Бюджетный профицит и механизм его распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:30, реферат

Краткое описание

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение
1. Бюджет, его роль и устройство
1.1 Экономическое содержание и роль бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
2. Доходы и расходы бюджета
2.1 Источники формирования доходов государственного бюджета
2.2 Расходы бюджета и повышение их эффективности
3. Бюджетная политика
3.1 Сбалансированность бюджета и методы ее достижения
3.2 Профицит бюджета
3.3 Механизм распределения профицита
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Бюджетный профицит.docx

— 62.96 Кб (Скачать файл)

Нижегородский государственный технический университет  им. Р.Е.Алексеева

Факультет экономики, менеджмента и инноваций

Кафедра «Управление  финансами предприятия»

 
 
 
 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: Финансы и кредит

На тему:

Бюджетный профицит

и механизм его распределения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы 06 - ЭК

Петрова Диана

 

Проверила:

Фролова М.М.

 

 

 

 

2008 год

Содержание

 

Введение

1. Бюджет, его роль и устройство

1.1 Экономическое содержание и роль бюджета

1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

2. Доходы и расходы бюджета

2.1 Источники формирования доходов государственного бюджета

2.2 Расходы бюджета и повышение их эффективности

3. Бюджетная политика

3.1 Сбалансированность бюджета и методы ее достижения

3.2 Профицит бюджета

3.3 Механизм распределения профицита

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.

Именно путем бюджетного перераспределения  валового внутреннего продукта и  национального дохода государство  стремится достичь создания такой  структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному  механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости.

Государственное регулирование экономики  может осуществляться на основе изменений приоритетов бюджетной политики, которая все более должна переходить от решения оперативных и текущих задач к разработке и последовательной реализации долгосрочных и целевых программ, охватывающих различные сферы общественной деятельности.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм –  финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Тема  бюджетного профицита и механизма  его распределения интересна, потому что в настоящие время, это наиболее важная и актуальная проблема для нашей страны. Бюджет напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок. Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач: полноценное финансирование экономической и социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств. Объектом курсовой работы является  бюджет и бюджетный профицит, то есть превышение доходных статей бюджета над расходными. Целью работы является проведение анализа доходных статей бюджета и рассмотрение механизма распределения бюджетного профицита. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач: понятие и сущность бюджета, функции и роль бюджета государства, экономическое содержание и состав доходов и расходов бюджетной системы, динамика бюджетных доходов и их влияние на показатели развития национального хозяйства страны, использование профицита и бюджетных остатков, перспективы бюджетной политики на 2008 – 2009 гг.

  1. Бюджет, его роль и устройство

    1.  Экономическое содержание и роль бюджета

 

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Согласно Бюджетному кодексу  Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, Социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный  бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия  на общественное производство путем  создания иного режима расходования бюджетных средств. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы.

Важная  роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Огромное значение имеют расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять  социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия  имеют не только социальное, но и  экономическое значение, так как  представляют  важнейшую часть  затрат на воспроизводство рабочей  силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Бюджетное устройство определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной  системы страны, взаимоотношения  между ее  отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Основы  бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Составляющей  частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном  финансовой системы государства.

   1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

 

Построение  бюджетной системы Российской Федерации  основано на Конституции РФ и Конституциях республик в составе РФ. В соответствии  с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов.

В настоящее  время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной  бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Через единую социально-экономическую политику и правовую базу обеспечиваются единство бюджетной системы и самостоятельность  всех бюджетов. Между уровнями бюджетной системы Российской Федерации разграничиваются доходная и расходная части бюджетов. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов.

Свод  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации носит название консолидированного бюджета Российской Федерации. Консолидированный бюджет используется для аналитических и статистических целей.

Входя в  бюджетную систему страны, все  бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения – это отношения  между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

  1. Доходы и расходы бюджета

    1.  Источники формирования доходов государственного бюджета

 

Государственный бюджет страны представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов и состоит из доходной и расходной частей.

В  соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст.6) доходы бюджета –  это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Состав  бюджетных доходов, их структура  органически связаны с объемами общественного продукта и национального  дохода и определяются финансовой политикой  государства.

Общая сумма  доходов в федеральный бюджет в 2007 году составило 7,78 трлн. рублей.  

Поступления налога на прибыль организаций в  федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 31 706 млн. рублей.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2007 году составили 13 771 млн. рублей.

Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 101 051 млн. рублей.

Налога  на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2007 году поступило в федеральный бюджет 617 254 млн. рублей.

2.2  Расходы бюджета и повышение их эффективности

 

В 2007 году расходы федерального бюджета страны составили 5,98 трлн. рублей.

 

Расходы бюджета, являясь важной составной  частью государственных расходов в  целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.п. Различное сочетание названных факторов порождает ту или иную систему расходов конкретного бюджета на определенном этапе общественного развития. По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В зависимости  от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы  делятся на текущие (на обеспечение  текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

Составление и исполнение бюджета базируются на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Бюджетная классификация предусматривает адресное выделение финансовых ресурсов. С ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из бюджета.

В соответствии с действующим в Российской Федерации  законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

Информация о работе Бюджетный профицит и механизм его распределения