Бюджетный дефицит: виды и меры по его ликвидации (Россия 1991-2012г и развитые страны 2007-2012)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 11:55, реферат

Краткое описание

1. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства нафедеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными, иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, для обеспечения функций органов государственной власти.

Бюджетная система РФ состоит
из трех звеньев:
- федеральный бюджет РФ;
- бюджеты национально-государственных и административно-территориальных
образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами.

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетный дефицит.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

 

Омский государственный  университет путей сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетный дефицит: виды и меры по его ликвидации (Россия 1991-2012г и развитые страны 2007-2012)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Шапран Анна, группа 52-я

 

 

 

 

 

Омск 2013

 

1.  Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства нафедеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными, иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, для обеспечения функций органов государственной власти.

 

Бюджетная система РФ состоит

из  трех звеньев:

- федеральный  бюджет РФ;

- бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных

образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами.

- местные бюджеты.

Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой

политики государства, цели которой обуславливаются его  экономической

политикой.

 

Сущность  дефицита.

Обычно сбалансированный бюджет является лишь предвыборным девизом, а не

реалией нашей  жизни. Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. В  идеальной ситуации бюджетный дефицит  равен величине государственных  закупок товаров и услуг минус чистые налоги.

В различных  экономических трудах можно встретить  несколько отличающиеся друг от друга  подходы к проблеме дисбаланса бюджета. Однако в последнее время большинство  экономистов согласились с точкой зрения Дж. М. Кейнса. С точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит или избыток являются обычными последствиями проведения фискальной политики, и ничем более.

Обоснованность  каждого данного дефицита или  избытка зависит от необходимости  регулирования величины государственных  вливаний в величину валовых расходов экономики. Сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится в равновесии в состоянии полной занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы    экономики полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих валовые расходы экономики полной занятости.

Если  же хотя бы одно из вышеуказанных условий  не выполнено, несбалансированность бюджета  будет обоснованна. Тем не менее, в мировой

практике случаев  наличия бюджетного избытка намного меньше, чем случаев наличия бюджетного дефицита.

Казалось бы, что может быть проще – сократить  расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни расходную часть

сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ.  Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения в стране.

Причины образования дефицита государственного бюджета

Основными причинами  резкого скачка бюджетного дефицита 90-х годов явились:

низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей.

нерациональная  структура бюджетных расходов, усиленная  стремлением жить не по средствам, осуществляя  крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам.

неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий  государству использовать его в  качестве стимула развития экономики  и социальной сферы.

Важным фактором дестабилизации финансового состояния хозяйства страны, снижения государственных доходов и роста бюджетного дефицита явилась финансовая система страны.

Резкое увеличение бюджетного дефицита привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку  для покрытия дефицита правительство  систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги (т.н. видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворительного платежеспособного спроса (подавленная, т.е. скрытая инфляция). Нарастание инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной напряженности.

Стремление  к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня  одна из главных задач.

При этом следует  учитывать, что способы решения  данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или  иного) и какими темпами нужно  стремиться к сбалансированию бюджета.

На федеральном  уровне дефицит определяется как  в суммовом выражении, так и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В последние годы федеральный бюджет утверждается без дефицита, но расходы превышают доходы.

В 2010 году федеральный  бюджет утвержден по расходам в сумме 9 трлн. 822,8 млрд. и по доходам в сумме 6 трлн. 636,2 млрд. рублей.

Превышение  доходов над расходами определено в сумме 129,3 млрд. рублей.

При этом объем  ВВП прогнозируется в сумме 43 187,0 млрд. рублей, уровень инфляция (потребительских цен) 7,5 процентов.

Ранее в Минфине  предупреждали, что к концу 2010 года Резервный фонд будет исчерпан, поскольку все средства будут направлены на покрытие дефицита бюджета. В последнее время объемы Резервного фонда тают прямо на глазах. Если 1 января 2009 года совокупный объем средств составлял 4 трлн. 027,64 млрд. рублей ($137,09 млрд), то 1 апреля 2010 года уже 1 трлн. 553,28 млрд. рублей ($52,9 млрд). Объем средств ФНБ за прошлый год практически не изменился. Если 1 января 2009 года он составлял 2 трлн. 584,49 млрд. рублей ($87,97 млрд), то к 1 апреля 2010 года - 2 трлн. 630,27 млрд. рублей ($89,58 млрд).

 

В 1997 г. страны-участницы  ЕС приняли Пакт о стабильности и  росте (ПСР),

призванный укрепить их экономический и валютный союз. ПСР основан на ст. 99 и 104

Договора о Европейском  сообществе с поправками, принятыми в Маастрихте в 1993 г.

В 2005 и 2010 гг. ПСР был  реформирован. Сторонники реформ считали, что пакт еще

сможет улучшить прозрачность, эффективность и гибкость государственных  финансов.

Для 17 стран, перешедших на евро и составивших еврозону, реформированный

ПСР можно свести к  двум фискальным правилам:

• фактический дефицит бюджета общего правительства, определенный как

чистое заимствование  в европейской системе счетов, не должен превышать 3%

ВВП;

• валовой номинальный долг общего правительства на конец года должен быть

меньше или спускаться к 60% ВВП (на 1/20 разности за 3 года).

