Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- рассмотреть понятие дефицита бюджета и его причины возникновения;
- проанализировать факторы, влияющие на рост бюджетного дефицита государства;
Целью данной работы является изучение бюджетного дефицита и его экономических и социальных последствий.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы бюджетного дефицита
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2. Виды бюджетного дефицита
1.3. Способы покрытия бюджетного дефицита
1.4. Причины государственного долга и бюджетного дефицита в России
2. Характеристика бюджетного дефицита и его изменения в 2012-2014 г.г.
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 58.23 Кб (Скачать файл)

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

1. Финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

2. Накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

3. Отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках. [2]

 

    1. Способы покрытия бюджетного дефицита

 

Существуют следующие способы  покрытия бюджетного дефицита:

1. Монетизация бюджетного дефицита.

2. Внешнее долговое финансирование.

3. Внутреннее долговое финансирование.

4. Увеличение налогообложения. [5]

Монетизация бюджетного дефицита. В  случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход  государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над  темпом роста реального ВВП, что  приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические  агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие  цены.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным  предприятиям по льготным ставкам или  в форме отсроченных платежей.

Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором  правительство покупает товары и  услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном  секторе, то производители заранее  увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются  в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко  непосредственно финансируются  Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается  весьма условным.

Внешнее долговое финансирование. Альтернативные возможности внешнего льготного  финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Использование внешнего долгового  финансирования бюджетного дефицита оказывается  относительно эффективным, когда уровень  внутренних процентных ставок превышает  среднемировой и имеется возможность  относительно стабилизировать валютный курс.

Внутренне долговое финансирование. Если правительство выпускает в  целях финансирования облигации  государственных займов, то спрос  на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для  того, чтобы отвлечь банковские кредиты  из частного сектора.

В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично потребительские  расходы - снижаются, вызывая "эффект вытеснения", который значительно  ослабляет стимулирующий потенциал  фискальной политики.

Увеличение налогообложения. Я  не случайно обозначила этот способ финансирования дефицита последним: дело в том, что  современная экономическая наука  сильно сомневается в его эффективности. Действительно, на первый взгляд кажется  очевидным, что увеличение налогов  – наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие  налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов.

Экономисты неоклассического направления  рассмотрели данные за двадцатилетний период функционирования американской экономики и пришли к выводу, что  на самом деле существует положительная  корреляция средних ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) и дефицита федерального бюджета (измеренного как процент от ВВП). Другими словами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не с меньшими дефицитами. [6] 

Этот парадокс объясняется тем, что если правительство получает больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят «чуть-чуть больше». Авторы считают, что их результаты ставят под  серьезное сомнение тезис о том, что рост налогов будет эффективным  средством сокращения дефицитов. Они  утверждают, что рост налогов может  ухудшить, а не облегчить проблему. [6]

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но, как мы уже  упомянули,  не  всегда бюджетный дефицит является негативным явлением.

Еще  Дж.  М.  Кейнс  в  целях  взбадривания  экономического  роста  и обеспечения полной занятости  рекомендовал  проводить  политику  дефицитного финансирования.  Дефицит   бюджета   может   возникнуть   и   в   результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов  -  когда обычных  резервов  становится  недостаточно   и   приходится   прибегать   к источникам особого рода. В таких  случаях  бюджетный  дефицит,  естественно, нежелательное,  но  неизбежное  явление.  Наконец,  существует   и   третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита,  когда  он  является отражением  кризисных  явлений  в  экономике,  ее   развала,   неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию  в стране.  В  этом случае требуется принятие не  только  срочных  и  действенных  экономических мер, но и соответствующих политических решений. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно  соответствующий уровню  инфляции  в  стране.  Такой  дефицит  бюджета   обычно   покрывается низкопроцентными   или   беспроцентными   кредитами   Национального   Банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на  уровне  2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных  ценных  бумаг,  доходность  которых  обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку,  в  отличии  от других  видов  доходов,  доходы  по  государственным   ценным   бумагам   не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее  эффективным источником  финансирования  внутреннего  долга  являются  внешние  займы   и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно- кредитного оборота. [5,6]

 

 

 

    1. Причины государственного долга и бюджетного дефицита в России

 

Проект бюджета, т.е. доходов  и расходов, на каждый следующий  год готовит правительство. А  принимает его (в процессе трех чтений) Государственная Дума. Ее решение одобряет (или не одобряет и возвращает на повторное рассмотрение в Госдуму) Совет Федерации. Право утверждать бюджет, данное Конституцией парламенту, очень важно, т.к дает ему возможность осуществлять финансовый контроль за деятельностью правительства. Ведь оно обязано проводить свою социально-экономическую политику строго в соответствии с узаконенным федеральным бюджетом. Иными словами, расходовать столько средств и на такие цели, которые предусмотрены в этом плане. Об исполнении бюджета правительство отчитывается перед парламентом. Для проверки этой отчетности Совет Федерации и Госдума образуют специальную Счетную палату, в которую привлекают квалифицированных специалистов. Доходы бюджета в основном формируются из налогов, сборов и пошлин. [6]

