Бюджетная классификация: значение , принципы построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:13, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие принципов построения бюджетной классификации, состава бюджетной классификации и её значения.
Задачами данной работы является:
1) классификация расходов (разделы, подразделы, статьи и др;
2) взаимосвязь и значение функциональной, экономической и ведомственной классификации;
3) классификация источников финансирования дефицита бюджета;
4) государственный внутренний и внешний долг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Бюджетная классификация……………………………………………………6
2. Классификация доходов и расходов бюджета………………………………13
2.1 Классификация доходов бюджета РФ……………………………………...13
2.2 Классификация расходов бюджета РФ…………………………………….17
3. Дефицит бюджета РФ………………………………………………………...20
4. Виды государственного долга РФ …………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по финансам. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

     Если при составлении проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, это означает, что существует резерв для осуществления дополнительных расходов либо для снижения налоговой нагрузки на экономику. Поэтому российский Бюджетный кодекс предусматривает, что государственный и местные бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита. Если плановый объем доходов оказывается выше расходов, до окончательного принятия закона о бюджете следует сократить профицит в следующей последовательности:

 

1) уменьшить доходы от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - от реализации государственных запасов и резервов);

2) направить средства на дополнительное погашение долговых обязательств;

3) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

     Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

     Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

     Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

     В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.  Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

     В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние источники:

      кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

      государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени  Российской Федерации;

      бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

 

2) внешние источники:

      государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

      кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

     Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций.  Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кредитных организаций.

     По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.  Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.  Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.  Ограничение на размер дефицита местного бюджета - не более 3 процентов от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.

 

4. Виды государственного долга РФ

     Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты).    

     Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

     Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:

отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность); отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);

отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).

     По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

     Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:

      другие государства;

      международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);

      частные фонды – нерезиденты.

     Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

     Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.    

     Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга: погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков; таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества; для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций. действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

     Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:

      население;

      корпорации;

      банки;

       другие финансовые и кредитные учреждения.

     Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. № 115-ФЗ дана классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также видов муниципального долга.

     Согласно данной классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие виды:

      Целевой заем 1990 года.

      Целевые вклады и чеки на автомобили.

      Государственный внутренний заем Российской Федерации 1991года.

      Государственный внутренний заем 1992 года.

      Казначейские обязательства.

      Задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации.

      Государственные краткосрочные облигации (ГКО).

      Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации.

      Государственные гарантии.

      Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации.

      Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации.

      Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ - ПК).

      Государственный сберегательный заем.

      Государственный внутренний целевой заем Российской Федерации для погашения товарных обязательств.

      Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД).

      Индексация вкладов населения.

      Облигации государственных нерыночных займов.

      Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации.

      Задолженность по авалированным векселям Агропромбанку.

      Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФК).

      Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации.

      Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации.

      Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации.

      Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации.

      Задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта Российской Федерации.

      Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования.

      Муниципальные ценные бумаги.

      Муниципальные гарантии.

      Задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг.

      Государственные федеральные облигации (ГФО) .

      Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

 

     Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация устанавливает единство формы бюджетной документации, представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласованных принципов бюджетного процесса.

Информация о работе Бюджетная классификация: значение , принципы построения