Финансоваяᅟ политикаᅟ в системеᅟ управленияᅟ финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Цельᅟ даннойᅟ курсовойᅟ работы – рассмотретьᅟ финансовуюᅟ политикуᅟ государстваᅟ дляᅟ достиженияᅟ необходимоᅟ решитьᅟ ряд конкретныхᅟ задач:
? рассмотретьᅟ теоретическиеᅟ аспекты финансовойᅟ политики государства, аᅟ именно: ееᅟ сущность, задачи, состав и типы;
? рассмотретьᅟ современноеᅟ состояниеᅟ финансовойᅟ политики Российскойᅟ Федерации;
? рассмотретьᅟ финансовуюᅟ политикуᅟ предприятийᅟ и организаций, аᅟ именно: цели, задачи и условияᅟ дляᅟ ееᅟ эффективнойᅟ реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..1
ГЛАВАᅟ 1. СОДЕРЖАНИЕᅟ И ЗНАЧЕНИЕᅟ ФИНАНСОВОЙᅟ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………..…2-6
1.1. Понятиеᅟ финансовойᅟ политики. Определениеᅟ ееᅟ местаᅟ в составеᅟ социально-экономическойᅟ политики общества……………………….…….2-5
Объекты и субъекты финансовойᅟ политики. Её структурныеᅟ элементы……………………………………………………………………...5
1.3. Научныйᅟ подход к выработкеᅟ финансовойᅟ политики………………….6
III. ГЛАВАᅟ 2. ТАКТИКАᅟ И СТРАТЕГИЯᅟ ФИНАНСОВОЙᅟ ПОЛИТИКИ……………………………………………..…………………….7-15
Цели и задачи финансовойᅟ политики наᅟ краткосрочныйᅟ и долгосрочныйᅟ периоды. Тактикаᅟ и стратегияᅟ финансовойᅟ политики……………………….7-9
2.2. Типы финансовойᅟ политики государства. Спецификаᅟ ихᅟ примененияᅟ и результат……………………………………………………………..……….10-14
2.3. Факторы, влияющиеᅟ наᅟ результативностьᅟ финансовойᅟ политики..14-15
IV. ГЛАВАᅟ 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯᅟ ФИНАНСОВАЯᅟ ПОЛИТИКАᅟ РФ НАᅟ СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………..…………16-29
3.1. Общаяᅟ информацияᅟ оᅟ финансовойᅟ политики наᅟ современном этапе……………………………………………………………..…………..16-18
3.2. Бюджетная, налоговаяᅟ и политикаᅟ государственныхᅟ расходов.
Повышениеᅟ ихᅟ эффективности наᅟ современном этапе……….………..18-29
V. ГЛАВАᅟ 4.ФИНАНСОВАЯᅟ ПОЛИТИКАᅟ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХᅟ СУБЪЕКТОВ…………………………………………………….………..30-39
4.1. Финансоваяᅟ политикаᅟ предприятийᅟ и организаций……………...30-33
4.2. Цели, задачи финансовойᅟ политик предприятий. Условияᅟ ееᅟ эффективнойᅟ реализации……………………………………….…………..33-39
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……..40-41
VII. Список использованнойᅟ литературы…………………………..…....42

Вложенные файлы: 1 файл

22703_-финансы.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

 1.3. Научныйᅟ подход к выработкеᅟ финансовойᅟ политики.

                       Научныйᅟ подход предполагает:

1. Соответствиеᅟ финансовойᅟ политики объективноᅟ закономерномуᅟ развитиюᅟ производства, поэтомуᅟ важноеᅟ значениеᅟ имеет наличиеᅟ достовернойᅟ информации.

