Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, определение допустимых размеров государственного долга и поиск путей их достижения.
Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, государственный долг и его виды, изучена динамика.
Изучены особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита и государственного долга.
Проведен анализ основных показателей бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………...5
1.1. Сущность и структура государственного бюджета…………………….5
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика..……………………………8
1.3. Государственный долг и его определение……………………………..12
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь……………………………..….16
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит………16
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..24
ГЛАВА 3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь………..……………………..28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников………………………………….…….38
Приложения…………………………………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 292.50 Кб (Скачать файл)

 Одна из основных  проблем в данной области –  эффективность использования средств,  так как их основная часть  направляется на оказание финансовой  помощи отраслям и предприятиям  страны, находящимся на грани  выживания, и реального возврата  этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.

 Из анализа динамики  и структуры доходной части  бюджета видно, что выделяются  две ее составляющие: налоговая  и неналоговая. Отличие неналоговой  составляющей заключается в целевой  направленности отчислений и  их временном характере.

 Изучение показателей  показывает, что налоги являются  основой формирования государственного  бюджета. Не имея закрепления  за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность  бюджетными ресурсами и бесперебойное  финансирование предусмотренных  мероприятий.

 Деление бюджета на  несколько частей искажает информацию  об использовании бюджетных ресурсов: расходы одного и того же  назначения могут финансироваться  как непосредственно за счет  средств бюджета, так и из  фондов.

 Значительная часть  налоговых платежей формирует  доходную базу местных бюджетов. Очевидно, что около половины  всех налоговых поступлений зачисляется  в доходы местных бюджетов.

 Таким образом, одним  из основных направлений бюджетно-налоговой  политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки. Только за период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включены в состав государственной пошлины. [22, с.1]

В качестве наиболее кардинальных шагов можно отметить уменьшение ставок налогов, установление единой ставки подоходного налога в размере 12 % с 2009 года, ежегодное увеличение стандартных  налоговых вычетов по подоходному  налогу для физических лиц, снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 18 % с 1 января 2012 года и другие. [17, с.101]

 Однако проблема высокого  уровня налогообложения остается  по-

прежнему достаточно острой. Уровень налогообложения остается самым высоким на территории постсоветского пространства. А это в условиях активной внешнеэкономической деятельности и открытости экономики создает  существенные проблемы в обеспечении  конкурентоспособности белорусских  товаров на традиционных рынках России и стран СНГ. [9, с.44] Поэтому требуются  коренные реформы в области налогообложения  и бюджетной политики.

 Возможными мерами  являются:

а) отмена так называемых «оборотных налогов»;

б) серьезная научно обоснованная реформа в области налогообложения  фонда оплаты труда.

 Реформирование подоходного  налога, предусматривающее увеличение  доходов граждан, даст возможность,  во-первых, снизить бюджетную нагрузку, во-вторых, - вовлечь доходы населения  в реальный сектор экономики.  Оно должно начинаться с определения  налогооблагаемой базы и величины  ставок налогового изъятия с  учетом реальных затрат на  воспроизводство рабочей силы, соответствующих  процессам выравнивания жизненного  уровня населения и повышения  его благосостояния. [7, с. 40]

 Таким образом, проблемы  совершенствования налоговой системы  Республики Беларусь в условиях  экономической интеграции требуют  принятия кардинальных решений  по реформированию системы налогообложения  на основе научно обоснованного  подхода и фактического анализа  налогообложения предприятий различных  секторов экономики и форм  собственности. [2, с.184]

 Финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может  осуществляться за счет внешних  и внутренних источников: инфляционных  и неинфляционных.

 Большинство развитых  стран для покрытия бюджетного  дефицита прибегают к выпуску  государственных ценных бумаг,  как безынфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.

 При наличии дефицита  бюджета первоочередному финансированию  подлежат защищенные статьи бюджета.  В Беларуси к таким статьям  относят выплату заработной платы  и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.

 Если в процессе  исполнения бюджета происходит  превышение предельного размера  дефицита бюджета или снижение  поступлений по доходам бюджета  более чем на 10% от запланированного  уровня, то применяются секвестр  расходов по незащищенным статьям  бюджета или блокирование по  отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или  блокирование применяются для  республиканского бюджета в порядке,  установленном законом о бюджете  Республики Беларусь на очередной  финансовый год.

 Принятые в ходе  исполнения бюджета решения, приводящие  к уменьшению доходов или увеличению  расходов, должны определять источники  финансирования и предусматривать  меры по компенсации потерь  доходов бюджета.

В Беларуси применяется в  основном не инфляционный источник покрытия дефицита, что подтверждает неразвитость рынка государственных ценных бумаг, обусловленное, прежде всего, низкой активностью  первичных инвесторов, явившейся  следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов  хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

 Это означает необходимость  в дальнейшем развития инфраструктуры  фондового рынка, главным образом  за счет активизации работы  таких финансовых институтов, как  центральный депозитарий и фондовая  биржа.

 Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и  в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с  погашением и обслуживанием кредитов  предприятий. Очевидно, что переложение  платежей по долгам предприятий  на правительство формирует не  что иное, как скрытый внешний  государственный долг и увеличивает  дефицит бюджета.

