Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга и твердости национальной валюты.
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. Субъекты управления финансами – это различные финансовые учреждения, органы государственной власти и управления осуществляющие общее управление системой финансов. Объектами выступают различные формы финансовых отношений, которые образуют финансовую систему государства.

Содержание

Введение
Глава 1.Основные задачи и методы управления финансами.
1.1Сущность и методы управления финансами
1.2 Субъекты и объекты управления
1.3 Основные методы и формы управления финансами
Глава 2. Система финансовых органов управления финансами.
2.1 Высшие органы управления государственной власти управления финансами;
2.2 Министерство Финансов РФ. Казначейство РФ;
2.3 Счетная Палата РФ;
2.4 Налоговые органы РФ;
Глава 3. Органы управления финансами в зарубежных странах;
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 62.05 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1.Основные задачи и методы управления финансами.

1.1Сущность и  методы управления финансами

1.2 Субъекты и объекты управления

1.3 Основные методы и формы управления финансами

Глава 2. Система финансовых органов управления финансами.

2.1 Высшие органы управления государственной власти управления финансами;

2.2 Министерство Финансов РФ. Казначейство РФ;

2.3 Счетная Палата РФ;

2.4 Налоговые органы РФ;

Глава 3. Органы управления финансами в зарубежных странах;

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление финансами  является составной частью общей  системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование  системы отношений, призванных нормализовать  финансовые ресурсы, необходимые для  социально-экономического развития общества.

Целью  управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга и твердости национальной валюты.

В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. Субъекты управления финансами – это различные финансовые учреждения, органы государственной власти и управления осуществляющие общее управление системой финансов. Объектами выступают различные формы финансовых отношений, которые образуют финансовую систему государства.

Методами управления финансами являются финансовое планирование, финансовое прогнозирование, финансовое программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль.

1.Основные  задачи и методы управления  финансами

1.1 Сущность и методы управления финансами

Управление присуще  всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Управление – это сознательное воздействие субъекта на объект с целью его развития и совершенствования.  
Важной областью управленческой деятельности выступает  управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой  системе, выделяют объекты и субъекты управления. Объектами управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему государства. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с  классификацией финансовых отношений  по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций(предприятий, учреждений), страховые отношения , государственные финансы и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как , как финансовые службы(отделы) предприятий , страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические  методы целенаправленного воздействия  на финансы. В то же время им присущи  и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно  выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное  управление, контроль.

Планирование занимает одно из важнейших мест в системе  управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне  оценивает состояние финансов, вскрывает  возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при  минимуме затрат помощью перераспределения  финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается  в рациональном использовании финансовых ресурсов с елью улучшения хозяйственной  деятельности.

Контроль как  элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить  фактические результаты по использованию  финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

Различают стратегическое, или общее, управление финансами  и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых  программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием  Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими. Оперативное  управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов  власти, руководители внебюджетных фондов , страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.

При обработке управленческих решений финансового характера  как при стратегическом, так и  при оперативном управлении учитываются  требования экономических и юридических  законов, результаты экономического анализа  как итогов прошлого хозяйственного периода , так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.

В нашей стране в  условиях экономических преобразований неоправданно недооценивается накопленный  ранее опыт управления финансами, положительно влиявший на экономику в прошлом. В управлении почти не находят  должного применения такие финансовые рычаги, как плата за землю, долговременные нормативы амортизационных отчислений, удельные капитальные вложения и  другие. Слабо развиваются формы  государственного кредита, игнорируется применение субвенций целевых дотаций  из бюджета. Финансово-кредитный кризис августа 1998 года потребовал разработки и осуществления новой финансово-кредитной  политики, перехода на принципиально  новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиления государственного воздействия финансов на развитие реального  сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного  производства и социальной сферы.

Приоритетными задачами экономической политики, направленными  на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий  для развития основных элементов  финансовой инфраструктуры (банковского  сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной  системы и повышение эффективности  ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение  эффективности налоговой и таможенной систем.

Для реализации указанных  задач необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектов и  внесений изменений и дополнений в действующие в целях создание благоприятного делового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления, повышения инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бремени по совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартов финансовой отчетности и повышению открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершению перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а высокодотационных субъектов РФ- кассовое обслуживание через органы федерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора.

1.2. Субъекты и объекты управления.

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные  органы власти - Президент РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает  бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов  исполнительной власти.

Министерство финансов РФ (МФ РФ):

осуществляет методическое руководство в сфере финансового  планирования и финансирования отраслей хозяйства;

развивает бюджетный  федерализм;

разрабатывает проект федерального бюджета;

составляет отчет  о выполнении федерального бюджета;

составляет консолидированный  бюджет;

На Министерство финансов возложены следующие функции:

участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную  и краткосрочную перспективы;

подготавливает  предложения и реализует мероприятия  по совершенствованию бюджетной  системы и механизма межбюджетных отношений

участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;

проведение мероприятий  по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и  Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя  тем самым увеличению поступлений  в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством  кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата Российской Федерации - это специальный контрольный  орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

 

Финансовая система  представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической  формации.

Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и  используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы базируется на следующих  принципах:

Функциональное  значение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих  задач (госбюджет выражает распределительные  отношения между государством, предприятиями  и населением; финансы предприятий  выражают отношения по созданию и  использованию денежных фондов предназначенных  для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

Единство фин системы- предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и  регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а  также отдельными группами и слоями населения.

Государственные финансы - это отношения по поводу распределения  и перераспределения совокупного  общественного продукта (СОП) и части  национального богатства, связанные  с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны  и управления.

В сфере государственных  финансов выделяются звенья:

государственный бюджет

внебюджетные фонды

государственный кредит

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).

Бюджет РФ как  финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

Информация о работе Управление финансами