Бюджетная классификация: значение , принципы построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:13, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие принципов построения бюджетной классификации, состава бюджетной классификации и её значения.
Задачами данной работы является:
1) классификация расходов (разделы, подразделы, статьи и др;
2) взаимосвязь и значение функциональной, экономической и ведомственной классификации;
3) классификация источников финансирования дефицита бюджета;
4) государственный внутренний и внешний долг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Бюджетная классификация……………………………………………………6
2. Классификация доходов и расходов бюджета………………………………13
2.1 Классификация доходов бюджета РФ……………………………………...13
2.2 Классификация расходов бюджета РФ…………………………………….17
3. Дефицит бюджета РФ………………………………………………………...20
4. Виды государственного долга РФ …………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по финансам. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

     Экономическая    классификация    расходов    бюджетов    РФ

представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она составлена на основании рекомендаций МВФ. Например:

 

     Текущие расходы :

      Закупки товаров и оплата услуг.

      Оплата труда государственных служащих.

      Оплата транспортных услуг.

     Капитальные расходы :

      Капитальные вложения в основные фонды.

      Капитальное строительство.

      Капитальный ремонт.

      Создание государственных запасов и резервов.

     Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в т.ч. за счет кредита Банка России и изменения остатков средств бюджета, государственных ценных бумаг, бюджетных ссуд, полученных от государственных внебюджетных  фондов  и  от  бюджетов  других  уровней,  кредитов международных финансовых организаций , правительств иностранных государств и иностранных банков, изменения золотого запаса в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней).

    Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств привлекаемых правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

     Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ представляет собой группировку долговых обязательств  Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств осуществляемых правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

     Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Она не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям. При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам государственной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, обеспечивать контроль за их исполнением и установить меру ответственности за расходование средств соответствующего ведомства.   Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.  

     Таким образом, бюджетная классификация – это, не только документ, выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет РФ, но и документ, имеющий большое экономическое значение.

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Классификация доходов и расходов бюджета

 

2.1  Классификация доходов бюджета РФ

 

     Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделяются следующие основные группы, подгруппы и статьи доходов.

 

I. Налоговые доходы:

 

1) налог на прибыль (доход) организаций;

 

2) налог на доходы от капитала;

 

3) подоходный налог с физических лиц;

 

4) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

 

• налог на добавленную стоимость;

 

• акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ;

 

• федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы;

 

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

 

• налог с продаж;

 

• единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства — вмененный налог на доходы;

5) налоги на имущество:

 

• налог на имущество физических лиц;

 

• налог на имущество организаций;

 

• налог на недвижимость;

 

• налог на наследование или дарение;

 

6) платежи на пользование природными ресурсами:

 

• платежи на пользование недрами;

 

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

 

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

 

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

• лесной налог;

 

водный налог;

 

• экологический налог;

 

• земельный налог;

 

7) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:

 

• таможенная пошлина;

 

• таможенные сборы;

 

6) прочие налоги, пошлины и сборы:

 

• государственная пошлина;

 

• взносы в государственные фонды;

 

• дорожный налог;

 

• транспортный налог;

 

• налог на игорный бизнес;

 

• налог на рекламу.

 

II. Неналоговые доходы:

 

1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:

 

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

 

• дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

 

• доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности;

 

• проценты, полученные от размещения в кредитных организациях временно свободных средств бюджета;

 

• проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;

 

• доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

 

• перечисление прибыли Центрального банка РФ;

 

• платежи от государственных и муниципальных организаций;

 

• плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместным предприятиям и иностранным юридическим лицам;

 

• прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

 

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

 

• поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;

 

• таможенная пошлина;

 

• таможенные сборы;

 

• поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;

 

• доходы от продажи квартир;

 

• доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, другого оборудования;

 

• доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, кладов и другого имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность;

 

• доходы от реализации государственных запасов;

 

• доходы от продажи земли и нематериальных активов;

 

• поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

 

• административные платежи и сборы;

 

• штрафные санкции, возмещение ущерба;

 

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

 

• прочие неналоговые доходы;

 

3) безвозмездные перечисления:

 

• от бюджетов других уровней;

 

• от государственных внебюджетных фондов;

 

• от государственных организаций;

 

• от наднациональных организаций;

 

• средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;

 

4) доходы целевых бюджетных фондов:

 

• дорожные фонды;

 

• экологические фонды;

 

• фонд развития таможенной системы РФ;

 

• государственный фонд борьбы с преступностью;

 

• фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

 

• целевой фонд Федеральной пограничной службы РФ;

 

• целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.

 

 

2.2  Классификация расходов бюджета РФ

 

     Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

     Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерация являются разделы.

     Вторым уровнем - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

     Классификация целевых статей расходов бюджетов образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

     Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.  Возврат бюджетных ссуд, возврат средств федерального бюджета, выделенных предприятиям и организациям для финансирования программ конверсии оборонной промышленности, погашение иных бюджетных ссуд (кредитов) в части погашения основной суммы долга показываются в соответствующих разделах, подразделах утвержденной функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации со знаком"минус", а процентные платежи - в классификации доходов бюджетов Российской Федерации, так как отражение объемов погашения по доходам бюджетной классификации приведет к двойному счету средств бюджета как при планировании, так и при исполнении бюджета.   Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию и отражает виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

 

     Функциональная классификация расходов бюджетов РФ включает следующие разделы:

 

• государственное управление и местное самоуправление;

 

• судебная власть;

 

• международная деятельность;

 

• национальная оборона;

 

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

 

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

 

• промышленность, энергетика и строительство;

 

• сельское хозяйство и рыболовство;

 

• охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

 

• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

 

• развитие рыночной инфраструктуры;

 

• жилищно-коммунальное хозяйство;

 

• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

 

• образование;

 

• культура, искусство и кинематография;

 

• средства массовой информации;

 

• здравоохранение и физическая культура;

 

• социальная политика;

 

• обслуживание государственного долга;

 

• пополнение государственных запасов и резервов;

 

• финансовая помощь бюджетам других уровней;

 

• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

 

• мобилизационная подготовка;

• прочие расходы;

 

• целевые бюджетные фонды.

 

     Экономическая классификация расходов бюджетов включает следующие статьи:

 

1) текущие расходы:

 

• выплаты процентов;

 

• субсидии и текущие трансферты;

 

• оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом;

 

2) капитальные расходы:

 

• капитальные вложения в основные фонды;

 

• создание государственных запасов и резервов;

 

• приобретение земли и нематериальных активов;

 

• капитальные трансферты;

 

3) предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения:

 

• предоставление кредитов (бюджетных ссуд);

 

• предоставление государственных кредитов правительствам иностранных государств;

 

• возврат государственных кредитов правительствами иностранных государств;

 

• итого расходов.

 

3. Дефицит бюджета РФ

    

     Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами.       

     Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.   Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Информация о работе Бюджетная классификация: значение , принципы построения