Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- рассмотреть понятие дефицита бюджета и его причины возникновения;
- проанализировать факторы, влияющие на рост бюджетного дефицита государства;
Целью данной работы является изучение бюджетного дефицита и его экономических и социальных последствий.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы бюджетного дефицита
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2. Виды бюджетного дефицита
1.3. Способы покрытия бюджетного дефицита
1.4. Причины государственного долга и бюджетного дефицита в России
2. Характеристика бюджетного дефицита и его изменения в 2012-2014 г.г.
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 58.23 Кб (Скачать файл)

- обеспечение постоянного  эффективного взаимодействия с  международными рейтинговыми агентствами  и инвестиционным сообществом  в целях сохранения адекватного  восприятия российского кредитного  риска, обеспечения транспарентности  и полноты сведений об эмитенте, доступных для инвесторов. [8]

Расходные обязательства  Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определены на основании  международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным  кредиторам в соответствии с двусторонними  соглашениями, условий выпуска государственных  ценных бумаг, а также прогнозного  уровня процентных ставок на 2012 – 2014 годы. [8]

В связи с необходимостью обеспечения частичного финансирования дефицита федерального бюджета через  осуществление государственных  заимствований и ростом абсолютных размеров государственного долга Российской Федерации бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга  будут возрастать.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  были рассчитаны исходя из планируемой  доходности в 2012-2014 годах по краткосрочным  инструментам до 4,5 – 5,5% и по среднесрочным  и долгосрочным инструментам до 6,0 – 7,5% и 7,5 – 8,5% соответственно. [8]

Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2012 году составит 74,3 млрд. рублей (2,6 млрд. долл. США), в 2013 году – 86,5 млрд. рублей (2,9 млрд. долл. США), в 2014 году – 99,8 млрд. рублей (3,3 млрд. долл. США). [9]

Более 95% указанных расходов составляют процентные платежи по государственным  ценным бумагам, номинальная стоимость  которых выражена в иностранной  валюте, что в абсолютном выражении  составляет 71,7 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США) в 2012 г., 83,3 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США) – в 2013 г. и 95,8 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США) - в 2014 году. [8]

В результате проводимой долговой политики государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2013 г. составит 7 743,0 млрд. руб., на 1 января 2014 г. – 9 624,8 млрд. руб. и на 1 января 2015 г. –11 388,8 млрд. руб.

Таким образом, совокупный объем  государственного долга Российской Федерации достигнет 13,2% ВВП в 2012 году, 14,9% ВВП в 2013 году и 15,7% ВВП на конец 2014 года, при этом доля внутреннего  долга в совокупном объеме госдолга составит соответственно 81,8% в 2012 году, 81,8% в 2013 году и 81,0 % в 2014 году при соответствующем снижении доли внешнего долга.  В 2011 году совокупный объем государственного долга Российской Федерации составил 10,7% ВВП. [9]

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации в 2012-2014  гг.,  и с учетом планируемых  объемов заимствований, в предстоящий  период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации  будут по-прежнему вне опасных  зон.

Президент подписал закон о федеральном  бюджете на 2012-2014 годы. Предполагается, что за 2012 год казна соберет  больше денег, чем за 2011. Но вырастут и расходы.

Надо сказать, что некоторые  расходы, несмотря на их общий рост, все же будут сокращены уже  в 2012 году. Впрочем, незначительно. Так, на национальную экономику казна  потратит в 2012 году 1,8 триллиона рублей против 1,9 триллиона в 2011 году. Предполагается, что к 2014 году они составят 1,6 триллиона  рублей. Дело в том, что расходы  по этой статье были резко увеличены  в период кризиса - с 1,3 до 4,3 процента ВВП, то есть почти в три раза, объясняет Гурвич. И сейчас, по мере восстановления экономики они постепенно возвращаются к прежнему уровню. [11]

Если в 2011 году бюджетные доходы планировались в пределах 8,3 триллиона  рублей, а расходы - в 10 триллионов рублей, то в следующем они будут соответственно 11,8 и 12,7 триллиона рублей, уточняет председатель Комитета Госдумы по бюджету  и налогам Юрий Васильев. [7]

Еще одна бюджетная статья, по которой  намечено снижение, - межбюджетные трансферты на поддержку регионов. С более  чем 600 миллиардов рублей в этом году они будут сокращены до 553 миллиардов рублей в 2012-м. Их снижение намечено и  дальше, вплоть до 2014 года. Значит ли это, что ухудшится положение регионов? Все не совсем так.

Во-первых, пояснил Гурвич, на федеральный  уровень передается финансирование полиции, сокращение трансфертов частично компенсирует центру эти дополнительные расходы. В частности, меньше денег  регионы получат и на осуществление  некоторых инвестиционных проектов. Но предполагается, что частично они  смогут направить на них средства, которые должны "сэкономить" от содержания органов правопорядка.

