Бюджетная система КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:51, реферат

Краткое описание

В целом финансовая система КНР в том виде, какой она имеет в последнее десятилетие, аналогична финансовой системе Японии в 50-е годы и Тайваня и Южной Кореи в 50-70-е годы, то есть в тот период, когда эти страны решали задачи модернизации и догоняющего развития. Этот тип финансовой системы, ориентированный на решение задач форсированного экономического развития, поэтому может быть назван дальневосточным. США вынудили сначала Японию, а затем и Южную Корею с Тайванем отойти от этого варианта финансовой и, соответственно, экономической политики именно по той причине, что он делает возможным "чрезмерно" быстрое развитие и рост конкурентоспособности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....3
1. Банковская система Китая …………………………………………………….5
2. Валютные инструменты наступательной и оборонительной политики Китая на мировых рынках ……………………………………………………...10
3. Структура системы государственных финансов и налоговая политика КНР……………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы …………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по фзг Китай.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение ……………………………………………………………………….....3

1. Банковская система Китая …………………………………………………….5

2. Валютные инструменты наступательной и оборонительной политики Китая на мировых рынках ……………………………………………………...10

3. Структура системы государственных финансов и налоговая политика КНР……………………………………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованной литературы …………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В целом финансовая система  КНР в том виде, какой она имеет в последнее десятилетие, аналогична финансовой системе Японии в 50-е годы и Тайваня и Южной Кореи в 50-70-е годы, то есть в тот период, когда эти страны решали задачи модернизации и догоняющего развития. Этот тип финансовой системы, ориентированный на решение задач форсированного экономического развития, поэтому может быть назван дальневосточным. США вынудили сначала Японию, а затем и Южную Корею с Тайванем отойти от этого варианта финансовой и, соответственно, экономической политики (вторая половина 80-н. 90-х годов) именно по той причине, что он делает возможным "чрезмерно" быстрое развитие и рост конкурентоспособности. Его характерные черты:

- средний уровень налоговой  нагрузки на экономику, а также  варьирующий в зависимости от  уровня развития и конкурентоспособности экономики уровень таможенных тарифов;

- регулируемая валютная система;

- повышенный уровень насыщенности  экономики деньгами;

- значительные размеры накоплений  физических лиц и крупные масштабы  в связи с этим притока финансовых  ресурсов в кредитный сектор, его быстрое развитие и быстрое приобретение им способности кредитного финансирования развития экономики;

- крупные масштабы заемного  финансирования предприятий, "заемный  перебор" как обычное явление;

- многоканальная система финансирования государственных расходов, несводимость финансирования государственных расходов к бюджетной системе;

- многоканальная система государственного  финансирования капиталовложений  и крупная роль в качестве  инвестора госсектора;

- средний, а в начале модернизационного процесса низкий уровень затрат на социальные нужды;

- высокий уровень цен на активы (как результат способности кредитной  системы прокредитовать спрос  на активы);

- сравнительно высокий уровень  регулируемости системы цен и  наличие в системе цен крупного ценового ядра жесткости;

- как общий результат - низкий  уровень инфляции в условиях  высокой деньгонасыщенности экономики,  что весьма благоприятно для  развития.

Китайский вариант дальневосточного типа финансовой системы характеризуется  следующими основными особенностями:

- повышенный удельный вес госсектора  в финансировании капиталовложений;

- значительные вариации системы  цен по горизонтали в связи  с огромными размерами страны  и разнообразием местных условий;

- в связи с последним условием - наличие сильных локальных вариаций финансовой и соответственно экономической политики.

Эта особенность китайской финансовой и экономической политики делает возможной эффективную адаптацию  экономики к локальным факторам, и на этой основе способствует повышению  ее эффективности и динамического потенциала.

Однако при низкой степени культурно-политической интегрированности государства  она, конечно, может вести к нарастанию дезинтеграционных тенденций и  снижению способности экономики  реагировать на конъюнктурообразующие факторы, действующие в пределах всего экономического пространства. В Китае до сих пор поддерживался докритический уровень культурно-политической интегрированности страны, препятствующий такого рода развитию событий, и есть достаточные основания полагать, что в фазе экономического роста так же дело будет обстоять и в дальнейшем.

