Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- изучение сущности и структуры финансовых отношений и финансовой системы;
-рассмотрение сущности государственного бюджета как основного элемента финансовой системы ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Финансовые отношения и финансовая система:
сущность и структура…………………………………………………….4-13
2.Государственный бюджет как основной
элемент финансовой системы……………………………..…………… 14-20
3.Проблемы финансового развития России……………………………21-32
Заключение...………………………………..……………………………..33
Список используемой литературы…………………………….……….34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

   Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу   во   всех   странах   составляют   налоги,   которые   используются исключительно для формирования  местного  бюджета.  Вторая  группа  отражает специфику налоговой системы страны. Особую  группу  налогов,  поступающих  в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

      Местные органы власти, распоряжаясь  принадлежащей  им  собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

      Доходная  часть  местных  бюджетов  недостаточна  для   финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их  деятельность  связана  не только  с  выполнением  местных  задач,   но   и   участием   в   выполнении общегосударственных  программ,  правительство  из  государственного  бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и  субвенций.  И  субсидия,  и

субвенция – это  государственная дотация местному бюджету.

      Несмотря  на  юридическую  самостоятельность   бюджета,  тем  не  менее, получая из  центрального  бюджета  30-40%  доходов,  местные  органы  власти вынуждены в своей  деятельности  постоянно  принимать  во  внимание  решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть  сокращены либо совсем прекращены.

         Несмотря  на  проводимую  во   многих   странах   приватизацию, государственный сектор в экономике продолжает играть большую роль.

              Основной   источник   финансов   государственных   предприятий определяется их взаимоотношениями  с  центральным  правительством.  С  одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны  платить  налоги  в государственный  и  местный  бюджет,  с  другой  –  получают   субсидии   из центрального  бюджета  для  финансирования  своей  деятельности.  Во  многих странах  в   целях   обеспечения   формирования   финансов   государственных предприятий центральные правительства  законодательно  уменьшают  им  налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

            Главной особенностью  государственных   предприятий  является  их обычно невысокая  рентабельность,  хотя  в  отдельных  фирмах  эффективность производства не уступает частным предприятиям.

            Разные уровни рентабельности  отражаются на формировании финансов государственных  предприятий.  Те  государственные  предприятия,  которые  в состоянии  действовать  рентабельно,  то  есть  не  только  возмещает   свои издержки  производства,  но  и  получают  прибыль,  имеют   самостоятельный, автономный  бюджет;  в  центральном  государственном  или  местном  бюджетах

фиксируются лишь финансовые  результаты  их  деятельности.  Те  предприятия, деятельность  которых  нельзя  определять  с  точки   зрения   эффективности (поскольку производят  социально значимую  продукцию),  финансируются   из государственного бюджета, т.е.  находятся  на  бюджетном  финансировании.  В государственный бюджет включаются их доходы и расходы.

            Специальные правительственные  фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей  сущности  они  представляют  собой денежные фонды специального назначения.

             Эти фонды создаются   с   целью   финансирования   выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические  задачи, постольку нет единой классификации правительственных фондов. К  тому  же  их количество и назначение  в  каждой  стране  при  переходе  от  одного  этапа развития к другому меняются.

            Правительственные фонды отличаются друг от друга  в  зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.

            Как правило, действие многих  фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время.  Их называют постоянными.

            В зависимости от цели использования государственные специальные  фонды подразделяют на следующие:

      - научно-исследовательские;

      - экономические;

      - социальные фонды;

      - фонды личного и имущественного  страхования;

      - военные фонды;

      - инвестиционные фонды.

      Основная  часть   специальных   фондов   образуется   либо   за   счет государственного  бюджета,  либо   за   счет   местных   бюджетов   (местные специальные фонды). Их источником являются прямые  государственные  субсидии или  отчисления  от  налоговых  поступлений.  Некоторые  фонды  (личного   и имущественного  страхования)   образуются  за  счет   добровольных   взносов юридических и физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный бюджет как основной элемент  
                          финансовой системы.

 

              Центральное место в финансовой  системе любого государства занимает  государственный бюджет – имеющий  силу  закона, финансовый  план  государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый)  год.  Новый Бюджетный кодекс  Российской Федерации (БК  РФ)   определяет   бюджет   как   «форму образования и расходования  фонда денежных  средств,  предназначенных для финансового   обеспечения   задач   и   функций   государства   и   местного  самоуправления».  Таким образом,  государственный   бюджет,   являясь   для государства   средством   аккумулирования    финансовых    ресурсов,    дает государственной власти  возможность  содержания  государственного  аппарата, армии,   выполнения   социальных   мероприятий,   реализации    приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.  Как правило, тип государственного устройства,  сложившиеся  формы  управления  и взаимоотношений между членами общества определяют и  особенности  финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе  и  бывшем СССР,  в  силу   монополии   государственной   собственности   на   средства производства  и  наличия  мощного  государственного  аппарата  основной   ее задачей  было  обслуживание  государственных  потребностей.  Государственные финансы подчиняли себе и финансы  предприятий  и  общественных  организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой  сберкасс,  рассматривались как доходы государства.

 

             Кардинальные изменения в экономике России,  в  ее  политическом статусе,   произошедшие   на   рубеже   80-90-х   гг.,   вызвали   серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых  форм  собственности,  и следовательно, новых субъектов  хозяйствования,  располагающих  собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые  потоки стало  возможным  регулировать  в  основном  косвенными   методами,   прямое перераспределение  денежных  средств  значительно  сократило  сферу   своего применения.  После  устранения  всеохватывающего  господства  КПСС  возникла  проблема  разделения  полномочий  между  законодательной  и   исполнительной властями  в  отношении  распоряжения  финансовыми   ресурсами   общества   и соответствующей    регламентации   бюджетного   процесса.   Другим    важным направлением  модернизации  государственных   финансов   стало   расчленение единого  государственного  бюджета  времен  развитого  социализма   на   три  самостоятельные части: федеральный бюджет,  бюджеты  субъектов  Федерации и местные бюджеты,  что явилось важным  шагом к демократизации  финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю  и валютные  отношения,  разгосударствление  промышленности  и  т.п.  Все   это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе  России,  и  в  ее

бюджетном устройстве.

            БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на  экономических  отношениях  и   государственном   устройстве   Российской Федерации, регулируемая нормами  права  совокупность  федерального  бюджета, бюджетов  субъектов  Российской  Федерации,  местных  бюджетов  и   бюджетов государственных внебюджетных  фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

       Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

     первый уровень –  федеральный   бюджет  Российской  Федерации   и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

     второй  уровень  –  бюджеты  субъектов   РФ  (89  бюджетов  –  21 республиканский  бюджет,  55  краевых  и  областных  бюджетов,  10  окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области,  городские бюджеты  Москвы   и    Санкт-Петербурга    и    бюджеты    территориальных государственных внебюджетных фондов;

        третий уровень – местные бюджеты  (около  29  тысяч  городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

              Как   видно,   бюджетное   устройство   РФ   определяется   ее государственным устройством – в  унитарных  государствах  бюджетная  система имеет два уровня – государственный бюджет и  местные  бюджеты  (однако  и  в унитарных,  и  в  федеративных  государствах  бюджеты  нижестоящих   уровней нижестоящих государственных и  административно-территориальных  единиц)  не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо  также  отметить,  что  до принятия БК РФ внебюджетные  фонды,  являясь  элементом  финансовой  системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную  систему.  Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный  бюджет»  т.е.  свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории  (ст.6 БК РФ).  Консолидированный  бюджет  субъекта  РФ  составляют  бюджет  самого субъекта и свод бюджетов  находящихся  на  его  территории  и  муниципальных образований.  Консолидированный  бюджет  РФ  –  это  федеральный  бюджет   и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты  позволяют получить  полное  представление  о  всех  доходах  и  расходах  региона  или Федерации в  целом,  они  не  утверждаются  и  служат  для  аналитических  и статистических целей.

