Финансовая безопасность в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы Россия вступила в этап своего бурного развития, связанного с происходящими изменениями во всех сферах жизни государства и общества. Однако осуществляемое в России реформирование, имеющее целью формирование рыночной хозяйственной системы и правового демократического государства, протекает непросто, порой весьма противоречиво и даже болезненно. Одной из основных причин, тормозящих усилия властей по укреплению государственности, созданию сильной, многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и общества, их защищенности от экономических угроз, является нестабильность финансовой системы России. Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовой системе принять стабильную форму и оформить ее основные институты, в том числе и правовые. Все это обусловило необходимость создания действенного государственного механизма обеспечения финансовой безопасности России.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие Финансовой безопасности в системе экономической безопасности страны
1.1 Исторический аспект понятия безопасности.
1.2 Теория и стратегия финансовой безопасности
1.3 Существо проблемы финансовой безопасности государства
Глава 2. Механизм укрепления финансовой безопасности.
2.1 Угрозы и методы совершенствования финансовой безопасности
2.2. Рычаги, обеспечивающие финансовую безопасность страны
2.3 Обеспечение внутренней финансовой безопасности страны
Глава 3. Управление государственным долгом РФ, как элементом укрепления финансовой безопасности страны
3.1 Состояние внутреннего долга
3.2 Состояние внешнего долга
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая безопасность в рф.docx

— 120.55 Кб (Скачать файл)

Например, одним  из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в РФ. Действительно, вряд ли у кого возникнут сомнения, что для обеспечения финансовой безопасности особую роль играет грамотное регулирование межбюджетных отношений в стране. Так, здесь как минимум должны быть:

  1. разработаны и внедрены механизмы регулирования межбюджетных отношений:
    1. предотвращающие предоставление необоснованных привилегий в расходных полномочиях органов власти и управления всех уровней и обеспечивающие реальные механизмы их ответственности за выполнение своих финансовых обязательств;
    2. исключающие необоснованное предоставление финансовой помощи регионам в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности;
    3. исключающие несоответствие разграничения расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы закреплению доходных источников и налоговых полномочий за ними;
    4. включающие усиление контрольных функций федеральных органов власти в сочетании с оказанием финансовой помощи регионам;
    5. обеспечивающие “прозрачность” межбюджетных расчетов и различного рода компенсаций для общественного контроля;
  2. определены четкие и обоснованные критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, а также критерии бюджетной эффективности (при этом эффективность может определяться соотношением доходов и расходов, соотношением бюджетных вложений и их результата и др.);
  3. оптимизированы маршруты и ритмичность бюджетных потоков (в целях минимизации смены направлений бюджетных потоков на пути к конечным потребителям).

Добавим, что  основным фактором обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие  между федеральным Правительством и регионами, финансовые взаимоотношения  которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности (или  открытости для общества), баланса  ответственности и ресурсов, реального  согласования всех решений по аспектам, затрагивающим интересы регионов (по поводу уменьшения налоговой базы и  т.д.).

Следует отметить, что вопросы содержания предлагаемого  нами нового направления деятельности Счетной палаты РФ, его организационно-методического  обеспечения, а также внесения поправок в соответствующие правовые акты требуют уже отдельного основательного анализа.

Для разработки вопросов финансовой безопасности государства  и проведения соответствующих контрольных  мерориятий потребуется особо высокая квалификация. Ведь контролеры, например, будут:

  1. осуществлять оценку обоснованности финансируемых государством программ и проектов;
  2. проводить анализ заключенных договоров по предоставлению бюджетных инвестиций с точки зрения обеспечения государственных интересов;
  3. осуществлять оценку законности и обоснованности (в плане влияния на финансовую безопасность) принимаемых государственными органами решений в рамках финансово-экономической политики (например, оценивать: ценовую политику, налоговую политику, политику в отношении валютного курса рубля, решения по проведению денежной эмиссии, изменению учетной ставки или нормативов обязательных резервов коммерческих банков, пополнению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования, индексации заработной платы и пенсий, выпуску государственных ценных бумаг, приватизации государственных предприятий, определенные приоритеты в формировании структуры экономики и т.д.);
  4. осуществлять проверку качества представляемой для принятия данных решений информации;
  5. осуществлять оценку обоснованности размеров государственного долга, бюджетного дефицита, дефицита платежного баланса и т.д.

Следует также  добавить, что контролеры должны будут  заниматься самой постановкой проблемы и разработкой концепции обеспечения  финансовой безопасности Российской Федерации. Поэтому, вполне очевидно, что для  грамотного качественного выполнения всех этих задач потребуются кадры, квалификация которых как минимум  выше контролируемых работников остальных  государственных структур. А чтобы  привлечь особо высококвалифицированных  специалистов потребуется как минимум повысить размеры оплаты труда в государственном контрольном органе до уровня коммерческих структур, что пока, к сожалению, нереально. Например, Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин, в своем интервью журналу БОСС (2000, №9) упомянул, что “невысокие по сравнению с коммерческими структурами зарплаты не позволяют привлечь к работе палаты многих известных экспертов на постоянной основе” (с целью хоть отчасти решить эту проблему, например, был организован общественный совет при Счетной палате, куда вошли почти все крупные специалисты).

