Бюджет фонда социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение фонда социального страхования в России и организация защиты в зарубежных странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
познакомиться с теоретическими аспектами системы страхования
провести анализ бюджета фонда РФ

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3-4
1. Теоретические аспекты системы социального страхования…………….5-22
Формы, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………….5-12
Место и роль Фонда в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системы РФ………………………………………………...12-13
Организация соц. Защиты в зарубежных странах………………….13-16
Виды страхования соц. Защиты……………………………………...16-22
2. Бюджет фонда социального страхования РФ…………………………...23-31
2.1. Структурв доходов и расходов Фонда соц. Страхования РФ………..……………………………………………………………………..23-24
2.2. Анализ бюджетных показателей Фонда соц. Страхования…………..24-31
Заключение……………………………………………………………………32-33
Список используемой литературы……………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.46 Кб (Скачать файл)

 

    1. Место и роль Фонда в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системы РФ

 

В советский период подавляющая  часть социальных расходов осуществлялась из бюджета, что соответствовало  уравнительному характеру существовавшей системы оплаты труда и социального  обеспечения. С началом экономических  реформ ресурсы для финансирования пенсионного, медицинского и иных видов  социального обеспечения были обособлены из бюджета и переданы в систему  государственных внебюджетных фондов, действующих на принципах обязательного  государственного страхования. В настоящее  время среди объективных и  субъективных мотивов, лежавших в основе этого решения, трудно выделить главный. Теоретически в пользу внебюджетного  финансирования социальных расходов с  использованием страховых механизмов можно привести тот аргумент, что  оно позволяет установить более  жесткую зависимость между вкладом  гражданина в производство национального  продукта и объемом предоставляемых  ему в случае утраты работы или  трудоспособности социальных льгот. Однако на практике учреждение в 1991-1993 годах  внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости  населения и фондов обязательного  медицинского страхования) не изменило принципов финансирования социального  обеспечения по сравнению с советским  периодом.

В системе социальных услуг, предоставляемых бюджетной системой Российской Федерации, федеральные  внебюджетные фонды занимают основное место. Через систему социальных внебюджетных фондов осуществляется финансирование почти половины всех социальных расходов консолидированного бюджета России.

 

    1. Организация социальной защиты в зарубежных странах

 

В большинстве стран взносы на социальное страхование оплачивают и предприниматели, и работники, хотя в таких странах, как Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды и Франция  большая доля падает на плечи самих  работников, в Италии же наоборот - на предпринимателей. Только работодатели оплачивают взносы в Финляндии и  Швеции, а в Дании финансирование социальной защиты и вовсе осуществляется из средств госбюджета. Если же говорить о США, то там фактически отсутствует  система обязательных взносов со стороны работодателей и большее  внимание уделяется коллективным договорным условиям.

Опираясь на данные МОТ, можно  сказать, что в конце 80-х годов  на социальные нужды направлялись: в Швеции - 31% валового национального  продукта (ВНП); в Бельгии, Германии, Дании, Нидерландах, Франции - 20% ВНП; в  США - 10% и более низкие показатели характерны для стран так называемого "третьего мира", а также для  Португалии и Японии.

Имеются отличия и в  подходах к определению размеров выплат. Британия, Нидерланды и некоторые  другие страны Северной Европы используют принцип всеобщего равенства  прав на получение социальных пособий. В Бельгии, Германии, Франции размер выплат определяется, исходя из подсчитываемых взносов в страховые фонды, а  в США и Канаде выплаты в  целом направляются только самым  бедным и исчисляются исходя из степени  их нуждаемости.

В практике западных стран  в области страхования по безработице  можно выделить два принципиальных его вида:

Государственное страхование  находится в руках государства - и такое положение характерно для большинства стран.

Страхованием ведают профсоюзы, в которых создаются специальные  кассы страхования по безработице. Это свойственно в основном странам  Северной Европы и некоторым другим, в частности, для аграрного сектора  Италии.

В первом случае контроль возлагается  на Министерство труда, занятости, социальных дел и в том числе на их подразделения  на местах. Так, например, в Британии контроль осуществляется органами Министерства социальной защиты, в Японии - системой Министерства труда, в Германии - больничными  кассами, которые, в частности, занимаются аналогичной работой по всем видам  страхования, и такая практика была распространена в дореволюционной  России, а в США и Канаде сбором средств в фонды страхования  занимаются налоговые ведомства.