Во-вторых, с 2012 года не предусматривается  предоставление субсидий на капитальный  ремонт автодорог административных центров - деньги на эти цели будут  сконцентрированы в региональных дорожных фондах. В то же время поддержка  центра на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов сохраняется неизменной, подчеркнул Евсей Гурвич.

Тем не менее политика повышения  самостоятельности регионов будет  продолжена. "Из центра не всегда видно, какие направления расходов приоритетны в том или ином регионе. На местах можно лучше понять, как эффективно расходовать деньги. Наконец, большая самостоятельность стимулирует региональные власти к развитию собственной доходной базы, созданию условий для ведения бизнеса", - поясняет он. [11]

Правда, повышен и прогноз по цене нефти - с 75 до 100 долларов за "бочку". Хотя, по расчетам минфина, "вес" нефтегазовых доходов в наполнении казны будет  постепенно снижаться - с 10,3 процента ВВП  в 2011 году до 8,4 процента к окончанию  финансовой "трехлетки".

Российский бюджет следующего года застрахован от краткосрочного падения  цен на нефть. И даже если баррель  подешевеет до 60 долларов, расходные  обязательства будут выполнены. [7]

Казну поддержит "подушка безопасности" в виде Резервного фонда, к масштабным заимствованиям прибегать не придется, считает глава Экономической  экспертной группы Евсей Гурвич. [11]

Доходы казны в следующем  году рассчитаны исходя из стоимости  нефти в 100 долларов за баррель. И  главные тревоги связаны как  раз с тем, будет ли выдержана  такая планка. Ведь если сбудутся мрачные  предсказания и произойдет неуправляемый  кризис в еврозоне, это отразится  на нефтяных котировках. Кроме того, Европа является нашим крупнейшим торговым партнером, и рецессия в Старом Свете  снизит запросы на российский экспорт. Однако осторожная бюджетная политика этого года позволила нам защититься от вполне вероятных рисков в следующем  году, - говорит Гурвич. - Вопреки  предсказаниям некоторых экспертов, опасавшихся наращивания расходов на фоне роста цен на нефть, мы потратили  только одну седьмую часть дополнительных доходов. А остальные деньги сберегли. В2012 году в Резервном фонде будет 1,6 триллиона рублей. Предполагается, что до конца следующего года он будет пополнен еще на 512 миллиардов рублей. [11]

И средств из "подушки безопасности" должно хватить даже в случае острого  кризиса. К тому же, по мнению большинства  аналитиков, вряд ли нефтяные котировки  упадут надолго. Крупнейшие поставщики нефти, формирующие ситуацию на рынке, - Кувейт, Саудовская Аравия и другие - в последние годы существенно увеличили свои расходы. Бюджеты этих стран сбалансированы при цене барреля в 90-95 долларов, и они приложат все силы, чтобы обеспечить такую стоимость нефти. Есть, впрочем, опасение, что она все-таки может подешеветь из-за замедления роста китайской экономики, являющейся сейчас одним из главных потребителей ресурсов. "В этом случает нам, действительно, придется корректировать свою бюджетную политику, расходы, - признает Гурвич. - Но это можно будет делать постепенно, а не в авральном порядке". [11]

Больше всего денег в общем  объеме расходов планируется потратить  на социальную политику. Это в общей  сложности 30,8 процента всех бюджетных  трат, или 3,8 триллиона рублей. Что  на 14,7 процента, или на 690 миллиардов рублей, больше, чем в этом году. "При  этом все социальные обязательства  перед гражданами подкреплены финансами, а значит, должны быть выполнены", - говорит Юрий Васильев. [7]

На что же пойдут эти деньги? Будут проиндексированы все пособия, включая стипендии. Дважды получат  прибавку пенсионеры, средний размер трудовой пенсии превысит 9 тысяч рублей. В приоритетах остаются здравоохранение  и образование. На эти цели предполагается направить соответственно более 500 и 600 миллиардов рублей. Увеличиваются пенсии военнослужащим - расходы на них по сравнению с 2011 годом вырастут на 60 процентов. Со следующего года снижаются с 34 до 30 процентов ставки страховых взносов в социальные фонды. Это снизит нагрузку на бизнес.

Но параллельно надо будет компенсировать выпадающие доходы из бюджета: в 2012 году это почти 300 миллиардов рублей. Но бюджетные  деньги на эти цели запланированы  на два года. После этого планируется  провести новый вариант пенсионной реформы, которая позволит постепенно уменьшать вливания из казны. [7]

"За счет этих средств планируется  обновить материально-техническую  базу больниц и поликлиник, повысить  стандарты оказания медпомощи,  поднять зарплату учителям. Предусмотрены деньги на выплату "подъемных" сельским медикам и на льготную ипотеку для учителей", - рассказывает собеседник "РГ".

В принятом законе закрепляется право  на единовременные компенсационные  выплаты в один миллион рублей сельским врачам в возрасте до 35 лет.