 Таким образом, для  преодоления отрицательных последствий  бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный  долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое  увеличением импорта, снижение  жизненного уровня населения, - необходимо  разрабатывать специальную программу  и проводить мероприятия по  сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать  наиболее существенные и качественные  меры:

1. Повышение эффективности  общественного воспроизводства,  которое будет способствовать  росту финансовых ресурсов –  основного источника увеличения  доходов бюджета.

2. Дальнейшее развитие  и укрепление рыночных отношений,  проведения рыночных реформ; разгосударствление  и приватизация собственности.

3. Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с  улучшением налогового законодательства.

4. Развитие территориально-регионального  хозрасчета.

5. Оптимизацию объема и  реструктуризацию расходов государственного  бюджета в целом, и в первую  очередь – направляемых в реальный  сектор экономики. Бюджетные вложения  в отрасли хозяйства должны  решать задачи структурной перестройки  экономики.

6. В целях изыскания  дополнительных источников финансирования  социально-культурных расходов следует  рассмотреть целесообразность и  возможность сокращения некоторых  других расходов государства,  в частности военных расходов  и расходов на управление. Это  позволяет профинансировать в  начальный период развитие рыночной  экономики статьи затрат, обеспечивающие  систему защищенности населения.

7. Обоснованное принятие  новых социальных программ, требующих  значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь  важнейших социальных программ.

8. Совершенствование планирования  и развитие системы платных  услуг в непроизводственной сфере.

9. Корректировка трансфертной  политики, предполагающая уменьшение  трансфертных выплат отраслям  реального сектора экономики,  повышение эффективности трансфертных  платежей.

10. Реформирование бюджетного  процесса в целом. Необходимо  отказаться от концепции приоритета  бюджетных расходов и дефицитного  финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются  в бюджете развития и финансируются  в пределах дополнительно полученных  доходов, а также привлеченных  безинфляционных источников.

11. Составление бюджета  на многовариантной основе с  целью формирования оптимальной  структуры доходов и расходов.

12. Развитие рынка государственных  ценных бумаг, что позволит  финансировать расходы государства  без увеличения денежной массы  в обороте.

13. Принятие мер, направленных  на привлечение в страну иностранного  капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу  несколько задач, не только  фискального, но и экономического  характера: сокращаются бюджетные  расходы, предназначенные для  финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства  товаров и услуг, появляется  новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в  бюджет.

 Для достижения реального  эффекта и сокращения бюджетного  дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.

 Таким образом, разработка  и последовательная реализация  мер, направленных на увеличение  доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его  размером в совокупности с  другими экономическими антикризисными  мерами будут способствовать  стабилизации финансового положения  республики.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Поскольку Республика Беларусь является унитарным государством, то такому типу государственного управления соответствует построение бюджетной  системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты.

 Как известно, государственный  бюджет является финансовым планом  любого государства, на основе  которого осуществляются экономические  отношения, связанные с формированием,  распределением и использованием  централизованного государственного  фонда денежных средств. Средства  государственного бюджета используются  для обеспечения выполнения государством  своих основных функций, в том  числе и для поддержания деятельности  отдельных предприятий, и отраслей  народного хозяйства.

 Местные бюджеты –  своеобразная финансовая база  регионов, обеспечивающая осуществление  мероприятий по их социально-экономическому  развитию.

 Из местных бюджетов  финансируются объекты жилищно-коммунального  хозяйства, а также транспорт,  дорожное хозяйство, благоустройство  населенных пунктов, развитие  рыночной инфраструктуры и др. Около 70 % расходов государства  на социально-культурную сферу  несут местные бюджеты.

 В связи с переходом  к рыночным отношениям методы  и принципы формирования, распределения  и использования бюджетных средств претерпели ряд существенных изменений. При плановой экономике государственный бюджет составлялся, в основном, исходя из решений съездов КПСС, и не всегда точно отражал экономическую ситуацию в стране, часто чрезмерно жестко направлял деятельность предприятий и организаций народного хозяйства. В переходной экономике государственный бюджет должен способствовать сохранению и росту экономического и технического потенциала страны.

 В Республике Беларусь  уже отошли от социалистических  принципов составления государственного  бюджета, но еще и не пришли  к рыночным. На экономическую стабильность в республике негативно влияет несвоевременность принятия Закона Республики Беларусь «О бюджете» и постоянное уточнение показателей республиканского бюджета в течение года, несоответствие реальных показателей плановым, необоснованное сокращение отдельных статей расходов. Экономическая ситуация в Республике Беларусь может усугубиться постоянным увеличением государственного долга.

 На основании анализа  динамики республиканского бюджета  видно, что основным источником  поступления средств в бюджет являются налоги. Их доля в общей сумме доходов республиканского бюджета в последние годы составляет более 80%. Следовательно, государственный бюджет пополняется в основном за счет средств предприятий, организаций, объединений и физических лиц. Государство через налоги изымает у собственников часть их дохода в бюджет. Но налоговое законодательство Республики Беларусь, как и бюджетное, нестабильно, что зачастую делает налоги несправедливыми.

 Стабилизировать ситуацию  можно путем:

- правильного выбора принципов  и приоритетов формирования и  использования бюджетных средств,  поиска путей и механизмов  повышения эффективности использования  доходов бюджета;

- своевременного утверждения  бюджета, более точного и детального  рассмотрения и утверждения показателей  бюджета, исходя из реальных  возможностей экономики страны, что должно обеспечить стабильные  условия для работы предприятий  и организаций народного хозяйства  и объектов социальной сферы;

Информация о работе Бюджетный дефицит