В большинстве случаев  финансовые средства на осуществление  программ занятости собираются за счет налога на фонд заработной платы, но в  то же время в Японии, например, на четверть они покрываются за счет госбюджета, в Италии и США отчисления поступают в основном от работодателей, а в других европейских странах  обложению могут подлежать как  работники, так и работодатели.

Взносы трудящихся от общей  суммы страхового взноса составляют: в Германии - 50%, в Канаде - 42%, в  Японии - 37,5%, во Франции - 36%, в США - менее 4% и в Италии - 0%.

Существенное различие можно  наблюдать и в предъявляемых  требованиях для назначения пособия  по безработице, в том числе к  минимальному сроку трудовой деятельности до момента наступления безработицы. В Канаде этот срок составляет 20 недель, во Франции - 91 день (или 520 часов), в Германии - 360 дней и 180 дней - для сезонников, в  Италии - год, а в Японии - 6 месяцев. Некоторые страны предпочитают устанавливать  и минимальный уровень заработной платы, ниже которого не должен был  получать, претендующий на пособие  по безработице. В том числе в  Британии временных сроков не устанавливается  вовсе, а лишь определяется уровень  предыдущего годового заработка, который  составляет 4 тыс. долларов в год - для  получения полного пособия и 2 тыс. долларов в год - для сокращенного. Таким образом, охваченных пособиями оказывается от 32% всей численности безработных в Британии  до 80% - в Канаде.

Определенные отличия  можно наблюдать и в средних  размерах получаемых пособий по безработице. Так, например, в Германии он составляет 63% от размера последнего заработка, что в Японии и некоторых штатах США размер пособий может быть обратно пропорциональным уровню предыдущей заработной платы, то есть пособие тем  больше, чем меньше был предыдущий заработок.

В США, Канаде и Японии устанавливается  верхний предел пособия по безработице, размер которого не должен превышать 80% заработной платы за вычетом всех премий, причем следует учитывать, что  в Японии премии, как правило, составляют около трети доходов трудящихся.

Кроме Японии и Германии сами пособия облагаются налогом.

Устанавливается и максимальная продолжительность для получения  пособий по безработице: в США  и Канаде она зависит преимущественно  от общего уровня безработицы в стране или штате, в Германии, Японии, Франции  она исчисляется из характеристик  безработного, как  его возраст  и трудовой стаж. В США, как правило, максимальный срок получения пособий  по безработице равен 26 неделям, в  Канаде - 35 неделям, но при высоком  уровне безработицы в этих странах  срок может продлеваться.

По истечении срока  выплат пособий по безработице человек  остается вправе получать специальное "социальное пособие" из государственных  средств, которое очень невелико и в принципе чуть выше официально принятой черты бедности. Но продолжительность  получения социального пособия  бывает, как правило, неограниченной.

Теперь о странах Северной Европы, где вопросами социального  страхования ведают профсоюзы. Система  социального страхования по безработице  там строится следующим образом: трудящиеся взносы на страхование платят сами в свою профсоюзную организацию  и последняя занимается выплатой пособий по безработице из накапливаемых таким образом средств. За исключением выплат профсоюзами небольшого государственного налога все средства таким образом сосредотачиваются на местах, хотя при этом они и не могут направляться на другие, чем страхование от безработицы цели.

Но следует отметить, что "в последние годы правительства  ряда северных стран делают попытки  отобрать у профсоюзов кассы по безработице  под предлогом недостаточной  эффективности их работы", и кроме  того используется практика обложения  их дополнительными налогами, для  поступления больших средств  в государственную казну, которые  якобы должны идти для увеличения занятости.

В практике социального страхования  в ФРГ обязательная его форма  предусмотрена как для государственного, так и индивидуального социального  страхования, что обуславливается  существованием определенных рисков в  жизни человека, убытки от которого могут вызывать сложности их покрытия одним лицом. В противном случае, т.е. при отсутствии обязательного  индивидуального страхования - это  может привести к повисанию некоторых  лиц на шее у государства.   

 

    1. Виды страхования социальной защиты

 

Социальное страхование  включает в себя: обязательное пенсионное страхование, на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет поступлений  взносов от: работодателей, работополучателей  и за счет государственных дотаций. Разные виды страхования при этом имеют особенности в области  уплаты взносов и выплат при наступлении  страховых случаев.

1. Государственное  пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, свыше которого сам доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования выплачиваются работником и работодателем в равных долях.

Размер взносов по обязательному  государственному пенсионному страхованию  составляет 17,7% от дохода, который подлежит обложению взносами. Распространяется этот вид страхования прежде всего  на работающих по найму. В его рамках предусмотрено получение следующих  видов пенсий: на случай утраты профессиональной трудоспособности, по нетрудоспособности, по старости, вдове (вдовцу) умершего, круглым  и наполовину сиротам.

Возраст для получения  пенсии по старости, как правило, составляет 65 лет, но женщины или безработные  могут получить право на такую  пенсию при достижении 60 лет. Предусмотрены  и некоторые иные параметры для  получения права на пенсию, в том  числе: минимальный срок для уплаты взносов - он составляет 60 мес. для всех видов пенсий; чтобы выйти на пенсию в 60 лет необходимо в течение последних 1,5 лет по меньшей мере 52 недели быть безработным либо в течение последних 10 лет - 8 лет уплачивать обязательные взносы по пенсионному страхованию.

Для лиц свободных профессий, для домохозяек, самозанятых предусматривается  добровольное пенсионное страхование, также включающее некоторые правила  по уплате взносов: минимальный срок в 60 месяцев и регулярность их уплаты. Разработан диапазон размеров взносов  от некоторого минимума до максимума, от чего зависит и размер пенсий. Причем, для тех, кто выплачивает  взнос в размере равном 12-ти минимальным, регулярность уплаты не столь категорична  в ее обязательности, предусматривается  также динамика в повышении размера  пенсий.

Размер государственных  пенсий по старости составляет примерно 45-60% от последнего "чистого" дохода - в данном случае здесь подразумевается  доход, не превышающий предела, с  которого исчисляются взносы. Такой  же размер пенсий назначается по нетрудоспособности, по утрате же профессиональной трудоспособности - пенсия, как правило, равняется 30-45% от прежнего "чистого" дохода. Пенсия для вдов и вдовцов может предоставляться в следующих случаях: при воспитании ребенка; при достижении 45 лет, при том что претендующий на ее получение является нетрудоспособным - размер ее составляет порядка 60% от дохода умершего супруга. Пенсии круглым сиротам равны 20%, а наполовину сиротам - 10% и исчисляются они от размера пенсий, на которые мог получить право умерший.

При этом необходимо учитывать, что повлиять на размер получения  пенсии при обязательном государственном  пенсионном страховании практически  невозможно, разве что размером своих  доходов, и то здесь предусмотрен некоторый предел. В добровольном же страховании размер пенсий можно  регулировать размером уплачиваемых взносов.

Государственная пенсия подлежит налогообложению - в так называемой доле доходов, которая составляет 24% от пенсии, т.е. налоги вычитаются из 24% размера пенсии и это происходит в случае, если у пенсионера имеются  другие доходы, облагаемые налогом.

2.Страхование  на случай болезни. Здесь также взносы уплачиваются в равной доле работником и работодателем, также устанавливается некоторый предел дохода работника, но превышение, которого может привести уже к освобождению от обязанности застраховываться, хотя для работника предоставляется право страхования на добровольной основе. Функции его осуществляются больничными кассами, подобными тем, которые существовали в дореволюционной России, - они являются "правовыми корпорациями самоуправления". Страхованию подлежат следующие категории граждан: рабочие, служащие, учащиеся в системе профессионального обучения ( и получающие оплату за труд), получающие пособие по безработице, деятели культуры и искусства, инвалиды, пенсионеры, студенты. Освобождаться от обязательства страхования данным видом могут те работающие, у которых 76% дохода превышает верхний предел для начисления страховых взносов, а также чиновники, самозанятые и малозанятые, что оставляет за ними право участвовать в добровольном страховании на случай болезни.

3.Страхование  от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем (предприятием), причем размер взноса исчисляется, исходя из общей суммы заработной платы и жалованья предприятия.

В мировой практике чаще используются дифференцированные нормы  страховых выплат, которые исчисляются  в зависимости от уровня травматизма  и профессиональных заболеваний, полученных вследствие вредности производства, и определяются для каждого конкретного  предприятия помимо норм, разрабатываемых  для отрасли в целом. Такой  подход оказывает стимулирующее  действие на руководство предприятия: чтобы снизить размер страховых  взносов, должны улучшиться условия  труда, уменьшиться вредность производства и число несчастных случаев.

Дифференциация страховых  тарифов бывает значительной. Она  включает и карательные, и поощрительные  меры. Например в ФРГ она колеблется в среднем от 0,6 до 16% от фонда заработной платы предприятия, в Финляндии - от 0,3 до 11%, в Японии - от 1 до 15%, в Испании - от 0,9 до18%. Чаще размер страховых тарифов  занимает промежуточное положение - 2-6%.

Информация о работе Бюджет фонда социального страхования РФ