Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие и анализ понятия банковской системы РФ, ее строения и развития.
Объект данной работы - это совокупность банковских учреждений составляющих единую взаимосвязанную систему, которая регулируется посредством деятельности Центрального банка. Предмет - механизм и проблемы функционирования, тенденции развития банковской системы в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Структура банковского сектора………………………………………. 5
1.2. Центральный Банк, его функции……………………………………………………... 11
1.3. Коммерческий банк, его функции……………………………………………………. 15

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Формирование банковской системы РФ………………………… 18
2.2. Развитие банковской системы на современном этапе…………………………………………………………………... 23
2.3 Основные направления совершенствования российской банковской системы ………………………………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………….. 36
Список литературы ………………………………………………………... 38

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская Система.docx

— 70.62 Кб (Скачать файл)

2.Повышение капитализации банковской  системы                                            Мерами в данном направлении  могут быть: введение нулевой  ставки налога на прибыль в  случае ее реинвестирования в  собственный капитал банка, освобождение  от налогообложения части прибыли  инвесторов, направляемой на формирование  уставного капитала банков, законодательное  упрощение регулирования капитала  банков.         3.Консолидация банковского сектора.                                     Это направление призвано повысить устойчивость банковской системы и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению отечественных производителей. В данном направлении положительную роль может сыграть механизм предоставления капитала крупнейшим банкам (в том числе частным) для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию, предоставляемому Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства.       4.Формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка. Учитывая острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие меры:                                  -обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;                                                                                                   -увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум до 3 млн. руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;                                                                                       -страхование средств юридических лиц в банках;                                                                      -законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов - данный законопроект уже внесен на рассмотрение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации;                                                                                                 -предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную  думу.                                                                     5.Расширение спектра государственных гарантий.                               Государственные гарантии - одно из важнейших направлений укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счёт:                                       -поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара);                                                                   --включения 30 - 50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;                                                                                                             -покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты (в том числе ипотечные) в результате кризиса.             В специальной поддержке нуждается Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) как организация, отвечающая за стимулирование первичного спроса. От работы Агентства во многом зависит существование ипотечного рынка, а значит, и строительной отрасли в целом. 6.Упорядочение рынка проблемных активов.                  Важным условием укрепления банковского сектора является упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими. Для облегчения доступа банков к публичной финансовой информации было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России.      Кроме того, необходимы меры в области учета и распоряжения имуществом: формирование единой системы учета (регистрации) залога движимого имущества, создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков, ввод упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных со взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество.   Также необходимо обеспечить возможность погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.  7. Повышение прозрачности и технологичности банковской системы               Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора - обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:                                              -установление для 30 - 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;                                                   -введение дифференцированной системы надзора за банками;                                                 -передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;                                                                                                          -разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту;                                                                                                                                  -переход на электронный формат подачи отчетности банков;                                                      -совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета (вклады) физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.  Антикризисные меры для реального сектора экономики.  [24]           Не должен остаться без внимания и нефинансовый сектор - реальная экономика. В качестве приоритетных мер следует отметить:                                                                            -снижение налоговой нагрузки. Решение о снижении налога на прибыль, принятое в конце 2008 г., является, несомненно, правильной мерой. Однако она может оказаться в нынешних условиях недостаточной. Прибыль российских предприятий в 2008 г. по сравнению с 2007 г. снизилась в 8,5 раза.                       По прогнозам, 4/5 предприятий будут иметь по итогам 2009 г. либо нулевую прибыль, либо убыток. Наиболее действенной мерой могло бы стать снижение НДС и ЕСН. Такая мера охватила бы фактически все предприятия;                                                       -сдерживание и по возможности снижение тарифов естественных монополий;                                                                                                                    -финансирование инфраструктурных проектов. Инвестиции в инфраструктуру (транспортные сети, социальное жилье, объекты электроэнергетики) позволят стимулировать спрос на продукцию большего количества предприятий, создать дополнительные рабочие места, заложить основу для экономического роста после кризиса;        -реализация мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Для этого необходимо внедрить механизм, позволяющий банкам рефинансировать портфели кредитов малому и среднему бизнесу путем их секьюритизации, организовать систему гарантийных фондов, предоставляющих поручительство за заемщиков, не имеющих достаточного залогового обеспечения. Кроме этого, целесообразно организовать систему финансирования малого и среднего бизнеса со стороны специализированных фондов и микрофинансовых организаций.     Преимущества комплексной реализации данных антикризисных мер для реального сектора экономики очевидны: они охватывают фактически все предприятия, стимулируют спрос на продукцию большего количества участников рынка, снижают платежную нагрузку на предприятия и повышают их экономическую активность, закладывают основу для экономического роста после кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод о  том, что роль банковской системы  в экономике любой страны чрезвычайно  велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния  между Центральным банком и коммерческими  банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики  страны.      Российские коммерческие банки, пройдя период становления, превратились в мощные финансовые структуры и стали играть важную роль в сложных процессах преобразования общества и экономики. В эти годы заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты, подготовлены квалифицированные специалисты. Значительные капиталы, активное участие в приватизации наиболее перспективных предприятий и секторов экономики, разнообразная коммерческая и инвестиционная деятельность, тесное взаимодействие с различными структурами власти - вот далеко не полный перечень факторов, обусловливающих серьезное влияние сравнительно молодых российских банков на экономическую жизнь страны. Безусловно, в работе банков были и определенные недостатки: в менеджменте, в кредитной политике, в работе с персоналом и т.д. Однако это были в основном издержки быстрого роста, и банковская система была способна и готова со временем их устранить, ориентируясь на международные стандарты и правила. Однако августовский финансовый кризис 1998 г. нанес серьезный разрушительный удар по российской банковской системе.    Для совершенствования российской банковской системы требуют своего решения следующие проблемы:        -реструктуризация всей банковской системы страны с целью увеличения банковского капитала, повышения качественной базы обслуживания клиентов;

