб., что  выше пороговой рентабельности на  3695 тыс. руб., или 14,3%. Это и есть запас финансовой устойчивости, или зона безубыточности предприятия.

     В целом по предприятию мы можем  наблюдать нестабильные колебания запаса финансовой устойчивости. Показатель запаса финансовой прочности в 2009 году очень невысок и составляет всего 14,3%, а 2010 году он снизился до -13,4%, что является негативным моментом для предприятия. Такое снижение данного показателя является результатом кризисной ситуации 2009 года, ростом расходов и падения спроса.

     В завершение оценки финансовой прочности  и устойчивости предприятия следует отметить, что кредиторы и владельцы уделяют большое внимание долгосрочной финансовой структуре предприятия. По показателям финансовой устойчивости собственники и администрация предприятия могут определить допустимые доли заемных средств и собственных источников финансирования. Из расчетов следуют важные выводы: 1) предприятие может зарабатывать прибыль, если объем реализации его продукции будет превышать некоторый критический объем выручки; 2) точку пересечения кривой общих издержек с кривой выручки от реализации называют точкой безубыточности. Лишь при переходе этой точки наступает окупаемость всех издержек.

     Заключительным  этапом анализа эффективности работы финансового механизма на предприятии является анализ эффективности использования собственного и заемного капитала, то есть эффекта финансового рычага.

     Эффект  финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Для расчета эффекта финансового рычага ООО «Продкорпорация» построим таблицу данных.

     Таблица 11.

     Данные  для расчета эффекта финансового рычага

     ООО «Продкорпорация» за 2008 – 2010 гг.

 
Показатель
Годы Отклонение, (+,-)
2008 2009 2010 2009 - 2008 2010 - 2009
Собственный капитал (СК), тыс. руб. 19827 47240 38233 27413 -9007
Доля  СК в общей сумме источников средств, % 24,5 27,9 17,0 -3,4 -10,9
Заемный капитал (ЗК), тыс. руб. 61103 122054 186374 60981 64320
Доля  ЗК в общей сумме источников средств, % 75,5 72,1 83,0 -3,4 7,9
Плечо рычага, доли единиц 3,18 2,58 4,87 -0,6 2,29
Ставка  по кредиту, % 19 19 19 - -
Экономическая рентабельность, % 6,90 2,79 -0,86 -4,11 -3,91
Эффект  финансового рычага, % -21,50 -13,77 -30,13 -7,73 -8,63

     Из  таблицы 11 видно, что за анализируемый  период произошел рост как собственного, так и заемного капитала. Но изменилось их соотношение и удельный вес  в общей сумме источников средств. Если в 2008 году собственный капитал превышал заемный (25%:75%), то в последующие годы доля заемного капитала в общей сумме средств значительно выросла и стала превышать долю собственных средств (в 2009 году соотношение собственного и заемного капитала было 28%:72%, а в 2010 году – уже 17%:83%). Для того чтобы проанализировать, выгодно ли предприятию иметь такое соотношение источников средств, проведем расчет эффекта финансового рычага. Процентная ставка за кредитные ресурсы равна 19% на протяжении всего анализируемого периода.

     Расчет  эффекта финансового рычага показал, что предприятию невыгодно имеющееся соотношение собственных и заемных средств. В данном случае возникает так называемый эффект «дубинки», когда предприятие начинает «проедать» собственный капитал. Результаты расчета эффекта финансового рычага показывают, что он принимает отрицательное значение на протяжении всего периода (в 2008 году – -21,50%, в 2009 году –-13,77%, в 2010 году – -30,13%) и заметно снижается к концу периода, так как экономическая рентабельность капитала очень низкая, а ставка по кредиту высока для него.

     Таким образом, ООО «Продкорпорация» неэффективно использует заемный капитал, что  негативно сказывается на его  финансовой устойчивости и со временем может привести к убыточной деятельности.

     Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. В целом на ООО «Продкорпорация» наблюдается неустойчивая финансовая ситуация. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса показал, что произошло резкое увеличение суммы заемного капитала к концу анализируемого периода. Заемный капитал превышает собственный в 4,5 раза. Это говорит о том, что ООО «Продкорпорация» - крайне финансово зависимое предприятие.

     Анализ  основных финансовых показателей также  выявил неудовлетворительную финансовую ситуацию на предприятии. Показатели ликвидности гораздо ниже своих нормативных значений, что свидетельствует о затруднении ООО «Продкорпорация» в плане возможности погашения краткосрочных обязательств. Показатели деловой активности отражают значительное снижение скорости оборачиваемости средств и их источников. Показатели рентабельности имеют очень низкие значения, а рентабельность основной деятельности в 2010 году – отрицательная величина, то есть основная сельскохозяйственная деятельность не позволяет предприятию держаться на плаву, а наоборот приносит ему убытки.

