Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Теоретической базой при написании работы явились книжные издания таких авторов, как Денисова И.П., Рукина С.Н. “Бюджетная система России”, Годин А.М., Подпорина И.В. “Бюджет и бюджетная система РФ”, Александров И.М. “Бюджетная система Российской Федерации” и многие другие работы, на которые невозможно было не опираться при изучении бюджетной системы РФ.

Содержание

Введение 4
1. Социально- экономическая сущность бюджетной системы и
бюджетного устройства РФ. 5 1.1. Экономическая сущность бюджетной системы. 5
1.2. Функции бюджетной системы. 7
1.3. Основные понятия бюджетной системы. Структура бюджетной
системы. 10 2. Анализ бюджетной системы. 14
2.1. Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной
системы. 14
2.2. Бюджетный процесс: составление, рассмотрение и
исполнение бюджетов. 16
2.3. Структура доходов и расходов бюджета. 20
3. Организация бюджетной системы в России в современных
условиях. 24
3.1. Основные проблемы бюджетной системы. 24
3.2. Перспективы развития бюджетной системы. 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 634.50 Кб (Скачать файл)

 Второй этап формирования  федерального бюджета – распределение  федеральными органами исполнительной  власти предельных объемов бюджетного  финансирования на очередной финансовый год. В соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации  по получателям бюджетных средств, а также ряд других полномочий.  

 Завершается данная стадия  тем, что с 15 июля по 15 августа  года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство Российской Федерации рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

.Второй стадией бюджетного процесса  является рассмотрение и утверждение  бюджета.  

 Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

  • о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах;
  • о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год до 1 августа.

 

   Проект федерального закона  о федеральном бюджете в течении  трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.  

 Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.  

 Для обеспечения необходимой  степени конфиденциальности рассмотрения  отдельных разделов и подразделов  расходов федерального бюджета  и источников финансирования  дефицита федерального бюджета Государственная Дума утверждает персональный состав рабочих групп, члены которых несут ответственность за сохранение государственной тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации.  

 В первом чтении проект  рассматривается в течении 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Во втором чтении в течении 15 дней со дня его принятия в первом чтении. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.   

 В третьем чтении законопроект рассматривается в течении 15 дней со дня принятия его во втором чтении. В течении 10 дней Комитет по бюджету проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителем средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, рассматриваемым в третьем чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в комитете по бюджету и Правительстве Российской Федерации.  

 Государственная Дума рассматривает  в четвертом чтении проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течении 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года. Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в течении пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней.

           Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.   

 Бюджеты исполняются по доходам  и расходам. В частности, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступающих из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой формирования отчетов об исполнении федерального бюджета. Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

 

2.3 Структура доходов и расходов  бюджета.

 

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходная часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов: налоги на прибыль, доход, прирост капитала, на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, на совокупный доход, на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых доходов основными являются следующие виды:

доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, от реализации государственных запасов, от продажи земли и нематериальных активов, поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности.

     Существенную фискальную роль играет косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.

В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов:

  • с наследства и дарений;
  • поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.

На рисунке 2.1 показана динамика доходов бюджета с 2006- 2013 год. Отсюда мы видим, что доходы бюджета в 2007 году увеличились на 23% по сравнению с 2006 годом. В 2008 году доходы увеличились на 19% по сравнению с 2007 годом. В 2009 произошло снижение доходов на 21%  по сравнению с 2008 годом. Со второй половины 2010 года до 2013 года запланировано повышение доходов в среднем на 9.5%.

 

 

      Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

                Основные статьи расходов бюджета:

    1. Расходы на народное хозяйство ( главное место занимает дотации угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно- коммунальному хозяйству);
    2. расходы на оборону включают в себя расходы на сохранение и развитие оборонной промышленности, поддержание боеготовности армии, разработку новейших образцов вооружений, социальную защиту военнослужащих и членов их семьи.
    3. расходы на управление включают в себя зарплату аппарата управления, канцелярские и командировочные расходы, затраты на капитальный ремонт и строительство новых административных зданий;
    4. расходы на социально- культурные мероприятия включают в себя затраты на образование, здравоохранение, культуру и искусство, средство массовой информации.
    5. затраты на правоохранительную деятельность;
    6. содействие научно- техническому прогрессу;
    7. расходы по обслуживанию государственного долга.

Различают две категории расходов: текущие, капитальные расходы.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития.

На рисунке 2.2 показана динамика расходов с 2006- 2013 год. Отсюда мы видим, что в 2007 году расходы бюджета увеличились на 39% по сравнению с 2006 годом. В 2008 году расходы увеличились на 26% по сравнению с 2007 годом. В 2009 году увеличились на 28% по сравнению с 2008 годом. В первой половине 2010 года произошло уменьшение расходов на 23% по сравнению с 2009 годом. Со второй половины 2010 года до 2013 год запланировано увеличение расходов в среднем на 6%.

 

 

 

Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации.

3.1 Проблемы развития бюджетной  системы Российской Федерации.

 

Разработанный сегодня перспективный финансовый план, отражающий неполные задачи бюджетной политики и включающий главные параметры бюджетной системы на период 2011 - 2013 гг., свидетельствует о том, что макроэкономическая стабилизация достигнута. Однако темпы экономического роста снижаются (даже при росте цен на нефть).

Практически уже нет сомнений в том, что задача удвоения ВВП за 10 лет, поставленная Президентом РФ и 2003 г., недостижима, поскольку для этого экономический рост должен составлять не менее 8% в год.

          Для повышения эффективности бюджетной политики необходимо решение ряда проблем:

1. Действующее налоговое законодательство пока не в полной мере обеспечивает благоприятные условия для эффективного развития отечественного бизнеса, реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

2. в налоговой системе все еще сохраняются элементы, искажающие экономически обоснованную предпринимательскую мотивацию и препятствующие выводу хозяйственной деятельности из тени.

           3. процедуры рассмотрения проекта федерального бюджета излишне затянуты и громоздки.

4. законодательство о государственных закупках не отвечает современным требованиям. Из-за несовершенства применяемых механизмов государство по-прежнему несет дополнительные финансовые издержки при осуществлении закупок товаров и услуг, необходимых для реализации его функций.

5. не завершено упорядочение сети федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений. Недопустимо медленно принимаются решения о дальнейшей судьбе федеральных учреждений, функции которых признаны избыточными.

6. сохраняется проблема невыполнения прогнозных планов приватизации. Неоправданно затягиваются сроки принятия решений по значимым приватизационным сделкам. Не решена проблема реализации мелких пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.

7. осуществление функций государственной власти по-прежнему остается чрезмерно сконцентрированным на федеральном уровне. Требуется дальнейшее расширение перечня федеральных полномочий, исполнение которых делегируется органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Эта работа должна быть синхронизирована с реализацией мер по совершенствованию схемы размещения и сокращению штатной численности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Основной проблемой бюджетной политики является обслуживание государственного долга.

      За период   с начала 2008 года по  конец 2010 года  государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5  до 9,1 %. Государственный внутренний долг  увеличится  на 102,7 %, в процентах  к ВВП - с 4,6  до 6,4 %. Государственный внешний долг в  рублевом эквиваленте  увеличится  на 2 %,  в процентах к ВВП - снизится с 3,9  до 2,8 %.

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации