Теоретические основы финансов предприятия (организации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:13, курс лекций

Краткое описание

Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые затем перераспределяется и служит основным источником экономического роста. В процессе предпринимательской деятельности у предприятия (организации) складываются хозяйственные связи со своими контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системой, в результате которых возникают финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности.

Содержание

Понятие, сущность, функции и место финансов предприятия в общей системе финансов.
Структура финансовых ресурсов предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы финансов предприятия.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

Уставный капитал  общества может быть увеличен путем  повышения номинальной стоимости акции или размещения их дополнительного количества. Решение об увеличении уставного капитала путем повышения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров. Решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций (в пределах общего количества объявленных акций) принимается Советом директоров. Решение об увеличении уставного капитала путем новых эмиссий акций с их последующим размещением принимается общим собранием акционеров.

Увеличение  уставного капитала общества за счет повышения номинальной стоимости акций возможно только за счет:

  • средств, полученных эмитентом от продажи своих акций сверх номинальной стоимости;
  • нераспределенной прибыли;
  • средств от переоценки (дооценки) основных фондов.

С позиции финансового права эмиссия ценных бумаг представляет собой последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных бумаг.

Стандартная процедура  эмиссии включает следующие этапы:

1) принятие эмитентом  решения о выпуске акций;

  1. регистрацию проспекта эмиссии акций (в РФ этим занимается специальный государственный орган – Федеральная комиссия по ценным бумагам);
  2. для документарной формы выпуска – изготовление сертификатов акций;
  3. размещение акций – эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел регистрацию, размещению не подлежат;

5) регистрация  отчета об итогах выпуска акций. 
Следует подчеркнуть, что в условиях России привлечение дополнительного капитала за счет новой эмиссии акций длительный и дорогостоящий процесс, поэтому прибегать к этому источжет необходимо только предварительно оценив все последствия выпуска новых эмиссий.

В России одним  из инициаторов новых эмиссий  на некоторых предприятиях являются региональные фонды венчурного капитала (РФВК), учрежденные Европейским  банком реконструкции и развития (в России учреждено 12 РФВК). Уставом РФВК предусмотрено финансирование инвестиционных проектов через приобретение 20%-25% пакета акций инвестируемых компаний и введения своего представителя в Совет директоров. Через 10 лет РФВК обязан реализовать свой пакет действующим акционерам, стороннему стратегическому инвестору, по открытой подписке.

Разработка  эффективной эмиссионной политики включает в себя следующие мероприятия:

  1. Определение целей эмиссии (крупный инвестиционный проект – открытие новых филиалов, запуск новых производств; намечаемое поглощение других компаний, необходимость изменения структуры собственников и прочие цели, требующие мобилизации значительного объема собственного капитала).
  2. Оценка инвестиционной привлекательности собственных акций (изучение и анализ общей экономической ситуации, перспективы развития отрасли, к которой относится эмитент, конкурентоспособность выпускаемой продукции (услуг), финансовая устойчивость эмитента, анализ состояния фондового рынка, сумж дивидендов в расчете на одну акцию, соотношение между ценой обыкновенной акции и ее доходностью).
  3. Определение объема эмиссии на основании реальной потребности и ограничений, вытекающих из желания сохранить контрольный пакет.
  4. Установление номинала, видов и количества эмитируемых акций.
  5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. Необходимо учесть прогнозируемый уровень дивидендов на основании выбранного типа дивидендной политики и расходы на выпуск и размещение акций.
  6. Изучение эффективных форм андеррайтинга, первичная реализация ценных бумаг эмитента на фондовом рынке и выбор компании-андеррайтера. В России, как правило, андеррайтингом занимаются крупные инвестиционные компании (например, «Тройка-Диалог», «Атон»), на Западе этим занимаются инвестиционные фонды и инвестиционные банки. Взаимоотношения между эмитентом и андеррайтером регулируются договором о выпуске и размещении ценных бумаг.

2. Добавочный капитал

Добавочный  капитал отражает, эмиссионный доход (суммы, полученные сверх номинальной  стоимости размещенных акций  за вычетом расходов по их продаже), имущество, безвозмездно полученное от других организаций, прирост стоимости имущества при переоценке (последний не является реальным источником финансирования).

3. Резервный капитал

Резервный капитал  предназначен для покрытия убытков, для ликвидации последствий форс-мажорных обстоятельств, а также для погашения выпущенных облигаций и выкупа акций акционерного общества, если нет других средств. Резервный капитал формируется путем обязательных ежегодных отчислений от чистой прибыли до достижения размера, предусмотренного уставом. Размер ежегодных отчислений не может быть ниже 5% чистой прибыли до достижения величины, зафиксированной в уставе общества. В акционерных обществах размер резервного капитала, предусмотренный уставом, не может быть менее 15 % от величины уставного капитала (Закон РФ «Об акционерных обществах»). Предприятия с иностранными инвестициями осуществляют отчисления от прибыли в резервный фонд до тех пор, пока его размер не достигнет 25 % от уставного капитала (Закон РФ «Об иностранных инвестициях»).

В условиях полной хозяйственной самостоятельности, когда предприятия наделены широкими полномочиями в распоряжении собственным  имуществом, в том числе и денежными  средствами, в обороте предприятия  могут находиться прочие собственные средства, а именно временно неиспользуемые остатки резервного фонда. В условиях высоких темпов инфляции, нестабильной экономической ситуации такой путь позволяет расширить финансовые вложения в оборотный капитал и одновременно решить задачи по стабилизации объема собственного капитала, вложенного в текущий оборот. С другой стороны, такое использование резервного фонда не по прямому назначению приводит практически к потере смысла самострахования. Поэтому этим источником следует пользоваться только в экстренных случаях. Уменьшение резервного капитала в результате его использования не по целевому назначению требует доначисления в текущем периоде, в результате использования по целевому назначению в следующем отчетном периоде.

  1. Амортизационные отчисления

Амортизационные отчисления не увеличивают величину собственного капитала, а служат способом его реинвестирования. Они имеют  двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и в составе выручки  от реализации продукции (работ, услуг) возвращаются на расчетный счет предприятия. Образуют целевой источник финансирования обновления оборудования и прочих основных средств. (В зарубежных источниках называют «финансирование за счет списания»). Но так как производственные фонды меняются реже одного финансового года, то у предприятия появляется возможность временно использовать эта средства на другие цели, например, пополнение оборотных средств. (Такая ситуация очень распространена в практике российских предприятий вследствие многочисленных случаев задержки погашения дебиторской задолженности.) Существующая опасность такого поведения предприятия: к определенному моменту по данным бухгалтерского баланса накоплен значительный амортизационный фонд, фактически деньги истрачены на оборотные средства, следовательно, не могут быть направлены на цели реинвестирования.

  1. Нераспределенная прибыль

Нераспределенная прибыль (включает в себя нераспределенную прибыль/убыток прошлых лет, нераспределенную прибыль/убыток отчетного года).

Нераспределенная прибыль прошлых лет – это остаток прибыли, оказавшийся в распоряжении предприятия по результатам работы за прошлый год. В соответствии с новыми нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности остатки специальных фондов (фондов накопления и потребления), образованных в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой, по результатам работы за год отдельно не отражаются. Нераспределенную прибыль прошлых лет можно использовать на следующие цели: увеличение уставного капитала, пополнение резервного капитала, увеличение фондов специального назначения, образуемых в соответствии с учредительными документами, на выплату доходов учредителям. Списание убытка прошлых лет осуществляется путем направления на его погашения прибыли отчетного года, средств резервного капитала, целевых взносов учредителей. По статье «Нераспределенная прибыль отчетного года» показывается ее сумма как разница между прибылью от обычной деятельности и сальдо чрезвычайных доходов и расходов (по форме № 2). В бухгалтерском балансе (форма № 1) нераспределенная прибыль отчетного года представляет собой разницу между конечным финансовым результатом и причитающейся к уплате суммой налогов и иных обязательных платежей (включая санкции за несоблюдение правил налогообложения) за счет прибыли. Действующее законодательство предоставляет право хозяйствующим субъектам оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение чистой прибылью. Соответствующие расшифровки, характеризующие использование чистой прибыли, приводятся в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Таким образом, нераспределенная прибыль  прошлых лет и текущего года является источником финансирования капиталовложений в основные средства и источником пополнения оборотных средств предприятия.

2. Финансирование  за счет заемных средств

1) Кредиты коммерческих банков  российских и иностранных (прежде  всего ЕБРР); условия и сроки  предоставления кредита, цена  кредитных ресурсов четко оговариваются  в кредитном договоре. Необходимо  вспомнить виды кредитов (контокоррентный, срочный и т.д.) и их особенности. Этапы привлечения банковского кредита:

а) определение целей использования  привлекаемого банковского кредита (расчеты, экономическое обоснование);

б) оценка соотношения между краткосрочным и долгосрочным кредитом, оценка альтернативных форм заемного капитала (коммерческий кредит, облигационный заем);

в) выбор коммерческого банка  – потенциального кредитора (состав учредителей, политика банка на рынке  ссудного капитала, размер собственного капитала, финансовая устойчивость, качество и разнообразие оказываемых банком услуг, сопоставление условий возможного привлечения отдельных видов кредитов у разных банков).

По срокам банковский кредит может  быть:

  • долгосрочным (предназначен для финансирования внеоборотных активов);
  • краткосрочным (предназначен, как правило, для финансирования оборотных активов).

Банковское кредитование может  осуществляться в различных формах: срочный кредит, контокоррентный  кредит, онкольный кредит, учетный  кредит и др.

Срочный кредит заключается в перечислении банком на расчетный счет заемщика оговоренной в кредитном договоре суммы.

Контокоррентный кредит предусматривает  ведение банком текущего счета клиента  с оплатой поступивших расчетных  документов и вычислением выручки. Если средств клиента оказывается недостаточно для погашения обязательств, банк кредитует его в пределах установленной в кредитном договоре суммы, т.е. контокоррент может иметь и дебитовое и кредитовое сальдо. В том случае, если банк кредитует клиента, он взимает с него проценты в свою пользу, если клиент является кредитором банка до последний начисляет процент на депозит в пользу клиента.

Онкольный кредит является разновидностью контокоррента и выдается под  залог товарно-материальных ценностей  или ценных бумаг, оплата счетов клиента осуществляется в пределах обеспечения кредита. Должен быть погашен по требованию банж.

Учетный (вексельный) кредит предоставляется  банком векселедержателю путем покупки (учета) векселя до наступления срока  платежа.

  1. Кредиты иностранных инвестиционных фондов (например, инвестиционного фонда «США-Россия»). Эта форма кредитования называется «проектное финансирование» и применяется, как правило, для финансирования крупных инвестиционных проектов, прошедших предварительный конкурсный отбор. Агентами по размещению данных кредитов являются уполномоченные Фондами банки.
  2. Лизинг. С экономической точки зрения лизинг это товарный кредит в основные фонды, предоставляемые лизингополучателю в виде передаваемого в пользование имущества. Лизинговый платеж – это плата за пользование кредитом в виде имущества (цена источника заемных средств). Размер платежей определяется при подписании договора, он не зависит от колебаний валютного курса и изменения банковского процента. При подготовке расчетов по лизингу оборудование оценивается в текущих ценах, а арендные взносы из будущих поступлений становятся средством снижения инфляции (при неизменности цен на оборудование). Относится к долгосрочному финансированию.

Выкуп объекта лизинга производится по остаточной стоимости или рыночной, если она ниже остаточной. 4) Факторинг (представляет собой покупку банком или факторинговой компанией требования продавца к покупателю для инкассации). Относится к краткосрочному финансированию.

Может быть открытый факторинг –  с уведомлением должжет о переуступке его обязательств, и закрытый – без уведомления.

  1. Коммерческий кредит: отсрочка или рассрочка оплаты за произведенные поставки и оказанные услуги (может быть оформлен векселем) или сделанная контрагентом предоплата, при этом плата за кредит закладывается в цену продукта или услуги (в случае отсрочки/рассрочки оплаты цена выше, предусмотренной в калькуляции, в случае предоплаты ниже). Относится к краткосрочному финансированию.
  2. Целевые ссуды других хозяйствующих субъектов. Как правило, предоставляются внутри холдинга или предприятиями «смежниками», заинтересованными в эффективной работе предприятия-заемщика. Могут иметь долгосрочный и краткосрочный характер. В отличие от банковского кредита могут предоставляться на беспроцентной основе.
  3. Государственные субсидии. Как правило, выделяются для финансирования отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых, имеет важное значение для экономики страны или региона. Кредиторами могут выступать федеральный, региональный бюджеты.

Эмиссии облигаций (относится к  долгосрочному финансированию). Акционерное  общество вправе размещать облигации  по решению Совета директоров, если иной порядок не определен уставом  общества. В решении об эмиссии облигаций должны быть определены формы, сроки и иные условия их размещения. Номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели их выпуска. Общество может выпускать облигации с единовременным сроком погашения и со сроком погашения по сериям в определенные сроки. Общество может выпускать облигации обеспеченные залогом определенного имущества, облигации под обеспечение, предоставленное третьими лицами, облигации без обеспечения. Выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года деятельности общества. Облигации могут быть именными и на предъявителя, при выпуске именных облигаций общество обязано вести реестр их владельцев. В решении о выпуске облигаций может быть предусмотрена возможность досрочного погашения (Закон РФ «Об акционерных обществах»).

Информация о работе Теоретические основы финансов предприятия (организации)