Финансовая система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:56, реферат

Краткое описание

Анализ доходов и расходов государственного бюджета Японии, проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Специальные фонды и финансы государственных предприятий.

Содержание

1. Бюджет центрального правительства Японии...........................................4
1.1. Бюджетный процесс.............................................................................4
1.2. Доходы государственного бюджета....................................................5
1.3. Расходы государственного бюджета...................................................9
1.4. Бюджетный дефицит и государственный долг Японии....................12
2. Бюджеты местных органов власти............................................................14
3. Специальные счета Японии.......................................................................17
3.1. Специальные фонды............................................................................17
3.2. Финансы государственных предприятий...........................................18
Список литературы.........................................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

доклад Япония.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  общего и профессионального  образования

Российской  Федерации 

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

Институт  экономики, учета  и статистики 

Кафедра финансов 
 

РЕФЕРАТ

по   курсу: Финансовые системы зарубежных стран 

Финансовая система Японии 
 
 
 

Исполнитель:

магистрант  гр. ММ-33    _______________________________________ Федянина А.Н.

                                                                 (подпись, дата) 

Руководитель:                  _______________________________________ Картавцева Е.П.

                                                                             (подпись, дата) 
 
 
 
 
 

Новосибирск

1999

     СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Бюджет  центрального правительства Японии...........................................4
    1. Бюджетный процесс.............................................................................4
    1. Доходы государственного бюджета....................................................5
    2. Расходы государственного бюджета...................................................9
    3. Бюджетный дефицит и государственный долг Японии....................12
  1. Бюджеты местных органов власти............................................................14
  1. Специальные счета Японии.......................................................................17
    1. Специальные фонды............................................................................17
    1. Финансы государственных предприятий...........................................18

     Список  литературы.........................................................................................21 
 

     Развитие  японской экономики в последнюю  четверть ХХ века характеризуется интенсивной  структурной перестройкой. Главные  направления перестройки - это автоматизация  производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.

     В Японии принята и реализуется  национальная программа создания информационного  общества. Важная роль в данной программе  отводится финансовой системе.

     Изучение  финансовой системы Японии представляет интерес для российских специалистов в области экономики и финансов.

     Финансовая  система Японии состоит из бюджета  центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды. так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти. 
 

  1. БЮДЖЕТ  ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯПОНИИ

                 1.1.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС 

     Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

     Доходы  и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. [11; с.332]

     Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

     С сентября по декабрь бюджетный департамент  рассматривает поступившие материалы  и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.

     После внесения поправок, в январе правительство  представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

     Согласно  Конституции Японии парламенту принадлежит  исключительное право распоряжаться  государственными финансами.

     Исполнение  бюджета осуществляется министерством  финансов и иными министерствами и ведомствами.

     Кассовое  обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов  представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

     Контроль  за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

     Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того. как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент. 
 
 

     1.2.ДОХОДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 
 

     Доходная  часть бюджета Японии состоит  из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи  земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п. 
 
 

     Таблица 1

     Доходы  государственного бюджета Японии

     в 1960-1991 г.г., %

  1960/61 1970/71 1978/79 1990/91*
Налоги 90,1 91,4 64,6 83,8
Неналоговые поступления 9,9 8,6 35,4 16,2
    в т.ч. доходы от государственных предприятий и имуществ
 
2,0
 
0,2
 
0,1
 
    займы
- 4,6 32,0  
    прочие доходы
7,9 3,8 3,3  
ИТОГО: 100,0 100,0 100,0 100,0

* Рассчитано  по : Черник Д.Г. Налоги Японии  // Финансы.- 1992.- №12.- С.56 

     Налоговая система Японии характеризуется  множественностью налогов. Их имеет  право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы  в законодательных актах. Всего  государственных налогов в Японии двадцать пять.

     Таблица 2

     Структура налогов в Японии в 1960-1998г.г.,%

Налоги 1960/61* 1970/71* 1778/79* 1990/91** 1997/98**
Прямые 54,3 66,0 69,2 73,7 63,8
в т.ч  подоходный налог 21,7 31,2 35,6    
    налог на

    юридических лиц

 
31,8
 
33,0
 
32,0
 
29,3
 
24,3
Косвенные 45,7 34,0 30,8 26,3 36,2
в т.ч. налог на потребление       7,4 16,5
ИТОГО: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

* Финансы  капиталистических государств: Учебник  / Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е  изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1980.-С.328

** Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии // Деньги и кредит.- 1998.- №10.- С.69 

     Налоги  взимаются прямые  и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. В 1997/98 бюджетном году доля прямых налогов в общей сумме налоговых поступлений по сравнению с 1990/91 годом уменьшилась с 73,7 до 63,8% (см. табл.2). На это повлияло увеличение доли косвенных налогов.

     К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.

     Крупные корпорации в 1989/90 году уплачивали налог  на прибыль в размере 40% от суммы  прибыли, с 1990/91 года по настоящее время  ставка составляет 37,5% [2; с.8]. С 1 апреля 1999 года предусматривается снижение ставки до 34,5%  [9; с.4].

     Мелкие  и средние корпорации в 1989/90 году уплачивали налог по ставке 29%, в 1990/91 году - 28% [2; с.9]. Ставка для государственных корпораций составляет 27% суммы прибыли.

     Физические  лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.

     У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.[12; с.57]

     Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам.[12; с.57] При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.

     Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%.  В 1997 году налог на потребление повышен с 3  до  5% “с  целью пополнения  доходов государственного бюджета” [8; с.44].

     Этот  шаг правительства повлиял на увеличение удельного веса налога на потребление в 1997/98 финансовом году по сравнению с 1990/91 годом с 7,4% до 16,5% (см. табл.2).

     К косвенным налогам также относятся  акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.

     В последние годы в Японии была провозглашена  политика снижения налогового бремени. Бремя государственных и местных налогов уменьшилось с 21,9% ВВП в 1990/91 году до 18,0% в 1996/97 году [1; с.69].

     В ходе реформы структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 года, должен пройти пересмотр налогообложения, чтобы “снизить бремя работающего поколения и разделить его со всеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимые меры. чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет”.[8; с.44]

Информация о работе Финансовая система Японии