Поэтому, в качестве второго варианта (первый вариант - отдельная структура в составе Счетной палаты РФ непосредственно; см. выше) организации органа, контролирующего обеспечение финансовой (экономической) безопасности государства, можно предложить создание общественно-государственной контролирующей структуры. Этот орган будет подотчетен непосредственно Президенту РФ, а также широкой общественности. При этом он будет тесно взаимодействовать со Счетной палатой РФ (ее соответствующими структурами). Такая структура общественно-государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности РФ наглядно представлена на рис.2 (стрелками показаны направления контроля, пунктиром - направления взаимодействия).

Из рисунка  видно, что общественно-государственная  контрольная организация и нанятые  ею независимые специалисты (аудиторы, эксперты) будет контролировать непосредственно  все уровни государственной власти и управления на предмет обеспечения  ими финансово-экономической безопасности страны (а, следовательно, и российского  общества в целом). В то же время  она будет сотрудничать со Счетной  палатой РФ (региональными палатами) и отчитываться за проделанную работу как перед Президентом РФ, так и перед широкой общественностью (через СМИ). Все это и будет обосновывать статус общественно-государственной организации. Стоит подчеркнуть, что народ России (граждане) не только имеет право, но и обязан как носитель суверенитета и единственный источник власти в стране непосредственно контролировать бюрократию как на предмет обеспечения ею в своей деятельности финансовой безопасности страны, так и на предмет ее эффективности по всем иным аспектам государственного управления. Информация, полученная общественно-государственным контролем, должна быть регулярно обсуждаема в СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы, сборники, бюллетени и т.п.), т.е. посредством гласности должна обеспечиваться реальная прозрачность работы государственной бюрократии. Вопросы же финансово-материального обеспечения этой организации могло бы отчасти разрешить создание целевых общественных фондов за счет взносов наиболее конкурентоспособных отечественных бизнес-структур, заинтересованных в обеспечении финансовой безопасности России (финансовая безопасность государства в конечном итоге делает возможным эффективное поступательное развитие отечественного бизнеса).

Основной результат  предлагаемого общественно-государственного контроля - информирование Президента РФ о реальном состоянии финансовой (экономической) безопасности в стране и формирование устойчивого общественного  мнения о работе государственной  бюрократии (создание ее репутации), а, следовательно, и о ее необходимости. Из рисунка также видно, что одним из путей совершенствования общественного контроля является использование в его деятельности независимого аудита, так как аудиторы имеют квалификацию, необходимую для ревизии в сложных финансовых системах. В России, на наш взгляд, объединение усилий общественных и аудиторских контрольных систем не только решит кадровую проблему общественного контроля, но и, в соответствии с принципом супераддитивности, даст принципиально новый эффект в контроле общественных финансов. Аудиторские организации, накопив значительный опыт регулярных проверок и анализа состояния платежеспособности, финансовой устойчивости, экономической эффективности деятельности самых разных организаций и их ассоциаций, сумеют правильно и своевременно подметить тенденции и определенные закономерности в их деятельности, что очень важно в плане предупреждения финансовых проблем.

Идея общественного  контроля направлена на укрепление государственности  и построение истинно демократического общества в нашей стране. Вместе с тем это решит и проблему отчужденности членов общества от нанятого ими для управления собой государства. Создание общественно-государственных контрольных организаций будет являться первым шагом на пути построения органов власти и управления на базе общественно-государственных структур. Все это позволит в перспективе начать строительство демократического гражданского самоуправления в России с целью обеспечения реального служения политических институтов человеку, обеспечения реальной независимости (а, следовательно, и безопасности) страны от прихотей бюрократии.

Во всяком случае идею организации общественно-государственного контроля по предложенному выше варианту целесообразно проработать общественному совету при Счетной палате РФ. Считаем, что этот относительно недавно созданный орган мог бы принять самое непосредственное участие в разработке стратегии и тактики обеспечения финансовой безопасности России.

Рисунок 2. Структура  контроля за обеспечением финансовой безопасности России (принципиальная схема)

В заключение отметим, что в статье проанализированы лишь некоторые важные вопросы финансовой безопасности России, имея цель осветить данную актуальную проблему и хотя бы “пунктиром”  наметить варианты ее решения. В связи  же со своей значительностью  все эти вопросы  требуют дальнейших научных разработок.

ПРОБЛЕМЫ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Финансовая  безопасность является частью экономической  и в целом национальной безопасности. Это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство  может в определенных пределах гарантировать  экономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов. 
 
Основными структурными звеньями финансовой безопасности для России являются: федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг (внешний и внутренний), платежный баланс, финансы корпораций и финансы домашних хозяйств. Главная задача обеспечения финансовой безопасности государства - повышение эффективности государственной политики и финансовой системы. Исследования Всемирного экономического форума (ВЭФ) показали, что конкурентоспособность страны в мировой экономике в существенной мере зависит от качества государственной политики и эффективности государственной системы. Чем выше сводные индексы стран по индикаторам, характеризующим состояние государства и финансов, тем выше их конкурентоспособность. Такими индикаторами являются: 
 
1. объем ВВП; 
2. темпы роста ВВП; 
3. объем инвестиций в основной капитал; 
4. средняя величина зарегистрированного уставного капитала; 
5. доля банков с величиной уставного капитала выше среднего; 
6. величина предоставленных кредитов (в % к ВВП); 
7. золотовалютные резервы; 
8. темпы инфляции; 
9. курс рубля; 
10. внутренний и внешний долг ( в % к ВВП); 
11. величина прожиточного минимума и другие. 
 
Оценки ВЭФ и разработки аналитиков Института мировой экономики и международных отношений РАН показали, что по сводному индексу конкурентоспособности, рассчитанному по 8 комплексным факторам, каждый из которых состоит в свою очередь из больших совокупностей индикаторов, Россия занимает среди ведущих государств мира 11-е место, а из 59 стран- 55-е место (Куренков Ю, Попов В Конкурентоспособность России в мировой экономике.// Вопросы экономики.2001., № 6, с. 38-39.). 
 
Для мониторинга экономической, в т.ч. финансовой безопасности ООН с 1990 года применяется индекс развития человеческого потенциала, представляющий собой интегральный (обобщающий) показатель социального прогресса, безопасности личности и развития социальной сферы. Он признан сейчас в мировой практике наиболее точно характеризующим социально- экономическое развитие отдельных стран и пригодным для межстрановых сопоставлений. 
 
Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается на основе трех показателей: 
 
- долголетия, измеряемого как ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 
- достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения и совокупная доля учащихся, поступивших в учебные заведения; 
- уровня жизни, измеряемого на базе реального ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в долю США). 
Для построения индекса каждого из этих показателей были установлены фиксированные минимальные и максимальные значения: 
 
- продолжительность предстоящей жизни при рождении: 25 лет и 85 лет; 
- грамотность взрослого человека: 0% и 100%; 
- совокупная доля учащихся: 0% и 100%4 
- реальный ВВП на душу населения (ППС в долл. США): 100 и 40000 долл. 
 
Индекс развития человеческого потенциала измеряется от 0 до 1. В зависимости от его значения все страны, по которым производится расчет, по рекомендациям экспертов ООН делятся на три группы: 
 
- с высоким уровнем человеческого развития (ИРЧП>0,800); 
- со средним уровнем развития (0,500 <ИРЧП <0,800); 
- с низким показателем уровня развития человека (ИРЧП<0,500). 
 
В Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год Россия занимает 57-е место (ИРЧП=0,778) и входит в группу стран со средним уровнем этого показателя (из 173 обследованных стран), и 7-е место среди группы стран со средним значением ИРЧП, вслед за Панамой (0,787), Белизом (0,784), Малайзией (0,782).  
 
Сегодня ИРЧП используется специалистами для оценки социально - экономических процессов не только отдельных стран, но и различных регионов, как самостоятельных субъектов Российской Федерации, действующих в соответствии со своими особенностями, региональными интересами, возможностями, целями и установками. Региональная неоднородность порождает появление «богатых» (донорских) и «бедных» (депрессивных) регионов, между которыми отсутствует баланс интересов, возникают конфликтные отношения между отдельными регионами и центром, существует значительная дифференциация по качеству и уровню жизни населения. 
 
Поэтому ИРЧП регионов также существенно отличаются между собой, как ИРЧП различных стран. Территории, имеющие более высокие показатели, составляющие индекс, будут иметь более высокий ИРЧП, и наоборот. 
 
Среди регионов России Чувашская Республика по ИРЧП  
 
Финансовая безопасность для регионов России характеризуется соотношением среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума по региону и в среднем по России, соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума, среднедушевой обеспеченностью населения (объектами здравоохранения, коммунальными услугами). 
 
Таким образом, для обеспечения финансовой безопасности России необходимо решение следующих задач: 
 
• обеспечение устойчивости финансовой системы путем оптимизации бюджетной и налоговой политики федерального центра,  
• минимизации зависимости регионов от федерального бюджета, нормализации финансовых потоков,  
• устойчивости банковской системы,  
• снижения внешнего и внутреннего долга и обеспечения финансовых условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности

Информация о работе Финансовая безопасность в РФ