         Федеральный бюджет  Российской  Федерации входит  в первый  уровень бюджетной системы РФ.  Федеральный бюджет  – основной  финансовый   план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального  закона.

Именно  федеральный  бюджет  является  основным  орудием   перераспределения национального дохода и ВВП,  через  него  мобилизуются  финансовые  ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития  страны  и  реализации социальной политики на  территории  всей  России.  При  составлении  проекта бюджета учитываются не  только  данные  о  прогнозируемых  размерах  доходов бюджета и необходимых государственных расходов;  бюджет  строится  с  учетом необходимости осуществления избранной экономической политик  доходов,  можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

      Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов  субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав   граждан   на   пенсионное   обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы,  охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы   (бюджет)   государственных   внебюджетных    фондов    утверждаются законодательными  представительными)  органами  в форме закона  (решения) аналогично  закону  (решению)  об  утверждении   государственного   бюджета. Формируются государственные внебюджетные  фонды   в   основном   за   счет обязательных отчислений, уплачиваемых  юридическими  и  физическими  лицами. Средства государственных внебюджетных  фондов  находятся  в государственной собственности.

     Ранее   (до   принятия   Бюджетного   кодекса   Российской   Федерации внебюджетные  фонды  не  включались  в   бюджетную   систему  РФ, являясь самостоятельным    элементом      российской      финансовой       системы (общегосударственные финансы). С принятием БК  РФ  федеральные  внебюджетные фонды были включены в первый  уровень  бюджетной  системы,  фонды  субъектов Федерации  –  во  второй.   В   настоящее   время   принципы   формирования, расходования,  управления  внебюджетными  фондами  регламентируются  БК  РФ; порядок  составления,  утверждения  бюджетов  государственных   внебюджетных фондов, составления и утверждения  отчетов  об  их  исполнении  регулируется нормами  бюджетного  процесса  РФ.   Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется  Федеральным  казначейством  Российской Федерации. БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

 

       - пенсионный фонд Российской Федерации;

       - фонд социального страхования  Российской Федерации;

       - федеральный фонд обязательного  медицинского страхования;

       - государственный фонд занятости  населения Российской   Федерации.

     Следовательно, целевые федеральные бюджетные фонды,  средства  которых консолидируются в федеральном бюджете это:

 

       - федеральный дорожный фонд Российской  Федерации;

       - федеральный экологический фонд  Российской Федерации;

       - государственный фонд борьбы  с преступностью;

       - фонд воспроизводства минерально-сырьевой  базы;

       - фонд развития Федеральной пограничной  службы Российской Федерации;

       - фонд Министерства Российской  Федерации по атомной энергии;

       - фонд развития таможенной системы  Российской Федерации;

       - федеральный фонд Государственной   налоговой  службы  и  Федеральной  службы налоговой полиции Российской Федерации;

новым законодательством не включаются в  состав государственных  внебюджетных фондов. Причина состоит в том, что в настоящее  время  средства  большинства целевых  фондов  консолидируются  в   бюджет   и   сами   фонды   утрачивают самостоятельность.

    Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов  РФ  идет  в двух   направлениях:   часть    внебюджетных    фондов    утрачивают    свою самостоятельность, их средства включаются в состав  бюджета,  а  сами  фонды передаются в  состав  финансовых  органов,  вторая  часть фондов  сохраняет юридическую самостоятельность, но  включается  в  состав  бюджетной  системы Российской  Федерации.  Таким  образом,  происходит  процесс   централизации финансовых   средств   в    руках    государства,    устраняется  излишняя полицентричность финансовой системы. [http://bk-rf.ru/]

Информация о работе Финансовая система