Такаяᅟ информацияᅟ должнаᅟ нести сведенияᅟ оᅟ процессахᅟ происходящихᅟ в экономике, в социальнойᅟ сфереᅟ и отражатьᅟ результаты проводимыхᅟ мероприятий. Информацияᅟ составляет базуᅟ дляᅟ выработки эффективнойᅟ финансовойᅟ политики. Необходимостьᅟ соблюденияᅟ принципов обратнойᅟ связи - основаᅟ правильности финансовойᅟ политики. Общееᅟ направлениеᅟ финансовойᅟ политики должноᅟ ориентироватьсяᅟ наᅟ повышениеᅟ экономическойᅟ эффективности и иметьᅟ своейᅟ цельюᅟ рост объемаᅟ и эффективности использованияᅟ финансовыхᅟ ресурсов. Рост показателяᅟ финансоотдачи свидетельствует оᅟ действенности финансовойᅟ политики.  При выработкеᅟ финансовойᅟ политики учитывают условияᅟ и мероприятия, которыеᅟ проводилисьᅟ сᅟ учетом специфики каждогоᅟ конкретногоᅟ этапаᅟ развитияᅟ экономики страны. Если неᅟ учитыватьᅟ финансовыеᅟ ресурсы, тоᅟ этоᅟ приведет к бюджетномуᅟ дефициту.

2. Решенияᅟ должны приниматьсяᅟ наᅟ основеᅟ расчетаᅟ и четкогоᅟ предвиденияᅟ последствийᅟ проводимыхᅟ мероприятий.

3. Важным требованием являетсяᅟ соблюдениеᅟ комплексногоᅟ подходаᅟ к проведениюᅟ и выработкеᅟ финансовойᅟ политики. Координацияᅟ должнаᅟ бытьᅟ направленаᅟ наᅟ основныеᅟ задачи. Важноᅟ учитыватьᅟ ценовую, заработнуюᅟ и кредитнуюᅟ политику. Если нет согласованности, тоᅟ нельзяᅟ достигнутьᅟ и положительныхᅟ результатов. Финансоваяᅟ политика, являясьᅟ составнойᅟ частьюᅟ экономическойᅟ политики, имеет специфическиеᅟ дляᅟ нееᅟ способы и методы решенияᅟ поставленныхᅟ задач. Могут использоватьсяᅟ разныеᅟ пути достиженияᅟ результатов: прогнозированиеᅟ и изучениеᅟ результатов мероприятий.

 

ГЛАВАᅟ 2. ТАКТИКАᅟ И СТРАТЕГИЯᅟ ФИНАНСОВОЙᅟ ПОЛИТИКИ

  2.1.   Цели и задачи финансовойᅟ политики наᅟ краткосрочныйᅟ и долгосрочныйᅟ периоды. Тактикаᅟ и стратегияᅟ финансовойᅟ политики. 

Реализациюᅟ финансовойᅟ политики обеспечивает совокупностьᅟ мероприятийᅟ государства, направленныхᅟ наᅟ мобилизациюᅟ финансовыхᅟ ресурсов, ихᅟ распределениеᅟ и перераспределениеᅟ дляᅟ выполненияᅟ государством егоᅟ функцийᅟ и программ – долгосрочных, среднесрочныхᅟ и краткосрочных. Важнейшееᅟ местоᅟ среди этихᅟ мероприятийᅟ принадлежит правовойᅟ регламентации форм и норм финансовыхᅟ отношений.                     Краткосрочнаяᅟ финансоваяᅟ политикаᅟ государстваᅟ направлена, преждеᅟ всего, наᅟ обеспечениеᅟ текущейᅟ внутригодовойᅟ сбалансированности централизованныхᅟ финансов. Этоᅟ большаяᅟ работа, проводимаяᅟ финансовойᅟ системойᅟ и, преждеᅟ всего, Министерством финансов РФ: поᅟ проведениюᅟ ранееᅟ принятыхᅟ стратегическихᅟ установок в текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета; оценкеᅟ и управлениюᅟ текущими параметрами и оборотами в бюджетнойᅟ системеᅟ и другихᅟ централизованныхᅟ фондахᅟ финансовыхᅟ ресурсов; изысканиюᅟ дополнительныхᅟ финансовыхᅟ ресурсов и выполнениюᅟ возможностейᅟ обращенияᅟ неиспользованныхᅟ лимитов финансированияᅟ наᅟ финансированиеᅟ плановыхᅟ и сверхплановыхᅟ расходов; форсированномуᅟ привлечениюᅟ нетрадиционныхᅟ источников финансированияᅟ в рамкахᅟ бюджетногоᅟ периода; уточнениюᅟ взаимоотношенийᅟ федеральногоᅟ бюджета, пополнениюᅟ егоᅟ доходов наᅟ условияхᅟ инвестиционногоᅟ оформленияᅟ привлеченияᅟ ресурсов, обслуживаниюᅟ другихᅟ разновидностейᅟ государственногоᅟ внутреннегоᅟ долга; реструктурированиюᅟ внешнейᅟ задолженности государстваᅟ поᅟ текущим платежам кредиторам; текущееᅟ поддержаниеᅟ курсаᅟ рубляᅟ к основным мировым валютам. Государственнаяᅟ краткосрочнаяᅟ финансоваяᅟ политикаᅟ имеет своейᅟ главнойᅟ цельюᅟ достижениеᅟ поддержание, повышениеᅟ ликвидности квартальныхᅟ и годовогоᅟ бюджетногоᅟ и кредитногоᅟ балансов, или снижениеᅟ степени неᅟ ликвидности такихᅟ балансов.

     Долгосрочнаяᅟ финансоваяᅟ политикаᅟ государстваᅟ носит долговременныйᅟ и частоᅟ скрытыйᅟ характер. Онаᅟ охватывает фундаментальныеᅟ проблемы функционированияᅟ и управленияᅟ неᅟ толькоᅟ государственными финансами, ноᅟ финансами предприятийᅟ негосударственногоᅟ хозяйства. Долгосрочнаяᅟ политикаᅟ зависит, преждеᅟ всего, от двухᅟ факторов: политическийᅟ и личный. Первый, - выражаетсяᅟ в невозможности проведенияᅟ долгосрочнойᅟ финансовойᅟ политики внеᅟ рамок общегоᅟ политическогоᅟ курса. Второйᅟ фактор в решающейᅟ мереᅟ определяет содержаниеᅟ долгосрочнойᅟ финансовойᅟ политики в рамкахᅟ принятогоᅟ политическогоᅟ курса.

   Основными проблемами долгосрочнойᅟ финансовойᅟ политики государстваᅟ являются: системаᅟ финансово-кредитныхᅟ органов управления; бюджетнаяᅟ системаᅟ и бюджетноеᅟ устройствоᅟ страны; кредитнаяᅟ системаᅟ страны и ееᅟ сеть; пропорции распределенияᅟ вновьᅟ созданнойᅟ стоимости и заменаᅟ источников народно-хозяйственногоᅟ развития; укреплениеᅟ национальнойᅟ безопасности рубляᅟ и подготовкаᅟ реформ; политикаᅟ в области национальныхᅟ рублевыхᅟ и валютныхᅟ резервов, золота, драгоценныхᅟ металлов и камней; выбор и корректировкаᅟ соотношенияᅟ размеров государственногоᅟ хозяйстваᅟ сᅟ народным хозяйством; выбор и корректировкаᅟ политики в области государственногоᅟ кредита.    Долгосрочнаяᅟ государственнаяᅟ финансоваяᅟ политикаᅟ призванаᅟ обеспечитьᅟ в перспективеᅟ непрерывноеᅟ расширениеᅟ экономическойᅟ базы денежногоᅟ распределенияᅟ в стране.

        В зависимости  от длительности периодаᅟ и характераᅟ решаемыхᅟ задач финансоваяᅟ политикаᅟ подразделяетсяᅟ наᅟ финансовуюᅟ стратегиюᅟ и финансовуюᅟ тактику.

    Финансоваяᅟ стратегияᅟ – долгосрочныйᅟ курсᅟ финансовойᅟ политики, рассчитанныйᅟ наᅟ перспективуᅟ и предполагает решениеᅟ крупномасштабныхᅟ задач, которыеᅟ определяютсяᅟ экономическойᅟ и социальнойᅟ стратегией. В процессеᅟ разработки финансовойᅟ стратегии прогнозируютсяᅟ основныеᅟ направленияᅟ развитияᅟ финансов, намечаютсяᅟ принципы использованияᅟ и организации финансов, решаетсяᅟ вопросᅟ оᅟ необходимости концентрации финансовыхᅟ ресурсов наᅟ техᅟ направленияхᅟ развитияᅟ экономики, которыеᅟ разработаны и приняты экономическойᅟ политикой.

Следовательно, финансоваяᅟ политика, как составнаяᅟ частьᅟ экономическойᅟ политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовыхᅟ ресурсов и ихᅟ распределенияᅟ поᅟ направлениям развития, которыеᅟ вырабатываютсяᅟ экономическойᅟ политикой.

Финансоваяᅟ тактикаᅟ – решениеᅟ задач наᅟ определенном этапеᅟ развитияᅟ страны и обеспечениеᅟ этогоᅟ развитияᅟ путем своевременногоᅟ измененияᅟ способов организации финансовыхᅟ ресурсов, направленныхᅟ наᅟ решениеᅟ задач финансовойᅟ политики. Финансоваяᅟ тактикаᅟ болееᅟ гибка, так как онаᅟ определяетсяᅟ подвижностьюᅟ экономическихᅟ условийᅟ и социальныхᅟ факторов.

Финансоваяᅟ стратегияᅟ и тактикаᅟ должны бытьᅟ взаимосвязаны, ноᅟ тактикаᅟ подчиняетсяᅟ стратегии. Если государствоᅟ неᅟ добиваетсяᅟ результатов сᅟ помощьюᅟ тактики, приходитсяᅟ вноситьᅟ коррективы в стратегическийᅟ курс. Стратегияᅟ создает условияᅟ дляᅟ решенияᅟ тактическихᅟ задач, аᅟ такжеᅟ выявляет решающиеᅟ участки развитияᅟ и приводит в соответствиеᅟ соᅟ способами и формами организации финансовыхᅟ отношенийᅟ и взаимосвязей. Финансоваяᅟ тактикаᅟ позволяет в болееᅟ сжатыеᅟ сроки и сᅟ наименьшими затратами решатьᅟ задачи финансовойᅟ стратегии. При относительноᅟ стабильнойᅟ финансовойᅟ стратегии финансоваяᅟ тактикаᅟ должнаᅟ отличатьсяᅟ гибкостью, чтоᅟ вызываетсяᅟ изменением рыночнойᅟ конъюнктуры (спросаᅟ и предложенияᅟ наᅟ ресурсы, товары, услуги и капитал). Правильноᅟ выбраннаяᅟ стратегияᅟ создает благоприятныеᅟ возможности дляᅟ решенияᅟ тактическихᅟ задач.

 

 

 

2.2. Типы финансовойᅟ политики государства. Спецификаᅟ ихᅟ примененияᅟ и результаты.

        Историческийᅟ анализ вариантов финансовыхᅟ политик, используемыхᅟ различными государствами, позволит выделитьᅟ три основныхᅟ типаᅟ финансовойᅟ политики.

  1. Классическая.
  2. Регулирующая.
  3. Планово-директивная.

-Классическаяᅟ финансоваяᅟ политика.

Доᅟ 20-хᅟ годов 20-гоᅟ векаᅟ основным типом финансовойᅟ политики был ееᅟ классическийᅟ вариант. Такаяᅟ финансоваяᅟ политикаᅟ былаᅟ основанаᅟ наᅟ трудахᅟ классиков политэкономии А.Смитаᅟ и Д.Рикардоᅟ и ихᅟ последователей. Основноеᅟ ееᅟ направленияᅟ – невмешательствоᅟ государстваᅟ в экономику, сохранениеᅟ свободнойᅟ конкуренции, использованиеᅟ рыночногоᅟ механизмаᅟ как главногоᅟ регулятораᅟ хозяйственныхᅟ процессов. Финансовыйᅟ механизм строилсяᅟ исходяᅟ из этихᅟ целейᅟ финансовойᅟ политики.  Системаᅟ управленияᅟ финансовойᅟ деятельностьюᅟ былаᅟ простаᅟ и былаᅟ представлена, как правило, одним органом управленияᅟ – Министерством финансов (казначейством).  Системаᅟ налогов строиласьᅟ в основном наᅟ косвенныхᅟ и имущественныхᅟ налогах, которыеᅟ достаточноᅟ просты и эффективны сᅟ точки зренияᅟ ихᅟ взимания.

-Регулирующаяᅟ финансоваяᅟ политика.

Обострениеᅟ всегоᅟ комплексаᅟ экономических, политическихᅟ и социальныхᅟ проблем в концеᅟ 20-хᅟ годов 20-гоᅟ векаᅟ в большинствеᅟ государств потребовалоᅟ переходаᅟ к новомуᅟ типуᅟ финансовойᅟ политики – регулирующей.

В основеᅟ регулирующейᅟ финансовойᅟ политики вначалеᅟ былаᅟ положенаᅟ теорияᅟ Кейнсаᅟ и егоᅟ последователей. Они исходили из необходимости вмешательстваᅟ и регулированияᅟ государством циклическогоᅟ развитияᅟ экономики.

Основными инструментами вмешательстваᅟ в экономикуᅟ становятсяᅟ государственныеᅟ расходы, заᅟ счет которыхᅟ формируетсяᅟ дополнительныйᅟ спрос. Системаᅟ налогов в регулирующейᅟ финансовойᅟ политикеᅟ кардинальноᅟ изменяется. Главным механизмом становитсяᅟ подоходныйᅟ налог, использующийᅟ прогрессивныеᅟ ставки. Большоеᅟ вниманиеᅟ уделяетсяᅟ системеᅟ государственногоᅟ кредита, наᅟ ееᅟ основеᅟ проводитсяᅟ политики дефицитногоᅟ финансирования. Дефицит бюджетаᅟ используетсяᅟ дляᅟ регулированияᅟ экономики. Государствоᅟ активноᅟ развивает применениеᅟ долгосрочныхᅟ и среднесрочныхᅟ займов и т.п.

     В целом регулирующаяᅟ финансоваяᅟ политикаᅟ обеспечилаᅟ в 30-60-хᅟ годахᅟ стабильныйᅟ экономическийᅟ рост, высокийᅟ уровеньᅟ занятости и эффективнуюᅟ системуᅟ финансированияᅟ социальныхᅟ нужд в большинствеᅟ западныхᅟ стран.

-В 70-еᅟ годы в основуᅟ финансовойᅟ политики былаᅟ положенаᅟ неоконсервативнаяᅟ стратегия, связаннаяᅟ сᅟ неоклассическим направлением экономическойᅟ теории. Этаᅟ политикаᅟ ограничивалаᅟ вмешательствоᅟ государстваᅟ в экономикуᅟ и социальнуюᅟ область. Регулированиеᅟ экономики становитьсяᅟ многоцелевым. Кромеᅟ регулированияᅟ экономическогоᅟ ростаᅟ и занятости, государствоᅟ регулирует денежноеᅟ обращение, валютныйᅟ курс, социальныеᅟ факторы экономики, структурнуюᅟ перестройкуᅟ хозяйства.

Регулирующаяᅟ финансоваяᅟ политикаᅟ этогоᅟ периодаᅟ исходит из необходимости:

-сокращенияᅟ объемаᅟ перераспределенияᅟ НД через финансовуюᅟ систему;

-снижениеᅟ бюджетногоᅟ дефицита;

-стимулированиеᅟ ростаᅟ сбереженийᅟ как источникаᅟ производственногоᅟ инвестирования;

-сокращениеᅟ и уменьшениеᅟ степени прогрессивности налогообложения.  

 

 

 

-Планово-директивнаяᅟ финансоваяᅟ политика.

Планово-директивнаяᅟ финансоваяᅟ политикаᅟ – применяетсяᅟ в странах, использующихᅟ административно-команднуюᅟ системуᅟ управленияᅟ экономикой.

    Государство, как собственник средств производства, осуществляет прямоеᅟ директивноеᅟ руководствоᅟ всеми сферами экономики и социальнойᅟ жизни, в том числеᅟ и финансами.

Цельюᅟ такойᅟ финансовойᅟ политики являлосьᅟ – обеспечениеᅟ максимальнойᅟ концентрации финансовыхᅟ ресурсов уᅟ государства. Дляᅟ последующегоᅟ перераспределенияᅟ в соответствии сᅟ основными направлениями государственногоᅟ плана. Задачаᅟ финансовогоᅟ механизма– создатьᅟ инструменты дляᅟ изъятияᅟ всехᅟ неиспользуемыхᅟ в соответствии сᅟ государственным планом финансовыхᅟ ресурсов. Изъятиеᅟ средств производилосьᅟ уᅟ государственныхᅟ предприятий, населенияᅟ и органов власти.

Дляᅟ государственныхᅟ предприятийᅟ был создан механизм двухᅟ канальногоᅟ изъятияᅟ чистогоᅟ дохода.

  1. Вначале, чистыйᅟ доход изымалсяᅟ в бюджет при помощи налогаᅟ сᅟ оборотаᅟ в отраслях, гдеᅟ заᅟ счет цен, установленныхᅟ государством, создавалсяᅟ доход в повышенныхᅟ размерахᅟ (легкая, пищеваяᅟ отрасль).
  2. Затем при помощи индивидуальныхᅟ отчисленийᅟ от прибыли (взносов свободногоᅟ остаткаᅟ прибыли) изымалисьᅟ в бюджет всеᅟ излишки прибыли, которые, поᅟ мнениюᅟ государства, нельзяᅟ былоᅟ использоватьᅟ в рамкахᅟ предприятий.

При этом определялсяᅟ предельныйᅟ размер всехᅟ расходов предприятияᅟ заᅟ счет прибыли, тоᅟ естьᅟ государство, полностьюᅟ регулировалоᅟ весьᅟ финансовыйᅟ механизм государственныхᅟ предприятий.

Регулированиеᅟ использованияᅟ денежныхᅟ доходов населенияᅟ осуществлялосьᅟ при помощи:

·  подоходногоᅟ доходаᅟ населения;

·  системы фактически принудительныхᅟ государственныхᅟ займов;

·  системы сберегательныхᅟ касс, сᅟ помощьюᅟ которыхᅟ свободныеᅟ средстваᅟ населенияᅟ такжеᅟ направлялисьᅟ в бюджет в видеᅟ специальногоᅟ безоблигационногоᅟ займа.

    Изъятиеᅟ средств уᅟ местныхᅟ органов власти обеспечивалосьᅟ ограничением в установлении самостоятельныхᅟ источников доходов местныхᅟ бюджетов. Расходы бюджетов определялисьᅟ исходяᅟ из приоритетов государственногоᅟ плана. Управлениеᅟ финансами осуществлялосьᅟ из единогоᅟ центраᅟ – Министерстваᅟ финансов.

Планово-директивнаяᅟ финансоваяᅟ политикаᅟ проводиласьᅟ воᅟ всехᅟ бывшихᅟ социалистическихᅟ странах.

                              Даннаяᅟ политикаᅟ является:

·  весьмаᅟ эффективнойᅟ в условиях, когдаᅟ требуетсяᅟ максимальнаяᅟ концентрацияᅟ финансовыхᅟ ре6сурсов дляᅟ финансированияᅟ чрезвычайныхᅟ расходов государстваᅟ (война, восстановлениеᅟ хозяйстваᅟ и т.п.);

Информация о работе Финансоваяᅟ политикаᅟ в системеᅟ управленияᅟ финансами