     Анализ  абсолютных показателей финансовой устойчивости выявил кризисный тип  финансовой устойчивости ООО «Продкорпорация» за период 2008 – 2010 гг. Относительные показатели финансовой устойчивости также свидетельствуют о финансовой зависимости предприятия от заемного капитала. Соотношение заемных и собственных средств в 2008 г. – 25:75, в 2009 г. – 27:83, а в 2010 г. - 17:83. В 2010 г. ООО «Продкорпорация» не смогло выйти на безубыточный объем продаж и несло убытки от основной деятельности. Анализ применения финансового рычага также показал, что структура капитала ООО «Продкорпорация» не является оптимальной, и эффекта финансового рычага не наблюдается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  и предложения

     Финансовая  устойчивость - такое состояние финансов, которое гарантирует организации постоянную платежеспособность. Финансово устойчивый хозяйствующий субъект за счет собственных средств покрывает вложенные в активы средства, не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.

     В данной работе были рассмотрены подходы  к определению финансовой устойчивости различными авторами. Было определено, что изучение показателей отражающих финансовую устойчивость предприятия является одной из важнейших задач анализа финансового состояния предприятия. В ходе разработки данной работы были выявлены различия в подходах, способах, критериях и условиях проведения анализа.

     В целом на ООО «Продкорпорация» наблюдается  неустойчивая финансовая ситуация. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса показал, что произошло резкое увеличение суммы заемного капитала к концу анализируемого периода. Заемный капитал превышает собственный в 4,5 раза. Это говорит о том, что ООО «Продкорпорация» - крайне финансово зависимое предприятие.

     Анализ  основных финансовых показателей также  выявил неудовлетворительную финансовую ситуацию на предприятии. Показатели ликвидности  гораздо ниже своих нормативных  значений, что свидетельствует о  затруднении ООО «Продкорпорация» в плане возможности погашения краткосрочных обязательств. Показатели деловой активности отражают значительное снижение скорости оборачиваемости средств и их источников. Показатели рентабельности имеют очень низкие значения, а рентабельность основной деятельности в 2010 году – отрицательная величина, то есть основная сельскохозяйственная деятельность не позволяет предприятию держаться на плаву, а наоборот приносит ему убытки.

     Анализ  абсолютных показателей финансовой устойчивости выявил кризисный тип  финансовой устойчивости ООО «Продкорпорация» за период 2008 – 2010 гг. Относительные показатели финансовой устойчивости также свидетельствуют о финансовой зависимости предприятия от заемного капитала. Соотношение заемных и собственных средств в 2008 г. – 25:75, в 2009 г. – 27:83, а в 2010 г. 17:83. В 2009 г. ООО «Продкорпорация» не смогло выйти на безубыточный объем продаж и несло убытки от основной деятельности. Анализ применения финансового рычага также показал, что структура капитала ООО «Продкорпорация» не является оптимальной, и эффекта финансового рычага не наблюдается.

     Исходя  из результатов анализа и выявленных недостатков, можно предложить следующие  мероприятия по их уменьшению и устранению.

     1. Пересмотреть и оптимизировать  структуру запасов.

     2. Сменить поставщиков удобрений и сельскохозяйственного инвентаря более дорогих на более дешевых.

     3. Расширить географию продаж продукции и пр.

     Проведенный вышеперечисленный комплекс мероприятий  позволит значительно повысить финансовую устойчивость и платежеспособность исследуемого предприятия ООО «Продкорпорация» в период современной экономической нестабильности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

           I. Нормативно-правовые материалы:

  1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993г.//Российская газета.-1993.-25 декабря.
  2. Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 31 января 2002 г. №134-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №2. - Ст.3021.

     II. Специальная литература:

  1. Абрютина, М.С., Грачев, А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие: 6-е изд., испр. - М.: «Дело и Сервис», 2009. - 348 с.
  2. Глазов, М.М. Функциональная диагностика предприятий в управлении деятельностью предприятия. - СПб: СПбГУЭФ, 2009. - 326 с.
  3. Дедюхина, Н.В. Диагностика предприятия: учет инфляции, оценка капитала, показателей и концепции конкурентоспособности. - СПб: СпбИМГАП, 2008. - 519 с.
  4. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиции. Анализ отчетности. – 8-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 512 с.
  5. Колчина, Н.В. Финансы предприятий: 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 447 с.
  6. Коротков, А.А. Управление финансовой деятельностью предприятия // Вопросы экономики. - 2008. - № 4. - С. 57.
  7.   Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности  предприятия: 9-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2008. - 688 с.
  8. Самсонов, Н.Ф. Финансы и финансовый механизм: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 448 с. - (Серия  «Высшее образование»).
  9. Селезнева, Н.Н., Ионова, А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие для вузов. - 4-е изд., перераб. и  доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 639 с.
  10. Слепов, В.А. Финансовая политика компании// Финансы, 2009.- №9.- С.56-60.
  11. Стражева, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: 7-е изд.; стереотип - М.: Высшая школа, 2010. - 363 с.
  12. Хучек, М. Факторы выбора стратегии предприятия // Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. - 2009. - № 3. - С. 59.
  13. Чупров, С.В. Анализ нормативов показателей финансовой устойчивости предприятия// Финансы, 2009. - №2. - С.17 - 19.

Информация о работе Финансовая устойчивость организации: методы и способы оценки