Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:25, доклад

Краткое описание

Как и в любой другой управляемой системе, в процессе управления финансами выделяются субъекты и объекты управления. В качестве объектов выступают разные виды финансовых отношений, в качестве субъектов – организационные структуры, осуществляющие самоуправление.
Функциональные элементы в управлении финансами.

Вложенные файлы: 1 файл

1 (2).doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

1.Как и в любой другой управляемой  системе, в процессе управления  финансами выделяются субъекты  и объекты управления. В качестве  объектов выступают разные виды  финансовых отношений, в качестве  субъектов – организационные  структуры, осуществляющие самоуправление.

Функциональные элементы в управлении финансами.

Субъекты управления используют в  каждой сфере и в каждом звене  финансовых отношений специфические  методы целенаправленного воздействия  на финансы.

Наиболее важное место в управлении отводится планированию. Именно в результате планирования всевозможный субъект хозяйствования многосторонне оценивает состояние своих финансов, находит возможности приумножения финансовых ресурсов, направления их использования с наибольшей эффективностью. На основе анализа полной и достоверной информации принимаются управленческие решения. Если информация достоверна и получена своевременно, то принятие обоснованных решений обеспечено. Финансовая информация основывается на статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых  на базе оперативного анализа образующейся финансовой ситуации и преследующих достижение цели, которая заключается  в получение наибольшего эффекта  при малом числе затрат с помощью  перераспределения финансовых ресурсов.

Управление финансовым состоянием. Потоки денежных средств предприятий являются частью его финансов, т. е. существующих финансовых отношений Денежные средства предприятия находятся в постоянном кругообороте. Они вложены в оборотные и внеоборотные активы. Кругооборот внеоборотных активов происходит в течение весьма длительного временного периода – нескольких лет, а оборотных активов – значительно быстрее. Рассчитывается и анализируется оборачиваемость именно оборотных активов.

Управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты – выручка  – прибыль». Главными факторами, определяющими финансовое состояние организации, являются управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль».

При анализе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» применяются три элемента:

1) маржинальный доход (разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами, связанными с ее производством):

МД = В – Пер;

2) относительный доход (маржинальный доход, выраженный в процентах по отношению к выручке от продажи продукции):

ОД = МД / В × 100;

3) передаточное отношение (отношение маржинального дохода к прибыли от реализации продукции):

ПО = МД / Пр. Анализ взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» позволяет  организациям:

1) установить зависимость между темпом роста прибыли и объема реализации;

2) определить отношение затрат, цены и объема реализации продукции;

3) точно планировать прибыль фирмы и определить наиболее рентабельные виды продукции и производства;

4) использовать метод во внутрифирменном планировании;

5) определить основы принятия тактических и стратегических управленческих решений;

6) определить эффективность инвестиционных проектов.

 

Финансовый менеджмент – это система, функционирование которой направлено на достижение общих целей хозяйствования. С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой – управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией. Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, цены, заработную плату и т. п. и является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Субъекты управления включают органы государственного управления, финансовые и налоговые органы, банки, органы страхования и др. Главный субъект управления– собственник. Но именно собственник в большей мере сталкивается с финансовым менеджментом как управляемой системой, что нередко приводит к проблемам.

Необходимыми условиями функционирования финансового менеджмента являются:

– предпринимательская деятельность;

– самофинансирование;

– рыночное ценообразование;

– рынок труда;

– рынок капитала;

– государственное регулирование деятельности предприятий, основанное на системе рыночного законодательства.

Решающее значение для определения  сущности финансового менеджмента  имеет проблема собственности, которая в настоящее время тесно связана с ходом приватизации. Взаимосвязь финансового менеджмента и отношений собственности проявляется в том, что собственники или лица, уполномоченные собственниками управлять их имуществом, в соответствии с законом и учредительными документами решают вопросы создания предприятия, определяют цели его деятельности, реорганизации и ликвидации, контролируют эффективность использования и сохранность имущества, распоряжаются финансовыми ресурсами и проводят самостоятельную финансовую политику.

Главное требование, предъявляемое предпринимателем к финансовому менеджеру, – это выработка базовой финансовой концепции. Она заключается в определении стратегии финансового развития, обеспечивающей достижение поставленных целей, эффективное управление денежным оборотом предприятия, формирование фондов денежных средств в заданных пропорциях, использование финансовых ресурсов по целевому назначению. Согласно общему подходу финансовый менеджер – это, по сути, фетишизированный собственник, осуществляющий воздействие на движение капитала, текущую прибыль, накопления и инвестиции.

Финансовыми источниками формирования имущества являются:

– денежные и материальные взносы учредителей или участников;

– доходы от всех видов деятельности;

– дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам;

– кредиты банков, заемные и привлеченные средства других кредиторов;

– капитальные вложения, дотации и субсидии из бюджетных и внебюджетных фондов;

– безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования;

– доходы от валютных курсовых разниц;

– доход от долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий, финансируемую аренду основных средств. Структура финансовых источников формирования имущества предприятий и коммерческих организаций зависит от их организационно-правовой формы, видов деятельности, объемов производства и реализации продукции, работ и услуг.

 

2.Организационная структура системы управления финансами организации и ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Деятельность финансовых служб подчинена главной цели управления финансами организаций, направлена на обеспечение финансовой стабильности и на создание устойчивых предпосылок для получения прибыли и роста капитализации организации (предприятия).  
 
Кадры финансовых служб (отделов)  — специалисты, имеющие квалификацию «бухгалтер», «финансовый менеджер», «экономист» и т. п.  
 
Финансовые методы  — это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственныйпроцесс. К основным из них следует отнести методы финансового учета, финансового планирования, прогнозирования, финансового анализа, финансового контроля, кредитования, страхования, финансовых расчетов, аренды, лизинга, факторинга, трастовых операций и др.  
 
Финансовые рычаги  — набор финансовых показателей, посредством которых управляющая система может влиять на хозяйственную деятельность организации — включают в себя: прибыль, доход, финансовые санкции, цену, дивиденды, заработную плату, налоги,инвестиции, процент, дисконт и т. п.  
 
Финансовые инструменты  — это любые контракты, по которым происходит одновременное увеличение финансовых активов одной фирмы и финансовых обязательств — другой, или это различные формы кратко и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовом рынке.  
 
Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные . К первичным относятся денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям и др. Вторичные инструменты производны от базовых (первичных) К ним относятся варранты, депозитарные расписки (вторичные ценные бумаги), фьючерсные и форвардные контракты, финансовые опционы, процентные и валютные свопы и др.  
 
Информация финансового характера  — основа информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне — включает в себя любые сведения финансового характера: бухгалтерскую (финансовую) отчетность, данные управленческого учета, информацию кредитно-банковской системы, товарных, фондовых и валютных бирж и др.  
 
Технические средства управления финансами  — сети ЭВМ, персональные компьютеры, программное обеспечение (пакеты прикладных программ — стандартные и специализированные), без которых в современных условиях попросту невозможно осуществлять управление финансами организации.  
 
Объект системы управления финансами организации — совокупность следующих взаимосвязанных элементов: финансовые ресурсы, источники финансовых ресурсов, финансовые отношения, денежный оборот.  
 
Управление финансовыми ресурсами и источниками их формирования — одна из важнейших задач финансового менеджмента. Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах предопределяет финансовое благополучие предприятия, т. е. его финансовую устойчивость и платежеспособность. Финансовые ресурсы не бесплатны; стоимость их зависит от их источника, поэтому возникает задача оптимизации структуры источников финансирования в долгосрочном и краткосрочном аспекте.

 

3. Рассмотрим более подробно  функции и задачи некоторых из них. Как отмечалось, управление централизованными финансами возложено на Счетную палату РФ.

Счетная палата - орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным  Собранием РФ и ему подотчетный. Основными задачами Счетной палаты являются: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности; 3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; 4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Важные контрольные функции в системе управления финансами возложены на Министерство по налогам и сборам РФ и его органы на местах. Оно осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех обязательных платежей, соблюдением соответствующего налогового законодательства.

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. Важная задача таможенного комитета - проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами. Необходимо различать государственный и негосударственный контроль. Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах. Весьма эффективен контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой РФ-Главной задачей этой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и свое отменностью внесения в соответствующие бюджеты. Главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства путем обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Государственный (вневедомственный) контроль осуществляется органами государственной власти и управления (контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств). Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами.

К негосударственным видам финансового  контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль. Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности. Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента. Общественный финансовый контроль осуществляется отдельными физическими лицами на добровольных началах. Аудиторский контроль проводится в двух формах: обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке, предусмотренном соответствующим постановлением правительства. Инициатором проверки могут быть государственные органы: прокуратура, казначейство, налоговая служба, налоговая полиция и др.

Аудиторскую проверку могут производить  как физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (включая иностранные), которые могут иметь организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательном. После получения лицензии на право осуществления аудиторской Деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторский контроль в России находится в стадии становления. Главный его недостаток - низкий уровень квалификации сотрудников аудиторских служб, размытость нормативных документов, Регулирующих их работу. По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т. п. Он призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача - своевременный контроль за правильностью, законностью и целесообразностью произведенных расходов, полученных доходов, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом. Последующий контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Его задача - выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

4. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ  ФИНАНСАМИ 
 
Можно сказать, что управление централизованными финансами — это целенаправленное воздействие государства на распределительные денежные отношения, возникающие в связи с формированием и использованием централизованных денежных фондов. Целенаправленное! 
 
А какая перед государством стоит цель? Если вы внимательно читали третью главу, то должны помнить, что общая стратегическая цель — это финансовое состояние экономики «Б» (состояние, в которое государство пытается перевести национальную экономику из исходного финансового состояния «А»). А для достижения поставленной цели необходимо, чтобы формирование и использование централизованных фондов происходило бы 
строго определенным образом (в соответствии с государственной финансовой политикой, отраженной в законах). Следовательно, формирование и использование централизованных денежных фондов должно осуществляться в соответствии с: 

Информация о работе Управление финансами