Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Под бюджетным процессом понимается определенная последовательность действий органов законодательной, представительной, исполнительной власти и других лиц государства и местного самоуправления, а также организаций, связанных с планированием и составлением проектов бюджетов, их рассмотрением, утверждением, исполнением и выполнением контрольных функций.

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетный процесс.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

     Вместе  с тем среднесрочное прогнозирование подверглось серьезной критике, поскольку на практике его роль в бюджетном процессе ограничена справочно-информационным сопровождением проекта бюджета на отдельно взятый год. Во многом это связано с объективными условиями и ограничениями бюджетного процесса (недостаточная надежность макроэкономического прогнозирования, изменения налогового законодательства, наличие крупных «необеспеченных мандатов», зависимость бюджетных доходов от внешнеэкономических факторов, а расходов - от проводимых структурных реформ и т.д.).

     Кроме того, имелись внутренние недостатки складывавшейся практики разработки и  реализации среднесрочных финансовых планов: отсутствие четкой методологии  корректировки ранее одобренных проектировок, оценки устойчивости и  рисков, увязки с целями и приоритетами среднесрочной государственной политики и условиями их реализации, формирования предельных объемов расходов для администраторов бюджетных средств на трехлетний период.

     Реформирование  среднесрочного финансового планирования предусматривает, в первую очередь, придание финансовым планам силы закона. Федеральный закон о федеральном бюджете включает финансовый план не только на очередной финансовый год, но и на плановый период в два года;

г) принцип  периодичности.

     Означает, что бюджетный процесс строго определен по времени. После завершения бюджетного цикла бюджетный процесс начинается заново;

д) принцип  преемственности бюджетов.

     Данный  принцип, основанный на среднесрочном  бюджетном планировании, означает, что показатели бюджета очередного года находятся в зависимости от показателей бюджета предыдущего года. Ежегодно происходит смещение очередного года и планового периода на один год посредством корректировки бюджетных показателей предыдущего периода и включения показателей второго года планового периода.

     Бюджетный процесс основан, кроме специфических  принципов, на общих принципах построения бюджетной системы:

     -единства  бюджетной системы Российской  Федерации;

     -разграничения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

     -самостоятельности  бюджетов;

     -равенства  бюджетных прав субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований;

     -полноты  отражения доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов бюджетов;

     -сбалансированности  бюджета; 

    -результативности  и эффективности использования  бюджетных средств; 

    -общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

    -прозрачности (открытости);

    -достоверности  бюджета; 

    -адресности  и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов;

    -единства  кассы (ст. 28 БК РФ).

     Наконец, вершину иерархии принципов бюджетного процесса составляют

общеправовые  идеи:

     -конституционности;

     -законности;

     -самостоятельности  ветвей власти и органов местного  самоуправления в решении вопросов местного значения. 

     1.2 Участники бюджетного процесса  и их полномочия 

     В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками  бюджетного процесса являются:

     - Президент Российской Федерации;

     - органы законодательной (представительной) власти;

     - органы исполнительной власти (высшие  должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие  сбор доходов бюджетов, другие  уполномоченные органы);

     - органы денежно-кредитного регулирования;

     - органы государственного и муниципального  финансового контроля;

     - государственные внебюджетные фонды; 

     - главные распорядители и распорядители  бюджетных средств;

     - иные органы, на которые законодательством  РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

     Законодательные (представительные) органы власти имеют следующие обязанности: рассматривать и утверждать бюджеты; рассматривать и утверждать отчеты об исполнении бюджетов; формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровни и др.

     Аналогичные полномочия законодательных (представительных) органов власти касаются вопросов регулирования  деятельности государственных внебюджетных фондов. Законодательные (представительные) органы власти не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления). Это  направлено на последовательную реализацию принципа разделения полномочий органов власти в бюджетном процессе.

     Органы  исполнительной власти осуществляют: составление проектов бюджетов; представление их на рассмотрение и утверждение законодательными (представительными) органами власти вместе с необходимыми документами и материалами; исполнение бюджетов; управление государственным (муниципальным) долгом; осуществление контроля за исполнением бюджета; представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти и др. Такие же полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

     Центральный банк РФ (Банк России) выполняет следующие  обязанности: совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджета; осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

     Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участники бюджетного процесса выполняют две функции: осуществление операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение функций Банка России там, где он эти функции выполнять не может.

     Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях осуществляют: контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов; проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

     Органы  контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

     Главный распорядитель бюджетных средств определяется ведомственной классификацией расходов бюджета. Для федерального уровня им выступает орган государственной власти РФ; для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение. Главный распорядитель средств соответствующего бюджета: определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;  составляет бюджетную роспись; распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и др.

     Распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и осуществляет связанные с этим функции.

     Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

     Получатель  бюджетных средствэто бюджетное учреждение или  организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

     Министерство  финансов РФ: составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; разрабатывает Программу государственных внутренних заимствований и Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации; осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями; осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм; проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств; регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий; осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;  исполняет федеральный бюджет; составляет отчет об исполнении федерального бюджета, отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ; осуществляет иные полномочия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Организация бюджетного процесса в Российской Федерации 

    2.1 Составление проектов бюджетов 

      Составлению проектов бюджетов  предшествует разработка прогнозов  социально-экономического развития  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и отраслей экономики,  а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

    Президент РФ не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

    Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства РФ, соответствующих  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

    Составление бюджета основывается на:

- Бюджетном  послании Президента РФ;

- прогнозе  социально-экономического развития  соответствующей территории на  очередной финансовый год (ПСЭР);

- основных  направлениях бюджетной и налоговой  политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

- прогнозе  сводного финансового баланса  по соответствующей территории  на очередной финансовый год;

- плане  развития государственного или  муниципального сектора экономики  соответствующей территории на  очередной финансовый год.

    Одновременно  с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется  перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. ПФП законодательно не утверждается. Цели разработки ПФП: информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер. ПФП разрабатывается на три года (первый - год, на который разрабатывается бюджет, два следующих - плановый период, на протяжении которого прослеживаются результаты заявленной экономической политики).

Информация о работе Бюджетный процесс