Надзирают за соблюдением  этих лимитов Европейская комиссия и Совет

министров ЕС. Чтобы в  Брюсселе могли держать «руку  на пульсе», государства

еврозоны ежегодно посылают туда программы стабильности (а прочие соседи по ЕС —

программы конвергенции), содержащие данные о бюджете и  долге государств.

Превентивная фаза борьбы за фискальную дисциплину состоит в  том, что нарушители

лимитов получают из Брюсселя строгие рекомендации по нормализации фискальной

позиции вместе с предписанием открыть процентный депозит 0,2% ВВП

(конвертируемый в  штраф).

Если это не помогает, то последовательно вводятся три  санкции:

• беспроцентный депозит (обычно 0,2% ВВП) для активации процедуры

устранения избыточного  дефицита, если процентный депозит  уже открыт или

нарушения велики;

• фиксированный штраф (обычно 0,2% ВВП) за невыполнение рекомендаций по

устранению избыточного  дефицита;

• гибкий штраф за невыполнение этих рекомендаций (0,2% ВВП, плюс 1/10

разности между фактическим  и требуемым дефицитами).

В начале 1990-х гг. казалось, что одно только соблюдение 3%-го лимита

обеспечит снижение долговой нагрузки в странах, где она превышала 60% ВВП.

Привычный тогда 5%-й темп прироста ВВП означал, что дефицит 3% ВВП не

помешает долговой нагрузке снизиться до 60%, если только должник  не прибегнет к

операциям «ниже линии», которые, как например, финансовые гарантии, влияют на

долг, но не влияют на дефицит. Поскольку 3%-й лимит — это именно предел, а не

средняя, даже менее чем 5%-й темп прироста ВВП казался  достаточным для

сокращения долговой нагрузки. В целом до 2008 г. процедура  устранения избыточного

дефицита давала удовлетворительные результаты.

Малочисленность запланированных  улучшений бюджета даже в хорошие времена

становится результатом  крупных перерасходов. Другими словами, некоторые

государства ухитрялись проводить проциклическую бюджетную  политику, причиняя

тем самым вред своим  соседям через общий финансовый рынок. Обрушившийся на

Европу в 2008 г. кризис вынудил государства еврозоны тратить  так много, что маржа

безопасности не удержала их от сползания к избыточному  дефициту. Если до 2008 г.

нарушение 3%-го лимита было эпизодическим, то за 2008-2011 гг. 9 государств 25 раз

нарушали этот лимит. В 2009-2010 гг. вся еврозона оказалась с дефицитом,

превыщающим 3% ВВП  В 2010 г. уже ни одно государство не

придерживалосьСБО.

2. По характеру возникновения  выделяют случайный (кассовый) и действительный дефициты.

Кассовый  дефицит бюджета возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефицитам подвержены бюджеты, в высокой степени зависящие от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер. К таковым обычно относятся местные и региональные бюджеты.

Действительный дефицит возникает  в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием  от них доходов. Он обычно закладывается  в законе о бюджете на очередной  финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.

По степени постоянства  объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политике в стране.

По продолжительности  бюджетный дефицит подразделяется на хронический (систематический) и  временный.

Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени .Основные его причины: длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели , чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости.

В отличие от хронического, временный  дефицит бюджета, продолжительность  которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным  и трудным для преодоления. В  его основе лежат, как правило, не кризисные явления в экономике, а ряд объективных и субъективных причин. Органы власти в данной ситуации должны не допустить перехода временного дефицита в хронический. Для этого необходимо принять ряд оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств.


 

 

 

3.   Пути ликвидации дефицита госбюджета

Для федерального бюджета определены две группы источников финансирования дефициты: внешние и  внутренние.

Внешние источники  определены в следующих формах:

- государственные  займы, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени Российской  Федерации;

- кредиты правительств  иностранных государств, банков  и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Внутренние  источники финансирования дефицита определены следующих формах:

- кредиты,  полученные Российской Федерацией  от кредитных организаций в  валюте Российской Федерации;

- государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

- бюджетные  ссуды и бюджетные кредиты,  полученные от бюджетов других  уровней бюджетной системы РФ;

- поступления  от продажи имущества, находящегося  в федеральной собственности;

- сумма превышения  доходов над расходами по государственным  запасам и резервам;

- изменения  остатков средств на счетах  по учету средств федерального  бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ . несколько  отличаются от федерального уровня и состоят только из внутренних источников в следующих формах:

- государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени субъекта  РФ;

- бюджетные  ссуды и бюджетные кредиты,  полученные от бюджетов других  уровней бюджетной системы;

- кредиты,  полученные от кредитных организаций;

- поступления  от продажи имущества находящегося  в государственной собственности  субъекта РФ;

- изменения  остатков средств на счетах  по учету средств бюджета субъекта  РФ.

Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаются от источников, определенных для субъекта РФ:

- муниципальные  займы, осуществляемые путем выпуска  муниципальных ценных бумаг от  имени муниципального образования;

- кредиты, полученные от кредитных организаций;

- бюджетные  ссуды и бюджетные кредиты,  полученные из бюджетов других  уровней;

- поступления  от продажи муниципального имущества;

- изменения  остатков средств на счетах  по учету средств местного  бюджета.

На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества - источник, который по мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.


Информация о работе Бюджетный дефицит: виды и меры по его ликвидации (Россия 1991-2012г и развитые страны 2007-2012)