Расходуются бюджетные средства на дотации предприятиям различных  отраслей народного хозяйства, прежде всего сельского хозяйства, на содержание армии и внутренних войск, на производство вооружений, на содержание судов, органов  исполнительной и законодательной  власти, на науку и культуру, на просвещение и здравоохранение, на погашение внутреннего долга (например, перед вкладчиками Сбербанка и внешнего долга (в частности, зарубежным банкам, на поддержку дотационных регионов и т.п.  
В прошлые годы большая доля расходов шла на оборону, на военно-промышленный комплекс, а культура, просвещение и здравоохранение финансировались по так называемому остаточному принципу. Да и сейчас еще ассигнования на оборону достигают 19% всех расходов из федерального бюджета и более чем втрое превосходят сумму, выделяемую на социальные нужды.

Сейчас в России существуют около 150 налогов. При этом до 90% доходов  бюджета дают всего лишь пять основных налогов: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, ресурсные платежи и акцизы (налог на производство и потребление некоторых высокорентабельных товаров, приносящих производителям сверхвысокую прибыль, например спиртные напитки, сигареты, бензин).  
В 2002 г. региональные и местные органы власти получили право вводить местные налоги. Когда принималось такое решение, была надежда, что эти власти заинтересованы в создании благоприятных условий для развития промышленности и не станут душить ее чрезмерными налогами. К сожалению, надежда не оправдалась. Местные чиновники еще слишком мало зависят от налогоплательщиков. Налогоплательщики с большим трудом разбираются в таком обилии налогов, неизбежны ошибки. Налоговой инспекции трудно проверить, уплачены ли все налоги. Тяжелое налоговое бремя делает невыгодным честный бизнес. Все это сказалось на том, что в России стало массовым уклонение от уплаты налогов. Правительство подготовило проект нового Налогового кодекса. В соответствии с этим проектом число налогов в России будет сокращено до 30 и снижено общее налоговое бремя.  
С введением Налогового кодекса предполагается также отменить около двух десятков региональных и местных налогов, которые практически не дают серьезных поступлений в бюджет, но требуют больших затрат на их сбор. Будут установлены каталоги (перечни) региональных и местных налогов и базовые правила. Из этих перечней региональные и местные власти будут вправе выбирать и вводить или не вводить на своей территории соответствующие налоги. Кроме того, по каждому из этих налогов будут установлены предельные ставки, превышать которые нельзя. Казалось бы, отмена налогов и снижение их ставок уменьшит доходы казны. Но правительство надеется, что этого не произойдет благодаря улучшению собираемости налогов. К тому же будут отменены многие налоговые льготы и отсрочки платежей. Сейчас казна недосчитывается из-за них огромных сумм. В последние годы объем льгот даже превосходил величину дефицита бюджета.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ В 2012 – 2014 ГОДАХ

 

22 ноября 2011 года Государственной  Думой был принят Федеральный закон Российской Федерации № 371 – ФЗ «о федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов». [4]

 

Таблица 1. Значения плановых показателей  на 2012-2014 г.г. [4]

Год

ВВП, млрд.руб.

Уровень инфляции,

%

Объем доходов, 

млрд .руб.

Объем расходов,  млрд .руб.

Дефицит

2012

58683,0

6

11779,9

12656,4

876,6

2013

64803,0

5,5

12705,9

13730,6

1024,7

2014

72493,0

5

14091,8

14582,9

491,1




 

Политика в области  управления государственным долгом Российской Федерации на 2012 – 2014 годы будет направлена на:

- обеспечение сбалансированности  федерального бюджета при сохранении  достигнутой в последние годы  высокой степени долговой устойчивости;

- развитие эффективного  национального рынка государственных  ценных бумаг;

- поддержание высокого  уровня кредитных рейтингов России  инвестиционной категории с перспективой  повышения рейтингов до категории  «А»;

- обеспечение постоянного  доступа Российской Федерации  и национальных корпоративных  заемщиков к внутреннему и  внешнему источникам заемного  капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований.

Учитывая, что долговая политика Российской Федерации не должна наносить ущерб способности других российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках, Минфин России будет стремиться создавать  благоприятные условия для российских заемщиков в рамках решения следующих  задач:

- формирование репрезентативной  шкалы доходности российского  суверенного долга по всем  срокам заимствований в целях  создания условий для адекватного  ценообразования по долговым  инструментам  заемщиков из частного  и государственного секторов;

Информация о работе Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия