Банковская система как объект регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить структуру банковского регулирования, законодательство о правовом регулировании банковской деятельности, рассмотреть, как государственные органы реализуют правовые принципы государственного регулирования банковской деятельности.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
1) Подобрать материал;
2) Раскрыть понятия банковского регулирования;

Содержание

Введение
Глава 1. Банковская система как объект регулирования.
1.1. Понятия формы и методы государственного регулирования

1.2. Законодательство о правовом регулировании банковской деятельности

1.3. Реализация государственными органами правовых принципов государственного регулирования банковской деятельности в Российской Федерации

Глава 2. Центральный Банк России как орган банковского регулирования и надзора.
2.1. Регистрация и лицензирование деятельности коммерческих банков

2.2. Полномочия Банка России в сфере надзора и инспектирования за банковской деятельностью

2.3. Ответственность за нарушение банковского законодательства

Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсаааааач.docx

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России (Приложение №1,2). Однако в регистрации кредитной организации может быть отказано. Основаниями к отказу могут быть:

1) Несоответствие кандидатов  на должности руководителей исполнительных  органов и (или) главного бухгалтера  квалификационным требованиям, установленным  в законе. Под таким несоответствием  понимается отсутствие у них  высшего юридического или экономического  образования и опыта руководства  отделом или иным подразделением  кредитной организации, связанного  с осуществлением банковских  операций, либо опыта руководства  таким подразделением не менее  двух лет; а также наличие судимости  за совершение преступлений против  собственности, хозяйственных и  должностных преступлений; совершение  в течение года административного  правонарушения в области торговли, финансов, установленного вступившим  в законную силу постановлением  органа, уполномоченного рассматривать  дела об административных правонарушениях; наличие в течение последних  двух лет фактов расторжения  с указанными лицами трудового  договора (контракта) по инициативе  администрации в связи с совершением  виновных действий работником, непосредственно  обслуживающим денежные или товарные  ценности, если эти действия дают  основание для утраты доверия  к нему со стороны администрации;

2) Неудовлетворительное  финансовое положение учредителей  кредитной организации или невыполнение  ими своих обязательств перед  федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов РФ и местными бюджетами  за последние три года;

3) Несоответствие документов, поданных для государственной  регистрации  и получения лицензии, требованиям федеральных законов.

Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной  форме и должно быть мотивировано.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на  осуществление банковских операций, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего  решения могут быть обжалованы в арбитражный суд. Физические лица, указанные в настоящей статье,  вправе в судебном порядке обжаловать признание Банком России их деловой репутации не соответствующей установленным настоящей статьей требованиям. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 146-ФЗ)

 

2.2 Полномочия Банка России  в сфере надзора и инспектирования  за банковской деятельностью

 

Реализуя свои надзорные функции, Банк России обрабатывает (изучает, анализирует и обобщает) поступающую банковскую информацию, непрерывно наблюдает за состоянием банковской системы и за деятельностью кредитных организаций. Суть наблюдения состоит в осуществлении специальных мер, направленных на постоянный сбор, пополнение и обновление информации, касающейся банковской деятельности кредитных организаций, на оценку, анализ и прогноз состояния и динамики явлений и процессов, происходящих в денежно-кредитной сфере России. Наблюдение (как правовая форма банковского надзора) именуется также документарным, или дистанционным, надзором. Однако и в теории, и на практике признается, что «одно из главных ограничений, связанных с документарным надзором, состоит в том, что он основывается на статистических данных и сведениях, передаваемых самими банками. Это означает, что с возрастанием серьезности проблем, с которыми сталкивается тот или иной банк, снижается вероятность получения от него адекватной и полной информации о действительной ситуации. В процессе банковского надзора помимо наблюдения применяется и такая форма, как проверка, которая может быть проведена как выездом на место, так и без выезда. Проверка является наиболее эффективной формой банковского надзора. В особенности это касается непосредственных проверок кредитных организаций. Главная цель надзорных проверок - определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитных организаций, их филиалов, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения ими действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