К 2014 году будут несколько снижены  и расходы на образование и  здравоохранение. На это тоже есть причины. С 603 миллирадов рублей в 2012 году году расходы  на образование снизястя до 499 миллиарда  рублей. "В 2013 году заканчивается  большая федеральная программа  модернизации сети образовательных  учреждений", - объясняет Гурвич. А бюджетные расходы на здравоохранение  частично сокращаются, потому что увеличены  взносы в Фонд обязательного медицинского страхования. Здравоохранение выиграло от этого 0,4 процента ВВП. [11]

В 2014 году будут снижены затраты  на спорт, которые тоже "зашиты" в этой статье расходов. Это связано  с завершением программ по подготовке спортсменов к Олимпиаде в  Сочи. "Тем не менее, в бюджете  на 2013-2014 годы есть еще так называемые нераспределенные расходы - 0,5 и 1,1 процента ВВП, соответственно, - напоминает Гурвич. - Вполне вероятно, что часть этих средств будет направлена, в том  числе на финансирование образования  и здравоохранения". [11]

Что же касается увеличения бюджетных  расходов, то одним из наиболее заметных направлений остается социальная политика. В 2012 году эти расходы вырастут больше чем на 700 миллиардов рублей, до 3,8 триллиона  рублей.

Будут поддерживаться и семьи с  детьми. На выплату материнского капитала в бюджете заложено 163 миллиарда  рублей, это на 40 миллиардов больше, чем в 2011 году. А размер маткапитала  увеличен с 365,7 до 387,6 тысячи рублей. Обычно эти деньги молодые семьи тратят на улучшение жилищных условий. Что  касается детских садов, то на оснащение  дополнительно созданных мест мебелью, сантехникой, инвентарем и игрушками регионам напрямую будет передан миллиард рублей, еще 8 миллиардов они смогут получить в форме кредита. [10]

Расходы на национальную экономику  несколько сократятся. Но при этом будет увеличена поддержка сельского  хозяйства, транспортной инфраструктуры и прикладных научных исследований. Кстати, именно по этим направлениям и  будет выделено больше всего средств. "Агропромышленный комплекс получит  из федерального бюджета 136 миллиардов рублей, два миллиарда пойдут на поддержку молодых фермеров", - уточняет Васильев. [7]

На строительство дорог, по его  словам, за три года планируется  направить более триллиона рублей. По расчетам Министерства Финансов, Федеральный дорожный фонд, средства которого идут на ремонт и содержание трасс, в следующем году должен получить почти 400 миллиардов рублей, региональные фонды - более 500 миллиардов рублей. Кроме того, регионы получат право реструктуризировать бюджетные кредиты, выданные им в 2009 году на строительство и ремонт автодорог. А если суммировать все госпрограммы по инновационному развитию и модернизации экономики, они "потянут" более чем на 1,8 триллиона рублей. Заложены деньги на развитие авиа- и судостроения, исследования в области космоса, проекты в сфере компьютерных технологий, медицины и фармацевтики, атомной энергетики. [7]

Нарастить бюджетные доходы позволили  сразу несколько мер. За счет индексации акцизов только на крепкие спиртные напитки казна получит в следующем  году 135 миллиардов рублей, уже к 2014 году эти доходы выйдут на уровень  примерно 250 миллиардов рублей. На рост бюджетных доходов также будут работать и табачные компании. Увеличение акцизов на табак принесет к концу трехлетки почти 430 миллиардов рублей.

Но главную роль в росте доходов будут играть по-прежнему цены на нефть. Благодаря их росту по сравнению с планами на 2011 год, казна получит дополнительно более триллиона рублей. Это и создает основной риск. По расчетам Министерства Финансов, для того чтобы бюджет был сбалансированным, в следующем году нефть должна была бы стоить 117 долларов за баррель. А ненефтегазовый дефицит бюджета, то есть без учета поступлений от экспорта сырья, в следующем году составит 11 процентов ВВП. Тогда как при учете доходов от нефти он всего 1,5 процента ВВП.

Проблема выравнивания доходов  и расходов не решится просто. Но будет одной из главных при  верстке следующего бюджета. При  этом уже со следующего года планируется составлять по программному принципу. Это позволит более четко фиксировать эффективность бюджетных трат в соответствии с их целевым характером. Будут установлены соответствующие цели и показатели расхода казенных денег, за которые всегда можно найти ответственного, проверить и посмотреть, насколько правильно реализуются намеченные цели и задачи в проекте бюджета. [7]

Но общей целью должно стать  повышение эффективности расходов. Бурного долгосрочного роста  цен на нефть никто не ожидает. На ближайшие три года они, по официальным  прогнозам, останутся практически  стабильными.

При этом доходы бюджета в процентах  от ВВП будут постепенно сокращаться. В 2011 году они прогнозировались на уровне 20,9 процента ВВП. В 2012-м - 20,1 процента и  в 2014-м - 19,4 процента ВВП. И, для того чтобы не наращивать госдолг, но при  этом улучшать качество жизни населения, развивать инфраструктуру от экстенсивной бюджетной политики, основанной на повышении затрат, надо будет переходить к их более грамотному и эффективному использованию. [11]

Информация о работе Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия