Аудит расчета по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы: изучения аспектов аудита операций по оплате труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение и ознакомление с трудовым законодательством и нормативной базой расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц;
проверка соблюдения законодательства о труде;

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит расчета по оплате труда.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

     Как было оговорено выше, аудиторская  проверка операций по оплате  труда проводилась на материалах ООО «111». Штат бухгалтерии состоит из 3 человек: главный бухгалтер, бухгалтер и бухгалтер – кассир. Работа бухгалтерии строится на основании «Положения о бухгалтерии», которое является приложением к приказу «Об учетной политике». Для каждого бухгалтера разработана должностная инструкция. Работники ознакомлены с ней под роспись. Бухгалтерский учет ведется с использованием программного продукта – бухгалтерской программы «БЭСТ-4». Все рабочие места автоматизированы, система является сетевой.

     Согласно программе аудита описанной в таблице 2 проведение аудита начнем с аудита тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета и воспользуемся схемой 1, описанной выше. Сопоставим данные, отраженные в Балансе (форма № 1) по состоянию на 1 января 2003г. и данными по счету 70 в Главной книге. Строка 624 пятого раздела пассива баланса на 1 января 2003г. (приложение 4) определяет задолженность перед персоналом организации в размере 37 719 руб. Сумма задолженности отраженная в Главной книге по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (приложение 5) на эту же дату равна 37 719.08 В данном случае тождество установлено. Таким же образом устанавливается тождество меду учетными и отчетными данными синтетического и аналитического учета.

На следующем этапе аудита ознакомимся с порядком оформления

первичных документов. Хочется отметить, что предприятием используются только унифицированные формы первичных документов по учету персонала и рабочего времени, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичных учетных документов по учету труда и его оплаты».

      При приеме на работу на  каждого сотрудника оформляется  пакет документов, который включает  в себя:

  • заявление о приеме на работу с указанием должности, на которую претендует принимаемый сотрудник;
  • копию паспорта;
  • копию документа об образовании;
  • копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
  • копию свидетельства о присвоении ИНН;
  • личную карточку (по форме № Т-2);
  • заявление о предоставлении стандартного налогового вычета на содержание детей с приложением необходимых документов;
  • трудовую книжку.

     В связи с отсутствием в  штате должности инспектора отдела  кадров, выполнение его обязанностей  приказом возложено на главного бухгалтера.

     С каждым сотрудником заключается  трудовой договор (приложение 1), в  котором описываются права и  обязанности сторон, срок действия  договора, режим и условия труда, сроки и порядок оплаты труда. Договора заключены в письменной форме, номер трудового договора совпадает с табельным номером сотрудника. Трудовые договора заключаются в двух экземплярах, один из которых отдается работнику под роспись.

     Если должностными обязанностями  предусмотрена материальная ответственность, в обязательном порядке заключается письменный договор о полной материальной ответственности  также в двух экземплярах.

     В связи с тем, что предприятие  относится к сфере материального  производства, при принятии на  работу работников некоторых профессий требуется прохождение медицинского осмотра. Данная норма утверждена Приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 № 90 (ред. от 06.02.2001г.) «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии». В таком случае предоставляется справка из медицинского учреждения о допуске работника к выполнению служебных обязанностей. Один раз в год сотрудники, подлежащие периодическому осмотру, проходят медицинский осмотр. Список сотрудников в обязательном порядке согласовывается с ГУ ЦГСЭН в районе нахождения предприятия.

     При проверке правил учета  рабочего времени выяснено, что  предприятие работает по графику  пятидневной рабочей недели с  двумя выходными днями в субботу  и воскресенье. При составлении графиков работы предприятием используется производственный календарь на 2003 год, опубликованный в газете «Экономика и жизнь», № 52, 2002г. Исчисленные в указанном порядке нормы рабочего времени используются также при заполнении табелей учета использования рабочего времени (типовая межотраслевая форма Т-13). Табеля составляются по структурным подразделениям (приложение 2).

     Расчет заработной платы производится  с использованием автоматизированной  системы «БЭСТ-4». Предприятием используется повременная система оплаты труда. Для расчета бухгалтером используются не только табеля учета использования рабочего времени, но и другие документы: записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (приложение 3), приказы (распоряжения) руководителя о поощрении работников, листки нетрудоспособности и другие.  По окончании расчета бухгалтером оформляются выходные формы: лицевые счета на каждого сотрудника (приложение 6) с указанием необходимой информации о начислениях и удержаниях, и платежные ведомости которые передаются бухгалтеру- кассиру, для выдачи заработной платы.

     Депонированной заработной платы  на предприятии нет.

     По результатам аудита оформления  первичных документов по учету  персонала и рабочего времени  можно сделать вывод о том, что предприятием соблюдаются требования нормативных документов о порядке оформления первичных документов с использованием унифицированных форм. Замечаний нет.

     Следующим этапом аудита является  аудит системы начислений заработной  платы. В связи с соблюдением администрацией предприятия  режимов труда и отдыха не обнаружено начислений за сверхурочную работу и работу в ночное время. Также отсутствуют начисления за работу в выходные и праздничные дни. К должностному окладу предприятием применяется районный коэффициент в размере 25%. Основанием применения данного коэффициента является Постановлении Администрации Новосибирской области от 20.11.1995 № 474, установившей повышенный районный коэффициент к заработной плате на всей территории области. Районный коэффициент выделен отдельной строкой также в штатном расписании предприятия и в приказах о приеме на работу.

     Документального подтверждения  расчетов по оплате простоев  и брака на данном предприятии  также нет. Возможно, они отсутствуют, либо администрацией не отражаются.

    При изучении расчетных ведомостей  было обнаружено, что в связи  с несвоевременной выплатой заработной  платы предприятием в пользу  сотрудников начисляются проценты. Согласно ст. 236 ТК РФ размер  процентов не может быть ниже  одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Предприятие применяет эту статью в расчетах с отнесением суммы процентов на счет 99.

     При ознакомлении с порядком  расчета пособий, выплачиваемых  за счет средств Фонда социального  страхования, отмечено, что приказом  генерального директора назначен  уполномоченный по социальному страхованию в лице главного бухгалтера. В связи с небольшой численностью создавать комиссию нет необходимости. Листки нетрудоспособности оформлены в соответствии с правилами, присутствуют подписи всех лиц. Ведется книга учета листков нетрудоспособности. Бухгалтером также составляется расчет пособий по свободной форме, который прикладывается  к расчетам по оплате труда. Листки нетрудоспособности хранятся в отдельной папке.

             При приеме на работу сотрудником  в бухгалтерию представляется также справка о доходах физического лица и едином социальном налоге (взносе)  по форме 2-НДФЛ, выданная на предыдущем месте работы, для правильного применения налоговых вычетов на содержание детей и самого сотрудника. Справка также прилагается к расчетам по оплате труда в месяце приема сотрудника на работу. 

     Учредительными документами и  приказом об учетной политике  на предприятии не предусмотрено  образование резервов: на предстоящую  оплату отпусков, на выплату ежегодного  вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам года.

     При аудите удержаний из заработной  платы не выявлено неверно  отраженных или искаженных ситуаций. Имеется один сотрудник, уплачивающий  алименты. В наличии есть исполнительный  лист, который зарегистрирован в журнале учета движения исполнительных листов.

     Удержаний по инициативе администрации  нет.

     Но в ходе аудита обнаружено  отсутствие заявлений работников  о выдаче денег из кассы  подотчет, которые должны быть  приложены к расходным кассовым  ордерам. На данное обстоятельство было обращено внимание руководителя и главного бухгалтера. Авансовые отчеты проверены аудитором на предмет правильности их оформления, соответствия сумм представленных в оправдательных документах суммам, отраженным в авансовых отчетах. Авансовые отчеты представляются в бухгалтерию предприятия своевременно. С лицами, имеющими право на получение денежных средств в подотчет заключены договора о полной материальной ответственности.

     В ходе аудита системы начислений  заработной платы других нарушений не выявлено.

            Следующим этапом аудита будет  выявление правомерности отнесения  на себестоимость продукции выплат, начисленных персоналу предприятия. Согласно приказу «Об учетной  политике» данного предприятия, заработная плата основного производственного персонала подлежит отражению на счете 20 субсчет 2. Заработная плата административно-управленческого персонала отражается на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (приложение 7). В связи с тем, что расчет заработной платы производится автоматически, бухгалтер при заведении карточки лицевого счета вновь принятого сотрудника сразу делает привязку к счету отнесения затрат по оплате труда. Так как предприятие не имеет побочных видов деятельности, бухгалтеру не составляет труда определить счет для отнесения этих расходов. При проверке правомерности отнесения на себестоимость выплат, начисленных персоналу, было отмечено, что средства, направляемые на оплату труда, распределяются по соответствующим источникам ее образования правильно и экономически обоснованно.

     Предприятием не осуществляется  отнесение расходов по подготовке  и переподготовке кадров не  себестоимость продукции в связи  с их отсутствием. При ознакомлении  с договорами,  было отмечено  наличие ученических договоров. Предприятие предоставляет производственную базу для прохождения практики учениками профессионального училища по профилю предприятия. На время прохождения практики за учениками сохранялась стипендия, выплачиваемая училищем. Поэтому каких-либо дополнительных начислений ученикам предприятие не производило.

     При проведении аудита расчетов  по единому социальному налогу  не было отмечено арифметических  ошибок при расчете. Декларации  и расчеты по авансовым платежам  единого социального налога в  ИМНС сдаются вовремя. 

     При отнесении начисленного единого социального налога бухгалтерией предприятия используется тот же принцип, что и для отнесения затрат по оплате труда – производство или административно-управленческий персонал. Принцип выполняется неукоснительно, нарушений не выявлено.

 

Заключение

 В ходе  проведения аудиторской проверки  были изучены нормативные документы, даны основные понятия, определения  и классификации понятий, используемых  в ходе проведения работ. Большое  внимание было уделено изучению  документов, регулирующих организацию и порядок ведения учета на данном предприятии. Приказ «Об учетной политике» состоит из различных приложений, в которых подробно освещены правила бухгалтерского учета, применяемые на этом предприятии. Очень подробно описаны методы оценки активов и обязательств. Порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств также подробно описан в приказе. В приказе нашли отражения План счетов, используемый бухгалтерией для ведения бухгалтерского учета и График документооборота. Отдельным приложением выделена «Учетная политика для целей налогообложения». Штатное расписание, график отпусков, соглашения о конфиденциальности, книга учета движения трудовых книжек – имеется и используется в работе.   

     Использованная методика проведения  аудита позволила провести аудит расчетов по оплате труда практически сплошным способом. Аудит показал не только высокий уровень профессиональной подготовки работников бухгалтерии, но и хорошее знание ими нормативной базы по данному участку учета. Оформление документов и порядок учета операций соответствуют требованиям, предъявляемым к ним. В ходе аудита не выявлено существенных ошибок или нарушений, способных повлиять на изменение финансовых результатов деятельности предприятия. Однако имел место недочет, который следует устранить. Это - отсутствие заявлений на получение денежных средств из кассы подотчет.  Хотелось бы отметить, что требования главного бухгалтера в части порядка оформления первичных документов на данном предприятии являются обязательными для всех сотрудников и выполняются неукоснительно, что снижает вероятность ошибок.

     В качестве рекомендаций можно  посоветовать администрации предприятия  разработать Положение о премировании  сотрудников, для стимулирования  более высоких производственных  показателей. Отсутствует также коллективный договор, но настаивать на его принятии нельзя.  

     В связи с тем, что проверке  подвергалась лишь документация  в части операций по оплате  труда недостаточно оснований  для формулирования аудиторского  заключения в целом по предприятию. Соблюдая принцип существенности, используя аудиторские процедуры и их результаты, можно составить условно положительное аудиторское заключение по аудиту операций по оплате труда. 

 

Библиографический список

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.07.2003) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст.3340
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001
  3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (изменениями и дополнениями от 23.07.1998 № 123-ФЗ).
  4. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Финансовая газета», № 33, 2003
  5. Приказ МНС РФ от 09.10.2002 № БГ-3-05-550 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций, индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, и инструкции по ее заполнению» // «Российская газета», № 215, 2002
  6. Постановление Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» // «Финансовая газета», № 20, 2001
  7. Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (ред. от 15.11.2002) «Об установлении норм расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» // «Российская газета», № 28, 13.02.2002
  8. Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У «О процентной ставке рефинансирования установленной с 21 июня 2003 года» // «Вестник банка России», № 35, 25.06.2003
  9. Постановление Администрации Новосибирской области от 20.11.1995 № 474 «О введении повышенного районного коэффициента к заработной плате на территории области» // «Советская Сибирь», № 226, 28.11.1995
  10. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 № 90 (ред. от 06.02.2001) «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» // «Новая аптека» № 4, 2002, приложение № 1-2002 к журналу «Здравоохранение» 
  11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001. – 176с.
  12. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету. М.: Кнорус, Новосибирск.: ЭКОР, 2001.- 797с.
  13. Микушина М.Н., Больничный лист. Серия «Закон для всех». – Новосибирск.: Издательский центр Мысль, 2003.- 64с.
  14. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 240с.
  15. Стандарты аудиторской деятельности. – М.: Издательство ПРИОР, 2002.- 520с.

Информация о работе Аудит расчета по оплате труда