Бюджетная система КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:51, реферат

Краткое описание

В целом финансовая система КНР в том виде, какой она имеет в последнее десятилетие, аналогична финансовой системе Японии в 50-е годы и Тайваня и Южной Кореи в 50-70-е годы, то есть в тот период, когда эти страны решали задачи модернизации и догоняющего развития. Этот тип финансовой системы, ориентированный на решение задач форсированного экономического развития, поэтому может быть назван дальневосточным. США вынудили сначала Японию, а затем и Южную Корею с Тайванем отойти от этого варианта финансовой и, соответственно, экономической политики именно по той причине, что он делает возможным "чрезмерно" быстрое развитие и рост конкурентоспособности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....3
1. Банковская система Китая …………………………………………………….5
2. Валютные инструменты наступательной и оборонительной политики Китая на мировых рынках ……………………………………………………...10
3. Структура системы государственных финансов и налоговая политика КНР……………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы …………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по фзг Китай.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этим особого  внимания заслуживает проблема золотого запаса Китая. Официально он не растет: в 1998 году называлась цифра 398 тонн золота, а спустя 15 лет - 392 тонны, тогда как золотой запас США составлял в 1998 году 8140 тонн, Германии - 2960 тонн, Франции - 2546 тонн, Италии - 2074 тонны.

Однако, в отличие от всех перечисленных стран, Китай является крупным производителем золота. И можно только гадать, сколько золота ежегодно добывается в Китае - 400 тонн, 1000 тонн, или еще больше. Реальный золотой запас, которым располагает китайское руководство - это большая неизвестная величина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура  системы государственных финансов и налоговая политика КНР.

 

Достаточно широко распространено представление о финансовой слабости современного китайского государства. Эта точка зрения не соответствует реальному положению вещей.

Современная структура  системы государственных финансов КНР далеко не такова, какой она  была в 80-е годы и имеет мало общего со структурой системы государственных финансов таких стран, как США и Канада, для которых характерно сосредоточение почти всей массы перераспределяемых государством финансовых ресурсов в бюджетной системе. Зато система государственных финансов КНР ныне имеет много общего с таковой у Японии в 60-80-е годы. Последняя, как известно, включала помимо собственно бюджетной системы в составе государственного и местных бюджетов также:

- систему специальных  правительственных фондов;

- фонд децентрализованных  финансовых ресурсов государства,  имеющий в качестве базы доходы  от государственных предприятий  и имуществ, не поступающие в бюджет;

- систему финансов  государственных предприятий. Так,  в начале 80-х годов в финансовой  системе Японии насчитывалось  помимо бюджетов центрального  правительства и местных властей  также 5 специальных счетов центральных  и около 7 тысяч счетов местных органов власти, включая как специальные фонды, так и счета казенных предприятий, служб, корпораций.

Аналогичным образом  система государственных расходов КНР включает:

- государственный бюджет, причем, как утверждается, местные  бюджеты инкорпорированы в государственный бюджет;

- систему внебюджетных  доходов и расходов, включая доходы  и расходы, субъектами которых  являются центральные и местные  власти;

- систему регулируемых  расходов, не относящихся в соответствии  с действующими классификационными правилами к внебюджетным расходам (аналог японского фонда децентрализованных ресурсов государства);

- систему финансов  государственных предприятий.

Изменение классификационной  схемы в 1993 году привело к резкому  уменьшению внегосбюджетных расходов. В связи с этим утверждается, что данные о таких расходах до 1993 года и после 1992 года несопоставимы. Однако по существу, видимо, мало что изменилось.

Государственный бюджет КНР по характеру расходных статей и их удельному весу является аналогом государственных бюджетов Японии и Тайваня, не включающих местные расходы. В разделе международных сопоставлений КСЕ он сопоставляется с центральными бюджетами стран, бюджетные системы которых включают и центральный, и местные бюджеты. Тем не менее, формально провинциальные бюджеты Китая включаются в государственный бюджет. В 1980 году на их долю приходилось 46% расходов госбюджета (в 1973 году - меньше 30%), в 1985 году - больше половины, в 1990 году - 2/3, в 2003 году - 71%. Это одна из многочисленных загадок китайской финансовой статистики.

Фактически, независимо от того, как это оформляется в  классификационном плане, бюджеты  уездов и округов большей частью или целиком не включаются в государственный  бюджет.

В содержательном плане  существенно также подразделение  государственного бюджета КНР на, первое, бюджет текущих расходов, второе, бюджет капиталовложений и, третье, кредитный бюджет.

Доходы последнего составляют займы и кредиты, а расходы - затраты  на обслуживание внутреннего и внешнего госдолга и перечисление остатка в центральный бюджет.

Военные расходы включаются в бюджет текущих расходов и, следовательно, не включают затраты на приобретение снаряжения, военной техники и  на капитальное строительство. Однако эти затраты не фигурируют и в  бюджете капиталовложений. Они, видимо, относятся к категории внебюджетных расходов. Согласно оценке, приведенной в ежегоднике СИПРИ за 1999 год, они, будучи за пределами бюджета, вдвое превышают бюджетные затраты на военные цели. Кроме того, вне бюджета находятся также затраты на НИОКР в объеме (на 1998 год) около 70% от видимых военных расходов.

К системе государственных  расходов необходимо также отнести:

- почти целиком все  трансферты (пенсии, пособия и т.п.), составлявшие в 2002-2004 гг. 4,5-5% ВВП;

- другие затраты социального  характера, включая затраты на здравоохранение, составлявшие 3-4% ВВП;

- затраты на капиталовложения, проходящие по официальным внебюджетным  расходам и составляющие 1/3 объема госрасходов;

- прочие эффективно  регулируемые в отношении объема  капиталовложения (в 2002-2004 гг. - около 10% ВВП);

- учитываемые статистикой  в качестве внебюджетных административные  расходы.