-рекапитализация банков и принципиальный поворот во взаимоотношениях со сферой материального производства, что создаст прочную экономическую среду для развития банковского бизнеса на здоровой основе;                        -повышение внимания банков к ограничению рыночных рисков;                            -восстановление доверия к банковской системе всех слоев населения России. Реализация этих и других мер позволит восстановить деятельность банковской системы и создать условия для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повысить ответственность руководителей и собственников банков за результаты своей деятельности по управлению банком.            Банки являются неотъемлемым элементом современной экономической системы. Сущность банковского дела состоит в извлечении дохода из распоряжения временно свободными денежными средствами. Банки являются основой экономики, своеобразной кровеносной системой экономического общества. Без них не может существовать современное общество, так, как именно банки, являясь центром через которые осуществляются платежи, формируют нормальное функционирование предприятий, проведение платежей и расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 2 декабря 1990 года в редакции, введённой в действие с 10 февраля 1996 года Федеральным законом от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ, с изменениями на 3 мая 2006 года, входящими в действие с 1 января 2007 года.

2. Ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 18 июля 2005 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г., N 28, ст. 2790.

4. Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М.. 2008

5. "Полярная Звезда" // Статьи / экономика / Борис Борисов

6. http://books.efaculty.kiev.ua/bank/2/g12/

7. Алексеев М.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит / М.Ю. Алексеев. - М.: Финансы и статистика, 2004.

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.cbr.ru/, свободный.

9. Финансы и кредит: учебное пособие / Гринкевич Л.С. и др. Изд-во НТЛ, 2006

10. http://www.cbr.ru/

11. О банках и банковской деятельности: // Консультант Плюс.

12. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России / А.Г. Братко. М.: Спарк, 2001

13. Положение Банка России N 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»)

14. Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);

15. Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2005.

16. Ильинский И.В. Россия на пути к созданию института кредитных историй.//Банковское дело.-2003.-№ 7.

17. Деньги, кредит, банки. Учебник / Под редакцией Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт-Издат, 2006.

18. Иванова С. П. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация, 2007.

19. Шатковская Т. Развитие региональных рынков банковских услуг в 2005-2009 годах// Банковское дело №12 за 2007 год.

20. Гадимов Г.М. Банковское и кредитное дело/Перспективы развития банковского сектора М.: Постскриптум. - 2008.

21. Юдина И. Банки и банковская система / И.Юдина. - Барнаул, Изд-во ВЗФЭИ, 2007.

22. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.bankir.ru, свободный

23. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.credit.ru/, свободный

24. [Электронный ресурс]. Режим доступа www.bank24.ru, свободный

25. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.deloitte.com, свободный

26. http://analytics.interfax.ru/bankfin.html-Еженедельный информационно-аналитический бюллетень "Банки и Финансы".

27. [Электронный ресурс]. Режим доступа www.cbr.ru, свободный

 


Информация о работе Банковская система