Механизм банковского надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности. Основными методами являются:

- пруденциальный (дистанционный, документальный) надзор - на основании форм отчетности, предоставленных кредитными организациями в Центральный Банк)

- инспектирование (инспекционные  проверки деятельности кредитных  организаций с выездом на места)

Пруденциальный метод заключается в проверки отчетности коммерческой организации, контроле за соблюдением экономических нормативов. Его задача заключается в том, чтобы посредством постоянного мониторинга деятельности кредитной организации на возможно ранней стадии обнаруживать возникающие в ее деятельности проблемы, обострение которых может вызвать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, подорвать платежеспособность кредитной организации и, в конечном счете, привести ее к банкротству.

Пруденциальный надзор позволяет также своевременно применить к банку адекватный комплекс корректирующих мероприятий, направленных на преодоление выявленных в деятельности кредитной организации негативных явлений и тенденций.

Этот надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется в Российской Федерации территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения кредитной организации.

 

Информационной базой пруденциального надзора являются:

 ● отчетность кредитных организаций (включая консолидированную отчетность банковской/консолидированной группы, банковского холдинга в случае, если кредитная организация является головной организацией или участником банковской/консолидированной группы, банковского холдинга);

 ● акты инспекционных проверок;

 ● данные, полученных в ходе посещения кредитной организации сотрудниками надзора, совещаний с руководством (руководителями подразделений) кредитной организации либо путем запроса информации от кредитной организации;

 ● внутренние документы кредитной организации, регламентирующие порядок, процедуры контроля за рисками, функционирования системы и службы внутреннего контроля, бизнес-планы и др.;

 ● аудиторские заключения;

 ● сведения из средств массовой информации, включая электронные;

 ● другая существенная с точки зрения деятельности кредитной организации информация.

 

Не реже одного раза в месяц надзорные подразделения территориальных учреждений Банка России анализируют текущее финансовое состояние поднадзорных кредитных организаций. По итогам такого анализа выносится оценка финансовой устойчивости, а также, в случае необходимости, принимается решение о применении к кредитной организации корректирующих мер надзорного характера.

 

Банк России располагает достаточно широким набором инструментов, обеспечивающих осуществление адекватного анализа и оценки деятельности кредитных организаций. В частности, анализ финансового состояния кредитных организаций проводится в соответствии с рекомендациями (методикой) по анализу финансового состояния банка, одобренными представителями миссии МВФ в Москве и реализованными в программном комплексе «Анализ финансового состояния банка». Анализ основывается на использовании системы показателей, характеризующих деятельность банка и виды принимаемых рисков с выявлением взаимосвязи между показателями, изучении факторов изменения этих показателей и величин принимаемых рисков, сравнении показателей анализируемой кредитной организации со средними показателями по группе однородных банков и по банковской системе в целом. В рамках анализа решается задача выявления в деятельности банка областей повышенного риска, определения факторов, влияющих на изменение характера принимаемых им рисков, а также выявления у банка проблем на возможно более ранних стадиях их возникновения, получения достоверной картины текущего финансового состояния банка, существующих тенденций его изменения и прогноза на перспективу до одного года. Проводится также оценка представляемой кредитными организациями в Банк России отчетности на предмет ее достоверности.

По результатам анализа составляется мотивированное суждение о степени финансовой устойчивости банка, о направлениях в его деятельности, которые подлежат инспекционной проверке.

В настоящее время оценка финансовой устойчивости кредитной организации осуществляется в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 г. № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». При этом оценка базируется, в основном, на оценке состояния собственных средств (капитала) и ликвидности кредитной организации. По результатам оценки кредитные организации классифицируются на финансово стабильные (I категория) или проблемные (II категория). В рамках каждой из указанных категорий выделяются по две группы (всего четыре группы).