Сюда еще нужно приплюсовать субсидии убыточным предприятиям, которые  не включаются в расходные статьи бюджета, а включаются в его доходную статью со знаком "минус" (в 2002 году - 0,6% ВВП).

Общий интегральный показатель, исходя из разных методик расчета, может  быть немного больше или меньше, но это не меняет сути дела: реально  китайское государство перераспределяет достаточно большую часть ВВП, чтобы Китай был мощной в финансовом отношении державой. Имея в виду это обстоятельство, составители методических примечаний к разделу "Общественные финансы" КСЕ за 2003 год сочли целесообразным отметить: "Общие доходы и общие расходы центрального правительства и местных правительств не показывают реальной финансовой силы правительств различных уровней".

Любопытная ситуация сложилась с освещением расходов и доходов центрального бюджета. Из расходов центрального бюджета исключены:

- субвенции регионам;

- затраты на обслуживание госдолга;

- затраты на оснащение  армии военной техникой, а также  затраты на военное капитальное  строительство и, возможно, военные  НИОКР.

Из доходов центрального бюджета, соответственно, исключены  поступления за счет кредитов и займов, а также доходы, покрывающие затраты на оснащение армии техникой и вооружением, военное капитальное строительство и, возможно, военные НИОКР.

Оценивая возможности  правительства КНР влиять на экономическую  ситуацию и финансовые потоки в условиях уже сложившейся китайской экономической модели, необходимо также учитывать, что еще в 2002 г. в КНР имелись, в частности, такие структуры:

- министерства угольной  промышленности, электроэнергетики,  металлургии, химической, машиностроительной  и электронной промышленности, министерство железных дорог, министерство коммуникаций (помимо министерства почт и телекоммуникаций);

- группа корпораций  оборонной промышленности с общей  занятостью в несколько миллионов  человек;

- Китайская нефтяная  национальная корпорация;

- Китайская нефтехимическая корпорация;

- Китайская корпорация  цветных металлов.

Основа этих мощных экономических  структур сохранится в Китае при  всех обстоятельствах и, несмотря на их значительную подверженность местным влияниям. Тем не менее, через их посредство правительство КНР в состоянии оказывать влияние, программирующее экономику в целом, в том числе - на финансовые потоки, в несколько раз превышающие номинальный центральный бюджет в том виде, который он имел раньше. Это, соответственно, сокращает потребность в перераспределении финансовых ресурсов через бюджет и делает возможным эффективное функционирование экономики при относительно небольших размерах чисто бюджетного перераспределения ВВП. То есть срабатывает принцип: чем больше госсектор - тем меньше бюджет, чем меньше госсектор - тем больше бюджет. Обнулив госсектор, развитые экономики компенсируют его отсутствие огромными размерами бюджетного перераспределения ВВП. КНР в 90-е годы сохраняла мощный госсектор и поэтому могла обойтись относительно скромными размерами перераспределения ВВП не только через бюджет, но и через систему государственных финансов в целом. И в теоретическом плане возникает большой вопрос, какая из схем регулирования экономики, через госсектор или через систему государственных финансов, и при каких условиях больше благоприятствует делу экономической свободы.

Особый интерес для изучающих  зарубежное налоговое законодательство унитарных стран представляет налоговая  система Китая. Налоговая система  Китая сложилась еще в XIX веке. В современном виде она функционирует, начиная с послевоенного времени. Остановимся на некоторых аспектах этой системы, поскольку она имеет специфические особенности и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран.

В КНР функционируют  государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные - за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Китая путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций.

Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Китае по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства - 16%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Китая, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

Первая - это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.

Вторая - прямые налоги на имущество.

Третья - прямые и косвенные потребительские налоги.

     Налоговая  политика Китая предусматривает  укрепление финансов местных  органов власти: префектур, городов,  районов, поселков и т.д. В   КНР платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами. Это предпринимательский, корпоративный муниципальный и уравнительный налоги.

Предпринимательский налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, величина каждой из которых может незначительно колебаться в зависимости от префектуры. Так, для Пекина он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимости от уставного капитала компании и величины самой прибыли.

Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и городского или (как в случае для Пекина) соответственно городского и районного. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от места, но предельная ставка для префектурального (для Пекина — городского) налога — 6%, городского (районного) — 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального налога).

Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. юаней) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих на нем и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1.

Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя  значительно меньше половины их доходной части. Это отличает китайскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии, России, играют отчисления от общегосударственных налогов.

Достаточно интересна  структура местных налогов. Приведем ее по данным 2003 г., исходя из указанной  выше классификации групп налогов. Из общей суммы местных налогов (33,45 трлн. юаней) 18,8 трлн. юаней, или 56,2% приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, которые принесли 10,49 трлн. юаней, или 31,4%. И только на третьем месте потребительские налоги - 4,16 трлн. юаней, или 12,4% доходов местных налогов.

Соотношение общегосударственных  налогов несколько иное, хотя общие тенденции одинаковы. Государственные подоходные налоги занимают долю 56,5% (почти такую же, как и среди местных налогов), имущественные - 25% и потребительские налоги - 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что существенная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В течение последних  трех столетий Запад абсолютно доминировал  в мировой экономике и, особенно - в мировых финансах. Появление "соцлагеря" в последнем отношении мало что изменило. Однако развитие КНР меняет ситуацию. Цель Китая - не столько доминирование в мировых финансах (доходами от эмиссии юаня миллиард человек не прокормишь), сколько изменение существующего статуса доллара США как "мировой валюты". Уже простым накоплением валютных резервов он сделает невозможным консервацию этой ситуации.

Информация о работе Бюджетная система КНР