Финансовая сиситема Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:50, доклад

Краткое описание

Особенности финансовой системы Японии
Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система Японии.docx

— 22.61 Кб (Скачать файл)

 

Особенности финансовой системы Японии

Финансовая  система Японии состоит из бюджета  центрального правительства (общий  счет), бюджетов местных властей  и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и  счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и  местным органам власти.

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

Доходы  и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его  департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения  относительно объема и структуры  своих бюджетов, а также по некоторым  другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие  документы в бюджетный департамент  министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный департамент  рассматривает поступившие материалы  и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство  представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной  комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно  Конституции Японии парламенту принадлежит  исключительное право распоряжаться  государственными финансами.

Исполнение  бюджета осуществляется министерством  финансов и иными министерствами и ведомствами.

Кассовое  обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных  им расходов  представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Контроль  за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме  отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают  полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет  представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После  того как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение  в парламент.

Доходная  часть бюджета Японии состоит  из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в  Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи  земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы  и т.п.

Налоговая система Японии характеризуется  множественностью налогов. Их имеет  право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы  в законодательных актах. Всего  государственных налогов в Японии двадцать пять.

Налоги  взимаются прямые  и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными  бумагами и некоторые другие.

Физические  лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей  пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого  минимума учитывается семейное положение  налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные  на лечение.

У среднестатистического  японца может освобождаться от подоходного  налога более 30% его доходов.

Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости  имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или  продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца  к другому, также уплачиваются налоги.

К косвенным  налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.

Огромную  часть расходов государственного бюджета  составляют социальные расходы. А среди  них - пенсии по старости и инвалидности Японское правительство обращает большое  внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это  связано с тем, что численность  данной категории постоянно растет и к 2055г., согласно правительственному прогнозу, лица старше 65 лет составят 40,5% населения. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

В Японии граждане старше 65 лет составляют 20,1% населения. Далее следуют Италия (19,7%) и Германия (18,8%). Старение Японии идет угрожающими темпами: еще в 2000г. граждане старше 65 лет составляли чуть больше 17%. Тогда Япония занимала по этому показателю второе место, уступая  Италии.

Пенсионная  система Японии достаточно сложна и  многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой  пенсии. Остальное выплачивается  за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста. В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.

За счет государственного бюджета финансируются  дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Что касается военных расходов, то их уровень  в Японии, по сравнению с другими  развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий.

Военные расходы  в Японии не выходят за пределы 1% ВВП.

          Однако впервые за 11 лет запланировано повысить расходы на оборону. В бюджете 2014–2015 годов (в Японии финансовый год начинается 1 апреля) записано, что они должны вырасти на 0,7% и составить $46 млрд. Для сравнения, военный бюджет США — $600 млрд, Китая — по разным оценкам, от $81 млрд до $120 млрд, Южной Кореи — $28 млрд, России — $21млрд.

В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный  бюджет. Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых  поступлений.

Закон о  местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном  управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных  налогов.

В Японии специальные фонды являются составной  частью специальных счетов. В 80-е  годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.

В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный  сектор не выступает серьезным конкурентом  ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам  частных корпораций.

Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь  Р.Сэмюэльс называет Японию страной “государственной политики без государственной собственности”.

Среди акционерных  компаний и паевых товариществ много  некоммерческих учреждений: институты  и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными  науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.

Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства  в их капитале составляет 38,3%

В госсекторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.

Среди главных  функций государственных предприятий  отсутствует функция участия  в материальном производстве, занимающая важное место в деятельности госсектора ведущих стран Западной Европы.

В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные  предприятия. Однако основное направление  их функционирования - не производственная деятельность, а проведение научных  исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения  технического прогресса, а также  разработка различных организационных  вопросов.

Главная особенность регулирования государственных  предприятий в Японии состоит  в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.

У казенных предприятий есть общий верховный  хозяин - парламент. Он принимает решения  по планам и исполнению специальных  счетов центрального бюджета, в которые  оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы  развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли. Помимо этого есть непосредственные хозяева: у монетного двора, издательства и спиртовой монополии - министерство финансов; у почты и почтовых сберкасс - министерство связи и т.д. Кроме  того, министерство финансов отвечает за выдачу бюджетных кредитов.

При изменении  отпускных цен (тарифов) требуется  обязательное согласие Управления экономического планирования, которое отвечает за то, чтобы эти тарифы не стали  причиной общей дестабилизации цен. Правительственная финансовая инспекция  проверяет периодически состояние  дел на предприятиях.

 

 

 

 


Информация о работе Финансовая сиситема Японии