Для классификации кредитных организаций по формализованным критериям разработано программное обеспечение. Для вынесения оценки территориальное учреждение использует также мотивированное суждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк России» 
 Анализ финансового состояния Сберегательного банка за период с 2007-2009 год.  

Таблица "Итоги деятельности Сбербанка Росси по состоянию на  01 января 
2008 - 2010гг., млрд. руб."

п/п

Показатель

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

Прирост,% 
 
2008-2009г. 

Прирост,% 
 
2009-2010г.

1

капитал

323,2

675,6

774,5

109,0%

14,6%

2

прибыль

22,5

153,06

136,9

24,9%

-10,6%

3

чистая прибыль

87,9

116,7

109,9

32,8%

-5,8%

4

Кредитный портфель

1 933,1

4103,9

5561,2

112,3%

35,5%

5

в том числе кредитование юридических лиц (без МКБ)

1 405,6

79,7

331,3

118,9%

29,1%

6

остаток средств на счетах физических лиц

1 500,1

2676,1

3106,4

77,1%

16,3%

7

остаток средств на счетах юридических лиц

 

 

583,4

 

 

1327,8

 

 

1 785,2

120,6%

38,7%

8

Отношение затрат к доходам (Const/Income)

 

37,4%

 
40,1%

 
43,1%

7,2%

7,5%



 

         За анализируемый период все показатели в динамике имеют тенденцию роста, не смотря на кризисные явления в экономике, так в течение 2009 года в условиях сложной ситуации в российской и мировой экономике Сбербанк России активно наращивал операции кредитования. Объем кредитного портфеля на 1 января 2010 года составил 5 561 млрд. рублей. За год банк увеличил остаток кредитного портфеля на 35,5% или на 1 457 млрд. рублей, что больше прироста за 2008 год (1 392 млрд. рублей).

 

         Активное кредитование национальной экономики позволило за год увеличить кредитный портфель корпоративных клиентов почти на 900 млрд. рублей, частных клиентов – более чем на 300 млрд. рублей.

          В течение 2009 года банк выдал корпоративным клиентам около 5 трлн. рублей в виде кредитов (из них более 450 млрд. рублей в декабре). Кроме того, банк финансировал корпоративный сектор, приобретая облигации российских эмитентов: объем сделок за год составил около 70 млрд. рублей, за декабрь – около 3 млрд. рублей.  Среди предприятий, получивших кредитные ресурсы от банка, – субъекты малого бизнеса, предприятия оборонно-промышленного комплекса, компании, осуществляющие строительные, инвестиционные проекты и другие компании, представляющие практически все отрасли экономики страны.

         За 2009 год средства на счетах физических лиц и средства юридических лиц в совокупности увеличились на 22,3% до 4 875 млрд. рублей.

         Капитал банка достиг 774,5 млрд. рублей, увеличившись с начала текущего года на 73,3% за счет  увеличения уставного капитала и дополнительной эмиссии акций.

         Банк продолжает последовательно работать над сокращением издержек и оптимизацией структуры затрат. Отношение затрат к доходам (Cost/Income) по сравнению с показателем за 2008 год улучшилось на 3 процентных пункта и составило 43,1%.

        За 2009 год прибыль до уплаты налогов  снизилась на 10%  и составила136,9  млрд. рублей, чистая прибыль составила 109,9 млрд. рублей. Такие изменения связаны с увеличением объёма резервов на возможные потери по ссудам в период  нестабильной экономической ситуации в стране.

        Активы банка увеличились в 2009 году на 37,6% и составили 6776,0 млрд. руб. Основной источник роста активов – кредитный портфель.

         Портфель кредитов корпоративным клиентам вырос на 29,1% и достиг 3 972,9 млрд.руб. 
        Портфель кредитов физическим лицам вырос в 2009 году на 32,7% и достиг 1 257,0 млрд руб.

         Объем портфеля ценных бумаг остался на прежнем уровне, при этом его доля в совокупных активах несколько снизилась. На 93,3% портфель представлен долговыми инструментами.

Информация о работе Банковская система как объект регулирования