Китай может претендовать на роль одного из центров мировой экономической и финансовой системы только в том случае, если она располагает для этого необходимыми предпосылками в виде достаточно крупной и конкурентоспособной экономики. Если ее доля в мировом промышленном производстве падает и, тем более, если падает ее конкурентоспособность, то, соответственно, потенциал ее лидирования в экономической и финансовой области сокращается. Именно таково сегодня положение США. Он еще лидер, но потенциал их лидирования сокращается. КНР еще не лидер, но потенциал лидирования КНР возрастает. Китай с его гигантской экономической массой играет сегодня в мировой экономике примерно такую же роль, какую США играли 100 лет назад, а США - роль тогдашней Англии, окруженной роем подданных и сателлитов, но теряющей конкурентоспособность. Совпадение даже в мелочах. США тогда импортировали в крупных размерах производственный по назначению капитал, и КНР тоже его импортирует. США тогда сидели за тарифным барьером, и современный Китай также активно регулирует свою внешнюю торговлю.

Сегодня все прогнозы сходятся на том, что к 2020 году Китай станет ведущей  силой на мировом экономическом  и политическом Олимпе. А это значит, что центр мировой экономики, как это было между VI и XVI веками, вновь окажется в долине реки Янцзы. Многим такая возможность представляется еще нереальной. Однако все предпосылки для ее реализации налицо.

 

 

 

 

 

 

 

1. Банковская система Китая.

 

С конца XX века китайская  экономика функционировала в  основном с использованием рыночных, а не командно-распределительных  механизмов. А банковская система  Китая занималась обслуживанием  кредитно-денежных потоков, а не только учетом централизованно распределяемых материальных ресурсов. Однако сфера действия рыночной экономики в Китае еще существенно ограничена государственным вмешательством (например, убыточные промышленные предприятия нередко не банкротятся, а получают финансовую подпитку со стороны государства), что влечет за собой и ограничение рыночной модели функционирования всех кредитно-финансовых институтов страны.

Несмотря на утверждение  некоторых аналитиков о том, что  финансово-банковская система Китая  может представлять собой некий  образец для подражания, у нее имеются свои слабые стороны.

Находясь в процессе адаптации, в условиях либерализации  экономики, финансово-банковский сектор Китая сталкивается с целым рядом  трудностей, одной из которых является очень большой объем невозвратных («плохих», то есть просроченных и безнадежных) кредитов. По некоторым оценкам, объем невозвратных кредитов достигает от 200 до 400 млрд. долларов, что составляет от 20 до 45 процентов остатка непогашенных кредитов и примерно такую же долю от ВВП Китая. Среди основных причин, которые способствуют росту безнадежных кредитов, главное место занимает сохранение элементов административного планирования, наложенных на систему рыночных отношений.

Если директивно планировавшиеся  «лимиты кредитования» в 1998 году были отменены и коммерческие банки стали более свободными в своей кредитной политике, то так называемое «направляющее» индикативное планирование для государственных банков по-прежнему сохранялось. В 2005 году индикативный годовой план прироста кредитования основных фондов для госбанков был увеличен с 270 млрд. юаней до 370 млрд. юаней (8,3 юаня = 1 доллару). Ко всему прочему, государственные банки были обязаны кредитовать государственные предприятия, несмотря на результаты их хозяйственной деятельности. В итоге объемы безнадежных долгов государственных предприятий в общем объеме безнадежных долгов составила около 70 процентов по долгосрочным и 55 процентов по краткосрочным кредитам.

Вторым слабым звеном финансово-банковской системы Китая  до недавнего времени было неэффективное использование кредитных ресурсов. Коэффициент монетизации  достигал 130 процентов – один из самых высоких показателей в мире. При этом объемы депозитов населения в банках составляли более 600 млрд. долларов, то есть свыше 60 процентов ВВП. В этой ситуации одной из главных задач для китайской банковской системы являлось и является превращение сбережений в инвестиции. Однако решение этой задачи еще до недавнего времени наталкивалось на ряд трудностей, связанных с монополией четырех государственных банков, на долю которых приходилось 90 процентов сбережений и более 80 процентов инвестиций. Объектами кредитования этих банков являлись в основном государственные предприятия, куда поступало 85–90 процентов всех выданных госбанком кредитов.

В качестве третьего звена выступает уровень такого показателя банковской надежности, как «норматив достаточности капитала» (capital adequacy ratio). К примеру, в 2004 году Министерство финансов Китая потратило 32,5 млрд. долларов на пополнение собственного капитала четырех специализированных государственных банков (Промышленный торговый банк, Сельскохозяйственный банк, Народный строительный банк, Банк Китая) с тем, чтобы довести этот показатель до уровня 6 процентов, рекомендованного ОЭСР для стран – членов этой организации. Для того, чтобы его повысить до 10 процентов, то есть до уровня, считающегося приемлемым для развивающихся стран, Китаю требовалось около 100 млрд. долларов (около 10 процентов ВВП Китая).

Еще одним слабым звеном финансовой системы Китая являются высокие затраты на рабочую силу и небольшая производительность труда в китайских банках. В банковском секторе Китая, в 150 тыс. банков и их отделений, занято примерно 1,7 млн. работников. По показателю «отношение активов к числу занятых» – около 750 тыс. долларов – Китай отстает от всех стран мира. Четверка наиболее крупных банков Китая тратит на оплату труда банковских служащих от 85 до 90 процентов своих доходов.

Ко всему этому добавляется  еще одна не менее важная проблема – финансовая система Сянгана (бывшего  Гонконга). Финансовая система Сянгана представляет собой мост между китайской экономикой и мировым финансовым рынком и к тому же весьма развитая и открытая по международным стандартам. Поэтому сохранение баланса фондового и валютного рынка Сянгана жизненно важно для Китая. И, несмотря на собственные большие валютные резервы этого нового административного района Китая, решение данной задачи требует от Пекина постоянного внимания к развитию финансовой ситуации в Сянгане и определенных финансовых затрат, необходимых для того, чтобы защитить гонконгский доллар от периодических атак международных финансовых спекулянтов.

Однако в такой слабости может быть сокрыта и сила. Это  утверждение вполне может быть применено  к финансовой системе Китая. Ключ к пониманию парадокса состоит, как уже отмечалось, в соответствии недостаточно развитой финансово-банковской системы Китая недостаточно свободным рыночным отношениям в нем. Закрытость китайских фондовых рынков от внешнего мира, а также государственная поддержка ведущих банков и отсутствие свободной торговли валютой позволили Китаю не попасть под прямые удары азиатского финансового кризиса, охватившего в 1997 - 1998 годах пять неиндустриальных тихоокеанских экономик: таиландскую, малазийскую, филиппинскую, индонезийскую и южнокорейскую.

Недостаточно развитая, по современным меркам, финансово-банковская система Китая не допустила в  период азиатского финансового кризиса  катастрофического оттока из страны капитала и обвала китайской банковской системы с тяжелыми социальными  последствиями, связанными с неизбежной волной протестов со стороны частных вкладчиков. Финансовая система Китая также оказалась в состоянии не допустить девальвации юаня и позволяет до сих пор не прибегать к ней.

Последнее обстоятельство для Китая имеет большое политическое и экономическое значение. Естественно, что устойчивость китайской национальной валюты на фоне девальвации национальных валют в странах – соседях по региону, не могла не отразиться на позиции китайских экспортеров на азиатских и мировых рынках. Однако твердость Китая в поддержании стабильного курса юаня и его усилия по поддержанию гонконгского доллара способствовали повышению политических акций страны в регионе.

После финансового кризиса  остро возник вопрос о необходимости  реформирования китайской финансово-банковской системы. Руководству страны стало ясно, что при существующей слабости китайских банков открытие финансовой системы внешнему миру опасно повторением азиатского кризиса, но уже на китайской территории. Однако, с другой стороны, без большей степени финансовой открытости и без финансовой либерализации трудно рассчитывать на значительный приток новых иностранных инвестиций. Вывод был сделан весьма логичный: чтобы открыться, надо укрепиться, то есть избавить финансово-банковский сектор от его ключевых проблем – тормозов развития.

Те финансовые реформы, которые сейчас проходят в современном  Китае, нацелены на две основные цели: первая – укрепление финансово-банковской системы для ее дальнейшей либерализации; вторая – поддержание соответствия между банковской системой и проводимой политикой в реальном секторе экономики. В связи с этим предполагаются следующие действия.

Информация о работе Бюджетная система КНР