Управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение управления финансами .
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
- изучение сущности и органов управления финансами;
- рассмотрение планирование на уровне государства и его субъектов;
- финансовый контроль сущность, модели и формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
4
2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
10
2.1 Планирование на уровне государства и его субъектов
10
2.2 Финансовый контроль сущность, модели и формы
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
16

Вложенные файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 42.97 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНЫ  УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

4

2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

10

2.1 Планирование на уровне  государства и его субъектов

10

2.2 Финансовый контроль  сущность, модели и формы 

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовые отношения  очень многообразны. Во всей своей  совокупности многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой.

Эффективное управление финансами  включает финансовое планирование и прогнозирование с такими обязательными элементами, как бюджетирование и бизнес-планирование, разработка инвестиционных проектов, организация управленческого учета, комплексный финансовый анализ и на его основе решение проблем платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоления возможного банкротства предприятия.

Управление финансами  является составной частью общей  системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. В связи с этим тема работы является актуальной.

Цель исследования – изучение управления финансами.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

- изучение сущности и  органов управления финансами;

- рассмотрение планирование на уровне государства и его субъектов;

- финансовый контроль сущность, модели и формы.

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

 

Процесс перераспределения  финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления. [2,c.67]

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п. Другими словами, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.

К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся:

- формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;

- государственное регулирование цен естественных монополистов;

- защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;

- проведение эффективной таможенной политики;

- содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;

- содействие развитию рынка капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

- лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;

- финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;

- применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;

- проведения системы мер социальных гарантий и финансовой защиты прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;

- установления льгот по Налогам и различным Платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;

- применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и т. д.

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:

(а) относительного баланса  экономических интересов государства, юридических и физических лиц;

(б) бездефицитного государственного бюджета;

(в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

В качестве инструментов управления финансам» выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.

Планирование включает различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений. За планированием, как правило, следует этап, связанный с выполнением планов и соответственно контролем их исполнения, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений. Результаты контроля и анализа дают информацию для последующего процесса планирования. Задача организации состоит в обеспечении оптимального достижения цели посредством использования специальных организационных моделей. Если планирование и контроль являются процессами, связанными с переработкой информации, то организация занимается структурированием информационных связей. Информационное обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией.

Общее управление финансами  осуществляют высшие органы власти и управления.

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

- профильные комитеты  по бюджету, налогам, байкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

- Министерство финансов РФ и его органы на местах;

- Центральный банк РФ;

- Министерство РФ по налогам и сборам;

- Федеральная служба налоговой полиции РФ;

- Государственный таможенный комитет РФ;

- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

- Министерство государственного имущества;

- исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

На Министерство финансов РФ возложены следующие задачи:

- разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

- составление проекта и исполнение федерального бюджета;

- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

- обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.

Основными задачами органов  Федерального казначейства являются: (1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации; (2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; (3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов; (4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; (5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание; (6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Министерство РФ по налогам  и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

Территориальные инспекции  Министерства РФ по налогам и сборам обязаны: (1) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды; (2) вести учет и проводить проверки налогоплательщиков; (3) ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет; (4) осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

Федеральная служба налоговой полиции нацелена на выполнение функций по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин.

К основным задачам Таможенного комитета относятся: (1) проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенными органами; (2) проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами; (3) приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного законодательства; (4) взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура управления финансами определяется его высшим руководством и зависит прежде всего от размеров предприятия и видов его деятельности. Крупные компании соответственно имеют хорошо структурированный многочисленный штат финансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и вице-президентом. Главный финансовый менеджер определяет важнейшие вопросы развития компании, связанные с капитальными вложениями, ценообразованием, политикой выплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политики финансирования и др.

В небольших предприятиях функции финансового менеджера, как правило, выполняет главный бухгалтер, которого иногда называют финансовым директором. Функции и задачи финансового менеджера многогранны. Главной его задачей является поиск и нахождение путей эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно свободных денежных средств. [1,c.63]

Информация о работе Управления финансами