Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:20, курсовая работа
Задачи:
- рассмотреть понятие дефицита бюджета и его причины возникновения;
- проанализировать факторы, влияющие на рост бюджетного дефицита государства;
Целью данной работы является изучение бюджетного дефицита и его экономических и социальных последствий.
Введение
1. Теоретические основы бюджетного дефицита
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2. Виды бюджетного дефицита
1.3. Способы покрытия бюджетного дефицита
1.4. Причины государственного долга и бюджетного дефицита в России
2. Характеристика бюджетного дефицита и его изменения в 2012-2014 г.г.
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
1. Финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
2. Накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
3. Отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках. [2]
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
1. Монетизация бюджетного
2. Внешнее долговое
3. Внутреннее долговое
4. Увеличение налогообложения. [5]
Монетизация бюджетного дефицита. В
случае монетизации дефицита (то есть
внутреннего банковского
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи
Внешнее долговое финансирование. Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.
Использование внешнего долгового
финансирования бюджетного дефицита оказывается
относительно эффективным, когда уровень
внутренних процентных ставок превышает
среднемировой и имеется
Внутренне долговое финансирование. Если правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора.
В результате частные внутренние инвестиции,
чистый экспорт и частично потребительские
расходы - снижаются, вызывая "эффект
вытеснения", который значительно
ослабляет стимулирующий
Увеличение налогообложения. Я
не случайно обозначила этот способ финансирования
дефицита последним: дело в том, что
современная экономическая
Экономисты неоклассического направления рассмотрели данные за двадцатилетний период функционирования американской экономики и пришли к выводу, что на самом деле существует положительная корреляция средних ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) и дефицита федерального бюджета (измеренного как процент от ВВП). Другими словами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не с меньшими дефицитами. [6]
Этот парадокс объясняется тем, что если правительство получает больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят «чуть-чуть больше». Авторы считают, что их результаты ставят под серьезное сомнение тезис о том, что рост налогов будет эффективным средством сокращения дефицитов. Они утверждают, что рост налогов может ухудшить, а не облегчить проблему. [6]
Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но, как мы уже упомянули, не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением.
Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Национального Банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно- кредитного оборота. [5,6]
Проект бюджета, т.е. доходов и расходов, на каждый следующий год готовит правительство. А принимает его (в процессе трех чтений) Государственная Дума. Ее решение одобряет (или не одобряет и возвращает на повторное рассмотрение в Госдуму) Совет Федерации. Право утверждать бюджет, данное Конституцией парламенту, очень важно, т.к дает ему возможность осуществлять финансовый контроль за деятельностью правительства. Ведь оно обязано проводить свою социально-экономическую политику строго в соответствии с узаконенным федеральным бюджетом. Иными словами, расходовать столько средств и на такие цели, которые предусмотрены в этом плане. Об исполнении бюджета правительство отчитывается перед парламентом. Для проверки этой отчетности Совет Федерации и Госдума образуют специальную Счетную палату, в которую привлекают квалифицированных специалистов. Доходы бюджета в основном формируются из налогов, сборов и пошлин. [6]
Расходуются бюджетные средства
на дотации предприятиям различных
отраслей народного хозяйства, прежде
всего сельского хозяйства, на содержание
армии и внутренних войск, на производство
вооружений, на содержание судов, органов
исполнительной и законодательной
власти, на науку и культуру, на просвещение и здравоохранение, на погашение
внутреннего долга (например, перед вкладчиками
Сбербанка и внешнего долга (в частности,
зарубежным банкам, на поддержку дотационных
регионов и т.п.
В прошлые годы большая доля расходов
шла на оборону, на военно-промышленный комплекс, а культура, просвещение и здравоохранение
финансировались по так называемому остаточному
принципу. Да и сейчас еще ассигнования
на оборону достигают 19% всех расходов
из федерального бюджета и более чем втрое
превосходят сумму, выделяемую на социальные
нужды.
Сейчас в России существуют
около 150 налогов. При этом до 90% доходов
бюджета дают всего лишь пять основных
налогов: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог с физических
лиц, ресурсные платежи и акцизы (налог на производство и потребление
некоторых высокорентабельных товаров,
приносящих производителям сверхвысокую прибыль, например спиртные напитки, сигареты, бензин).
В 2002 г. региональные и местные органы
власти получили право вводить местные налоги. Когда принималось такое решение,
была надежда, что эти власти заинтересованы
в создании благоприятных условий для
развития промышленности и не станут душить
ее чрезмерными налогами. К сожалению,
надежда не оправдалась. Местные чиновники
еще слишком мало зависят от налогоплательщиков.
Налогоплательщики с большим трудом разбираются
в таком обилии налогов, неизбежны ошибки.
Налоговой инспекции трудно проверить,
уплачены ли все налоги. Тяжелое налоговое
бремя делает невыгодным честный бизнес.
Все это сказалось на том, что в России
стало массовым уклонение от уплаты налогов.
Правительство подготовило проект нового
Налогового кодекса. В соответствии с
этим проектом число налогов в России
будет сокращено до 30 и снижено общее налоговое
бремя.
С введением Налогового кодекса предполагается
также отменить около двух десятков региональных
и местных налогов, которые практически
не дают серьезных поступлений в бюджет,
но требуют больших затрат на их сбор.
Будут установлены каталоги (перечни)
региональных и местных налогов и базовые
правила. Из этих перечней региональные
и местные власти будут вправе выбирать
и вводить или не вводить на своей территории
соответствующие налоги. Кроме того, по
каждому из этих налогов будут установлены
предельные ставки, превышать которые
нельзя. Казалось бы, отмена налогов и
снижение их ставок уменьшит доходы казны.
Но правительство надеется, что этого
не произойдет благодаря улучшению собираемости
налогов. К тому же будут отменены многие налоговые льготы и отсрочки платежей. Сейчас
казна недосчитывается из-за них огромных
сумм. В последние годы объем льгот даже
превосходил величину дефицита бюджета.
22 ноября 2011 года Государственной Думой был принят Федеральный закон Российской Федерации № 371 – ФЗ «о федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов». [4]
Таблица 1. Значения плановых показателей на 2012-2014 г.г. [4]
Год |
ВВП, млрд.руб. |
Уровень инфляции, % |
Объем доходов, млрд .руб. |
Объем расходов, млрд .руб. |
Дефицит |
2012 |
58683,0 |
6 |
11779,9 |
12656,4 |
876,6 |
2013 |
64803,0 |
5,5 |
12705,9 |
13730,6 |
1024,7 |
2014 |
72493,0 |
5 |
14091,8 |
14582,9 |
491,1 |
Политика в области управления государственным долгом Российской Федерации на 2012 – 2014 годы будет направлена на:
- обеспечение
- развитие эффективного
национального рынка
- поддержание высокого
уровня кредитных рейтингов
- обеспечение постоянного
доступа Российской Федерации
и национальных корпоративных
заемщиков к внутреннему и
внешнему источникам заемного
капитала на приемлемых
Учитывая, что долговая политика
Российской Федерации не должна наносить
ущерб способности других российских
заемщиков привлекать финансирование
на внешнем и внутреннем рынках,
Минфин России будет стремиться создавать
благоприятные условия для
- формирование репрезентативной
шкалы доходности российского
суверенного долга по всем
срокам заимствований в целях
создания условий для
Информация о работе Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия