Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Теоретической базой при написании работы явились книжные издания таких авторов, как Денисова И.П., Рукина С.Н. “Бюджетная система России”, Годин А.М., Подпорина И.В. “Бюджет и бюджетная система РФ”, Александров И.М. “Бюджетная система Российской Федерации” и многие другие работы, на которые невозможно было не опираться при изучении бюджетной системы РФ.

Содержание

Введение 4
1. Социально- экономическая сущность бюджетной системы и
бюджетного устройства РФ. 5 1.1. Экономическая сущность бюджетной системы. 5
1.2. Функции бюджетной системы. 7
1.3. Основные понятия бюджетной системы. Структура бюджетной
системы. 10 2. Анализ бюджетной системы. 14
2.1. Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной
системы. 14
2.2. Бюджетный процесс: составление, рассмотрение и
исполнение бюджетов. 16
2.3. Структура доходов и расходов бюджета. 20
3. Организация бюджетной системы в России в современных
условиях. 24
3.1. Основные проблемы бюджетной системы. 24
3.2. Перспективы развития бюджетной системы. 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 634.50 Кб (Скачать файл)

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства. В первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

- определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей  их достижения;

- разграничение полномочий и  предметов ведения между органами  власти всех уровней бюджетной  системы;

- определение потребности денежных  средств в целях финансового  обеспечения функций, возложены на органы власти и решения задач, стоящих перед обществом и государством.

- разработку и обоснование оптимальных  путей развития бюджетов с  целью выработки предложений  по укреплению бюджетов на  основе прогнозных (расчетных) данных;

- разработку и обоснование проектов  бюджетов их доходной и расходной  частей применительно к бюджетной  политике, определенной в Послании  Президента РФ федеральному собранию  РФ на очередной финансовый  год.

Функция организации бюджетов предполагает:

-определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

- определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения  бюджетов;

- выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

- разграничение полномочий законодательных  и исполнительных органов власти  всех звеньев бюджетной системы;

- определение органов ответственных  за разработку критериев и  нормативов, определяющих структуру  и объемы бюджетов и соответствующих  потребностям и задачам бюджетной политики.

- определение структуры контрольных  органов, ответственные за формирование  и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

- контроль за правильным и  своевременным перечислением доходов  в бюджеты и внебюджетные фонды;

- контроль за целевым, экономным  и эффективным использованием  бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

 

1.3 Основные понятия бюджетной  системы.

 

Бюджетная теория и практика на протяжении своего исторического развития и становления выработала значительное количество специальных терминов и понятий, которые вошли в практику общения и законодательные акты.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет консолидированный – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Бюджетное устройство – организация и принципы построения бюджетной системы, её структуры и взаимосвязь между элементами системы.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное финансирование – представление в безвозвратном порядке юридическим лицам из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов денежных средств для полного или частичного покрытия расходов.

Бюджетные ассигнования – средства бюджетов разных уровней, направляемые на развитие экономики, финансирование социальной сферы, обороны страны, содержание органов государственной власти и управления.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщенный макроэкономический показатель, отражающий суммарную рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенные на территории страны, за определенный период времени (год, квартал, отчетный период).

Государственные расходы – денежные отношения, связанные с использованием государственных средств на решение государственных задач.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства, имеющий силу закона (утверждается Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается Президентом РФ).

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образований.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Трансферты населению – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат.

 

 

Структура бюджетной системы.

Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система РФ имеет многоуровневую структуру. В нашем государстве существует несколько уровней публичной власти - федеральный, региональный и местный, каждый из которых действует самостоятельно в пределах закрепленных за ними полномочий. На рис. 1 отражена структура бюджетной системы Российской Федерации.

Рисунок 1.

Структура бюджетной системы РФ.

 


 

    

 
 


 

 

 

 

Глава 2. Анализ бюджетной системы.

2.1 Бюджетное устройство и принципы  построения бюджетной системы.

 

Бюджетное устройство в Российской Федерации представляет собой организацию бюджетной системы на основе единой бюджетной классификации в соответствии с принципами построения, регламентированным БК РФ.

Статья 10 БК РФ определяет следующие уровни бюджетной системы:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджеты субъектов Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местные бюджеты, в том числе:
  • Бюджеты муниципальных районов,
  • Бюджеты городских округов,
  • Бюджеты внутригородских муниципальных образований (Москва, Санкт- Петербург),
  • Бюджеты городских и сельских поселений.

Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

 Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

 

2.2 Бюджетный процесс: составление, рассмотрение, исполнение.

 

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов, а также составлению и утверждению отчета об его исполнении.                                                                     Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря).  В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета, чему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.  

 Составление проектов бюджетов  – исключительная прерогатива  Правительства Российской Федерации  и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Названная стадия состоит из некоторых этапов.   

 Первый этап формирования  федерального бюджета – разработка  федеральными органами исполнительной  власти и выбор Правительством  Российской Федерации плана-прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год.   

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации