Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- рассмотреть понятие дефицита бюджета и его причины возникновения;
- проанализировать факторы, влияющие на рост бюджетного дефицита государства;
Целью данной работы является изучение бюджетного дефицита и его экономических и социальных последствий.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы бюджетного дефицита
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2. Виды бюджетного дефицита
1.3. Способы покрытия бюджетного дефицита
1.4. Причины государственного долга и бюджетного дефицита в России
2. Характеристика бюджетного дефицита и его изменения в 2012-2014 г.г.
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 58.23 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА

Институт экономики  и финансов

Кафедра финансового  менеджмента

Дисциплина «Финансы»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

НА ТЕМУ: «БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»

 

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ: студентка 36-й  группы,

Плахина Алина Сергеевна.

                                         РУКОВОДИТЕЛЬ: старший преподаватель,

                                                                             Пряхина Инга Леонидовна.

 

 

 

 

 

 

ОМСК – 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

           Введение

  1. Теоретические основы бюджетного дефицита
    1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
    2. Виды бюджетного дефицита
    3. Способы покрытия бюджетного дефицита
    4. Причины государственного долга и бюджетного дефицита в России
  2. Характеристика бюджетного дефицита и его изменения в 2012-2014 г.г.

Выводы и предложения

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любое государство нуждается в  обеспечении денежными средствами для развития экономики и успешного  функционирования всех процессов. Для  этого необходимость создания такого фонда, который занимался бы регулированием и распределением денежных потоков, которые связаны с деятельностью  государства. Бюджет государства и  является таким фондом. Главные источник доходов бюджета – это  налогообложения  и экспортные выручки. Бюджет является особым механизмом государственного регулирования  экономической сферы, воздействия  на рыночную конъюнктуру, осуществления  мер по ее стабилизации и развития. Как политический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества. Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

В России законом установленный  срок составления, утверждения и  исполнения государственного бюджета  один календарный год. С помощью  бюджета государство осуществляет территориальное и межотраслевое  распределение и перераспределение  валового национального продукта (ВНП), осуществляются различные государственные  программы: социального, экологического, космического и иных направлений.

В связи со всем вышесказанным можно  отметить то, что тема курсовой работы в условиях развития государства  является актуальной, так как значительное количество программ воплощается в  жизнь именно с помощью средств  государственного бюджета.

Основными источниками данных стали  план бюджета на 2012 год, 2013год  и  проект бюджета на 2014 год.

Задачи:

- рассмотреть понятие  дефицита  бюджета и его причины возникновения;

- проанализировать факторы, влияющие  на рост бюджетного дефицита  государства;

Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Это особый инструмент фискальной политики государства, который применяется для повышения  совокупной деятельности и спроса. Состояние бюджета, при котором  расходная часть превышает доходную и  называется бюджетным дефицитом.

Целью данной работы является изучение бюджетного дефицита и его экономических  и социальных последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
    1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных  условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит. [1]

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение  в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных  займов, иногда – за счет эмиссии  бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит  связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ. [1]

Следует отметить, что государственные  бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный  дефицит от 10 до 30%.

В начале 90-х годов положительное сальдо государственного бюджета в России составляло 9,3 % ВВП. [1]

Каждое правительство в своей  деятельности стремится к тому, чтобы  доходная часть бюджета равнялась  расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная  часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». На 2003 год в «тени» производилось до 40% ВВП. [1]

Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных  стихийных бедствий и т.п., когда  обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к  источникам особого рода. Дефицит  может отражать кризисные явления  в экономике, ее развал, неэффективность  финансово–кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В  этом случае он – явление чрезвычайно  тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических  мер (по стабилизации экономики, финансовому  оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики  с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный  дефицит (конечно, в количественно  допустимых границах) не страшен. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем  половины выпуска валового национального  продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 – 3 %.

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится  к так называемым отрицательным  экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. [2]

Следует отметить, что бездефицитность  бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие  изменения воспроизводственного цикла  отражает дефицит бюджета.

 

    1. Виды бюджетного дефицита

 

Существуют следующие виды бюджетного дефицита:

1. Циклический дефицит госбюджета  – результат действия встроенных  стабилизаторов.

2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5. Квазифискальный дефицит госбюджета  – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной  деятельностью государства. [2]

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий  снизить амплитуду циклических  колебаний уровней занятости  и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная  система налогообложения, система  государственных трансфертов (в  том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики  относительно смягчают проблему продолжительных  временных лагов дискреционной  фискальной политики так как эти  механизмы "включаются" без непосредственного  вмешательства правительства. [3]

Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования  занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием  адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического  управления.

Встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами  и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит  нередко оценивается как разность между фактической величиной  бюджетного дефицита и структурным  дефицитом. [3]

В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета еще более  усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году.

Операционный дефицит государственного бюджета - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. [3]

Обслуживание задолженности (т.е. выплата  процентов по ней и постепенное  погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный в отчетах  бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных  расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение  государственных расходов может  оказаться достаточно существенным. [5]

Возможны ситуации, когда номинальный  официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности  фискальной политики правительства. Поэтому  при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным  дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной  общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового  бремени.

Действительное бремя государственного долга для той или иной страны предопределяется, прежде всего, способностью (или неспособностью) государства  его обслуживать. А эта способность  правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы в большой степени зависит от величины денежной массы, чем от размеров ВВП.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит  государственного бюджета - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый  дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства. [3]

Информация о работе Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия