Аудит расчета по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы: изучения аспектов аудита операций по оплате труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение и ознакомление с трудовым законодательством и нормативной базой расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц;
проверка соблюдения законодательства о труде;

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит расчета по оплате труда.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

 

     Проверенные аудитором первичные  учетные документы организации  записываются в рабочие документы  аудитора формы РД-1(Д) (табл. 6)

Таблица 6

Рабочий документ аудитора                                                     Форма № РД-1 (Д)

 

Аудит оформления первичных учетных документов

Организация ____________                                    Аудитор ________________

Дата начала проверки ___________

Отдел __________________                         Дата окончания проверки________

Телефон _________

Проверяемый период __________

Дата про-ведения проверки

Объект проверки

Наимено-вание проверя-емого документа

Дата (период) со-ставления документа

Номер документа

Содержание хозяйст-венной операции

Зак-лючение аудитора об отсут-ствии нарушений или о характере выявлен-ных нарушений


 

     Рабочий документ использован (не  использован) при составлении аудиторского  отчета (ненужное зачеркнуть)

                                         Рабочий документ принят

Аудитор ________________                                     _____________ (Ф.И.О.)

                                                                                   «___» __________ 200__г.

а) документы, по которым выявлены нарушения и (или) у аудитора возникли в ходе аудита вопросы, записываются в рабочий документ аудитора по всем его графам;

б) документы, проверенные аудитором, по которым нарушения не выявлены и (или) у аудитора вопросов не возникло, записываются в рабочий документ аудитора единым пакетом однородных документов с указанием их наименования, номеров и даты составления. В последней графе рабочего документа аудитора производится отметка «Нарушений не выявлено».

     Результаты нарушений, выявленных при проведении формальной и арифметической проверок, обобщаются в отчетных документах аудитора формы ОД-1(Д) и ОД-2(Д) .                                    

 

1.4. Методы получения  аудиторских заключений.

     При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используются следующие методы и приемы:

проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;

устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

     Проверка арифметических расчетов  клиента (пересчет) используется

для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.

     Проверка соблюдения правил учета  отдельных хозяйственных операций  позволяет аудиторской организации  осуществлять контроль над учетными  работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.

     Подтверждение используется для  получения информации о реальности  остатков на счетах расчетов  по оплате труда бюджетом и  внебюджетными фондами.

     Устный опрос используется в  ходе получения ответов на вопросы аудитора при предварительной оценке состояния расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

     Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

     Прослеживание используется при  изучении кредитовых оборотов  по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным  в Главной книге, обращая внимание  на нетиповые корреспонденции  счетов.

     Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.

Использование базы данных бухгалтерии при проведении аудита

     При автоматизации бухгалтерского  учета независимо от применяемых систем автоматизации (пакетов прикладных программ) формируется база данных, обязательно содержащая в той или иной форме массив бухгалтерских записей, на основании которого составляются аналитические и синтетические регистры. Можно с уверенностью утверждать, что каждая запись в структуре этого файла включает, по крайней мере, дату операции, сумму, корреспонденцию счетов и содержание операции, ссылку на партнера (поставщика, подрядчика, покупателя и т.д.).

     В случае, когда в распоряжении  аудитора кроме первичных документов и бухгалтерских регистров имеется электронная версия журнала хозяйственных операций и база данных, используемая в автоматизированной системе бухгалтерского учета многие рутинные процессы проверки ведения учета по различным операциям можно выполнить с помощью компьютера. Аудитор должен только четко поставить перед программистом задачу упорядочения, сортировки, отбора и обработки нужной информации, имеющейся в базе данных.

     Однако, даже при использовании  автоматизированной системы невозможно исключить проверку   правильности оформления, полноты первичных документов и отражения их содержания в записях журнала хозяйственных операций. Такая проверка – сплошная или выборочная – обязательно должна проводиться.

     Проверка правильности расчетов итоговых оборотов, остатков и всевозможных бухгалтерских регистров не представляет технических трудностей, поскольку вся необходимая информация содержится в используемой базе данных бухгалтерии. После выполнения контрольных расчетов и сравнения полученных результатов с данными бухгалтерии можно сформировать для анализа таблицу рассогласований. Даже если полученные результаты не будут отличаться от данных бухгалтерии, аудитор не может быть уверен в правильности ведения бухгалтерского учета и в отсутствии нарушений.

     Весь журнал хозяйственных операций  можно проверить на корректность  содержащихся в нем бухгалтерских  записей (проводок). Для этой цели  можно использовать специальный  справочник допустимых бухгалтерский  проводок. Этот справочник должен  включать корреспонденции счетов, рекомендованные Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000г. № 94н. Список выявленных корреспонденций, не соответствующих имеющимся в справочнике, может служить для анализа и уточнения использования в бухгалтерии рабочего плана счетов. Эта проверка носит общий характер и не может гарантировать правильность бухгалтерских записей, даже если они соответствуют рекомендуемым. Поэтому важен анализ учета конкретных хозяйственных операций, по всем участкам бухгалтерского учета. 

 

2. Аудит операций  по оплате труда

2.1. Аудит начисления  оплаты труда

     На данном этапе работы аудитор  проверяет правильность начисления сумм, причитающихся работникам организации и учтенных по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Проверка правильности начисления оплаты труда, как правило, проводится выборочно по нескольким работникам.

 

Проверка правильности начисления оплаты труда

 Проверку  достоверности обязательств по  расчетам с персоналом по оплате  труда начинают с установления  тождества учетных и отчетных  данных по схеме 1.

Баланс – соответствующая строка и графа


 

Главная книга – сальдо счета 70

на начало и конец отчетного периода


 

 Регистр синтетического учета  счета 70 – 

сальдо счета 70 на конец отчетного периода


 

 Сводка расчетно –платежный  ведомостей – 

итог сумм к выплате


 

 Расчетно – платежные ведомости  – 

итог сумм к выплате по всем ведомостям


 

 Лицевые счета – итог сумм к выплате по всем счетам


 

Схема 1

     При обнаружении соответствий  необходимо установить причину  расхождений. Оформив процедуру  сверки рабочими документами  и получив доказательства о  тождественности показателей отчетности  и данных синтетического и аналитического учета, аудитор приступает к проверке правильности начисления заработной платы. В случае обнаружения несоответствий необходимо в рабочих документах показать суммы отклонений и причины их образования. Затем изучаются наличие и достоверность первичных документов, правильность заполнения, соответствие требованиям нормативных документов.

     Проверке подвергаются табели  учета рабочего времени, приказы, наряды на сдельную работу, листки  учета выработки, путевые листы, расчетные и расчетно-платежные ведомости, расчеты отпускных и других видов доплат и др. Обращается внимание на:

полноту и правильность заполнения всех обязательных реквизитов;

наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет рабочего времени и выполнение работ;

неоговоренные исправления и подчистки;

необходимо выяснить, нет ли случаев включения в табель учета рабочего времени вымышленных (подставных) лиц, приписок невыполненных работ.

     Расчетно-платежные и платежные  ведомости целесообразно подвергнуть  счетной проверке, что позволит выявить возможное завышение итоговых сумм в ведомостях при правильном подсчете итогов по отдельно взятым сотрудникам. Такого рода нарушения приводят не только к завышению расходов на оплату труда, но и к присвоению денежных средств.

     Процедуры проверки по существу расчетов по оплате труда могут быть проведены сплошным (при небольшом штате работников) или выборочным способом. Размер выборки аудитор определяет исходя из программы проверки и конкретных условий. Однако целесообразно, чтобы в выборку были включены расчеты с работниками всех категорий, групп и подразделений с целью охвата всех видов оплат и удержаний. Аудитору необходимо выбрать личные дела и лицевые счета конкретных работников и проверить соответствие информации о дате найма и переводах, условиях оплаты труда (ставка, оклад) и дополнительных выплатах. При этом проверяются соблюдение штатной дисциплины и установленных должностных окладов или условий контракта, обоснованность оплаты труда по трудовым соглашениям и по совместительству.

     Необходимо установить идентичность  данных о количестве отработанного  времени путем сверки данных  табеля учета использования рабочего  времени, расчетной ведомости и  лицевого счета, при неполном  рабочем месяце проверить правильность  арифметического подсчета начисленной заработной платы.

     В зависимости от принятой  в организации системы оплаты  труда в ходе проверки правильности  начисления оплаты труда аудитор  использует следующие документы.

     При повременной оплате труда:

  • штатное расписание, принятое в организации;
  • табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы и (или) табель учета использования рабочего времени.

     Аудитор проверяет правильность  применения тарифных ставок (окладов), которые утверждаются руководителем организации и оформляются в виде штатного расписания. На основании табеля учета использования рабочего времени и штатного расписания аудитор выборочно проверяет количество отработанных конкретным работником дней (часов) и рассчитывает причитающееся ему вознаграждение исходя из тарифной дневной (часовой) ставки. Полученная сумма сверяется с суммой, отраженной в расчетно-платежной или расчетной ведомости. Если по указанным суммам имеются расхождения, аудитору следует обратиться за разъяснениями к лицам, ответственным за заполнение этих форм, и поставить в известность руководителя организации об имеющем место факте нарушения. Часто такие случаи возникают в результате того, что лица, ответственные за начисление оплаты труда, по договоренности с отдельными работниками организации начисляют последним оплату труда в повышенном размере (за непроработанное время, например при временном простое, оплате листков временной нетрудоспособности и др.). Подобного рода ухищрения отдельных недобросовестных работников не только негативно отражаются на деятельности организации, но и могут привести к серьезным последствиям  при проведении камеральной проверки налоговыми органами либо Фондом социального страхования Российской Федерации, поскольку начисленная за время вынужденного простоя оплата труда в размере, превышающем допустимые, утвержденные в организации, необоснованно включается в себестоимость продукции (работ, услуг), а  случае завышенной оплаты листка временной нетрудоспособности увеличивается сумма, принимаемая к зачету Фондом социального страхования Российской Федерации.

     При сдельной оплате труда:

  • наряды на выполненные в течение месяца работы;
  • утвержденные в организации нормы выработки и сдельные расценки за выполненную работу.

Информация о работе Аудит расчета по оплате труда