Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть финансовую политику государства.
Для достижения цели необходимо выполнение задач:
- раскрыть экономическое содержание и цели финансовой политики
- рассмотреть организацию финансовой политики
- выделить особенности типов финансовой политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 3
1.1. Особенности и состав финансовой политики государства 3
1.2. Фискальная и регулирующая функции финансовой политики 10
2. Оганизация финансовой политики государства 14
2.1. Финансовый механизм 14
2.2. Управление финансами 16
2.3. Проблемы развития и направления совершенствования финансовой политики в Российской Федерации 20
3. Типы финансовой политики государства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 63.13 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 3

1.1. Особенности и состав финансовой политики государства 3

1.2. Фискальная и регулирующая функции финансовой политики 10

2. Оганизация финансовой политики государства 14

2.1. Финансовый механизм 14

2.2. Управление финансами 16

2.3. Проблемы развития и направления совершенствования финансовой политики в Российской Федерации 20

3. Типы финансовой политики государства 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных  сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика  в целом, а также отдельные  составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения  и т.п. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению  и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929–1933 гг., поставивший под сомнение способность рыночной системы к  саморегулированию без активного  вмешательства государства в  экономическую жизнь.

В процессе выработки  и претворения в жизнь финансовой политики обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием  воздействия на экономические интересы. Таким образом, можно сделать  вывод, что совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой  финансовую политику.

Объектом работы является финансовая политика, предметом –  финансовые отношения.

Цель курсовой работы – рассмотреть финансовую политику государства.

Для достижения цели необходимо выполнение задач:

- раскрыть экономическое  содержание и цели финансовой  политики

- рассмотреть организацию  финансовой политики

- выделить особенности  типов финансовой политики государства.

 

    1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства
    1. Особенности и состав финансовой политики государства

В настоящее время понятие  «финансовая политика» определяется неоднозначно. Некоторые трактовки представлены в таблице 1.

Таблица 1. Определение понятия  «Финансовая политика государства»

Автор определения

Трактовка

Ссылка на источник

1

2

3

Г.Б. Поляк

- составная часть экономической  политики государства, в которой  конкретизируются главные направления  развития национального хозяйства,  определяются общий объем финансовых  ресурсов, их источники, направления  использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования  социально-экономических процессов  финансовыми методами

25

Романовский В.К

совокупность методологических принципов, практических форм организации  и методов использования финансов.

24

Сенчагов В.К.

- это часть экономической  политики, которая представляет  собой совокупность бюджетно-налоговых,  иных финансовых инструментов  и институтов государственной  финансовой власти, обладающих в  соответствии с законодательством  полномочиями по формированию  и использованию финансовых ресурсов  государства в соответствии со  стратегическими и тактическими  целями государственной экономической  политики

23

Бочаров В.В.

- это совокупность мероприятий,  нацеленных на обеспечение устойчивого  экономического роста, повышение  качества жизни граждан и укрепление  финансовой системы страны

17

Чернов В.А.

Государственная финансовая политика  - это политика, проводимая со стороны государственных органов  в отношении организации микроэкономического  уровня через законодательную и  нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую системы и  правоохранительные органы.

26


 

Содержание финансовой политики определяется:

• соответствующей теоретической  базой и разработанной на ее основе концепции регулирующей роли государства  в области финансов;

• разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и  перспективу;

• осуществлением практических мер по реализации этих целей совокупностью  финансовых инструментов и государственных  институтов.

Предметом изучения финансовой политики как организационно экономической категории выступает совокупность финансовых отношений [21]:

• отношения формирования налоговых и неналоговых доходов  системы бюджетов;

• отношения использования  доходов системы бюджетов;

• отношения формирования доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• отношения использования  доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• отношения, связанные с  регламентацией государством финансово-хозяйственной деятельности с полной или смешанной государственной собственностью, посредством установления цен, финансирования из бюджета, перераспределения прибыли, льготного налогообложения и др.

Финансовая политика строится на следующих принципах:

• объективности и научной  обоснованности (выражается в необходимости  разработки, принятия и следования научно-обоснованной экономической  и финансовой концепции развития государства);

• преемственности (предполагает неизменность направлений, подходов, целей  и задач финансовой политики при  смене руководства страны до момента достижения запланированного социального и экономического эффекта);

• обязательности (отражает необходимость закрепления финансовой политики нормами финансового права  и обязательность ее исполнения всем субъектами);

• гласность (подразумевает  открытость, прозрачность и подконтрольность для общества финансовой политики).

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования  финансов и предусматривают решение  главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор  текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.

Тогда, можно следующим  образом сформулировать задачи финансовой политики:

• обеспечение условий  для формирования оптимального объема финансовых ресурсов;

• установление рационального, с точки зрения государства, распределения  и использования финансовых ресурсов;

• организация регулирования  и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

• выработка финансового  механизма и его развитие в  соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

• создание эффективной  системы управления финансами.

По Г.Б. Поляку разработку и реализацию финансовой политики государства можно представить как процесс, содержащий этапы[25]:

1. Разработка концепции развития финансов:

- постановка стратегических  и тактических целей и задач  в области финансов

- анализ перспектив роста  производства и потребления

- анализ совокупного спроса  и предложения и т.д.

2. Определение инструментов движения прогнозируемых результатов на перспективу и текущий период:

- выбор направлений, подходов, механизмов и средств достижения  эффекта

- использование при разработке  финансовой политики сценарных методов

3. Основные этапы разработки и реализации финансовой политики

- осуществление практических  действий через разработанные  механизмы

4. Корректировка процесса реализации финансовой политики:

- возможная корректировка  механизмов реализации политики

- возможная корректировка  целей и задач финансовой политики  в случае наступления неблагополучных  событий

5. Оценка результатов финансовой политики

- определение соответствия  политики интересам общества  и большинства его социальных  групп

- достигнутые результаты, вытекающие из поставленных целей  и задач

Финансовая политика рассматривается как взаимосвязь денежно-кредитной политики, бюджетной политики, налоговой политики, инвестиционной политики и социальной политики.

Денежно-кредитная политика. Формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ. В настоящее время ставятся следующие задачи [3]:

  • к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции
  • обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен
  • снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5%.
  • выстраивание более действенного трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также повышение доверия к Банку России как органу, отвечающему за ценовую стабильность, что создаст основу для лучшего управления инфляционными ожиданиями субъектов экономики
  • увеличение гибкости механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществление перехода к плавающему валютному курсу
  • обеспечение финансовой стабильности
  • совершенствование российской национальной платежной системы.

Бюджетная и налоговая политика. Разрабатывается Министерством финансов РФ, на основании Бюджетного послания Президента РФ и направляется на рассмотрение в Правительство РФ. Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом, управление государственными активами, бюджетный федерализм, систему управления государственными финансами и др.

Основные цели бюджетной политики на 2014 – 2016 гг. следующие [11]:

  1. Формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе - с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
  2. Минимизация рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при бюджетном планировании.
  3. Повышение устойчивости федерального бюджета и снижение его зависимости от внешнеэкономических факторов в долгосрочной перспективе.
  4. Сравнительная оценка эффективности новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации.
  5. Использование механизмов повышения результативности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов.

Основные направления налоговой политики на среднесрочную перспективу (2014-2016 гг.) таковы [4]:

  1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.
  2. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра.
  3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом.
  4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.
  5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности.
  6. Налогообложение добычи природных ресурсов.
  7. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
  8. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц.
  9. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций.
  10. Акцизное налогообложение.
  11. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.
  12. Совершенствование налогового администрирования.

Информация о работе Финансовая политика государства