Анализ функционирования системы государственных заказов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования курсовой работы заключается в проведении анализа функционирования системы государственных и муниципальных заказов на всех его этапах: формирования, размещения и исполнения в контексте бюджетного процесса и его исполнения.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
 обозначить место и роль государственного заказа в финансовой системе РФ и социально-экономическом развитии страны;
 изучить и проанализировать бюджетное законодательство и законодательство в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ 5
1.1 Понятие и виды государственных и муниципальных заказов 5
1.2 Способы и формы размещения заказов 9
1.3 Участники процесса государственных и муниципальных заказов 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ 16
2.1 Анализ функционирования системы государственных заказов в Российской Федерации 16
2.2 Анализ функционирования системы муниципальных закупок в г.о.Самара 19
2.3 Рекомендации по повышению эффективности использования государственного заказа в современной России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 77.12 Кб (Скачать файл)

2.1 Анализ функционирования  системы государственных заказов в Российской Федерации

В настоящее время динамика рынка государственных закупок характеризуется устойчивым ростом объема закупок  (таблица 1).  За период 2007–2012 годов объем государственных закупок вырос на 3696,8 млрд. рублей или на 338,41%. Наибольший рост государственных расходов на закупки в сопоставлении с долей этих расходов в ВВП, а также по отношению к расходной части федерального бюджета приходится на период с 2009г. по 2012 г., государственные расходы на закупки составили соответственно 9 и 10,7% ВВП. В 2011 и 2012 годах, по оценке специалистов Минэкономразвития России, объем государственных закупок превысил 4 трлн. руб. Таким образом, в условиях, когда доля государственных расходов на закупки товаров, работ, услуг достигает 50% расходной части федерального бюджета, задача формирования полноценной контрактной системы государственных закупок и соответствующих институтов приобретает стратегическое значение.

Таблица 1. Динамика закупок для государственных нужд в 2007–2012 годах (млрд. руб.)

Годы

Расходы федерального бюджета

ВВП

Государственные закупки

Объем закупок в % к расходам бюджета

Объем закупок в % к ВВП

2007

3540,1

21625,4

1092,4

30,9

5,1

2008

4281,7

26903,5

1713,1

40,0

6,4

2009

5541,5

33111,8

2968,5

53,6

9,0

2010

7570,9

41371,1

3300,9

43,6

8,0

2011

9660,8

38789,4

4271,7

44,2

11,0

2012

10115,6

44652,1

4789,2

47,3

10,7


 

 

Структуру государственных закупок по направлениям расходования бюджетных средств можно проследить по таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2. Структура закупок для государственных нужд в 2009–2012 годах (млрд. руб.)

Направления закупок / Год

2009

В % к объему гос. закупок

2010

в % к объему гос. закупок

2011

в % к объему гос. закупок

2012

в % к объему гос. закупок

Государственный оборонный  заказ

740,0

24,9

890,0

27,0

1300,0

30,4

1356,0

28,3

Научные исследования

290,9

9,8

419,2

12,7

525,4

12,3

598,7

12,5

Строительство, инфраструктура

721,3

24,3

845,0

25,6

1106,4

25,9

1278,7

26,7

Государственный резерв

338,4

11,4

359,8

10,9

431,4

10,1

469,3

9,8

Прочие

877,8

29,6

786,9

23,8

908,5

21,3

1086,5

22,7

Всего

2968,5

100,0

3300,9

100,0

4271,7

100,0

4789,2

100,0


 

 

Из таблицы 2 видно, что за период 2009–2012 годов объем государственного оборонного заказа вырос на 616 млрд. рублей и достиг в 2012 году 1356 млрд. руб., что составило около 28,3% общего объема государственных закупок (таблица 2).

Также одним из значимых направлений по проведению государственных закупок является строительство и инфраструктура, так с 2009 по 2012гг. оно возросло на 557,07 млрд. рублей и составило 26,7% в общей структуре государственных заказов.

По таблице 2 прослеживается сокращение удельного веса государственных заказов в сфере государственного резерва, так с 2009 по 2012 гг. сокращение в структуре государственных закупок составило  1,6%, однако в абсолютном выражении расходы на заказы по данному направлению возросли на 130,9 млрд. рублей.

За наблюдаемый период возросли расходы на государственные заказы по проведению научных исследований, так с 2009 по 2012гг. в абсолютном выражении прирост составил 307,8 млрд. рублей.

Что же касается прочих направлений то в абсолютном выражении они возросли на 208,7 млрд. рублей, однако их удельный вес в общей структуре государственных закупок сократился до 22,7% в 2012 году.

По таблице 3 можно провести анализ эффективности проведенных государственных закупок в 2012 году.

 

Таблица 3. Статус исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных нужд в 2012 гг.,%

 

Степень  исполнения контракта

Запрос котировок

Открытый аукцион

Открытый конкурс

Закупки товаров из единственного источника

Открытый аукцион в электронной форме

Торги на товарных биржах

Расторгнут

3,62

4,31

4,73

7,22

5,38

9,11

Исполнен

71,34

57,14

62,21

51,86

57,35

74,02

В исполнении

25,03

38,54

33,06

40,92

37,27

16,87


 

 

Как видно из таблицы 3 наиболее эффективными способами осуществления государственных заказов в 2012 году оказались:

  • запрос котировок – расторгнуто только 3,62% контрактов, исполнено 71,34%, однако согласно закону данный способ ограничен количественно (не более 500 тыс. р. начальной (максимальной) цены контракта;

  • открытый конкурс – расторгнуто 4,73%, исполнено –  62,21%;

  • открытый аукцион – расторгнуто 4,31%, исполнено – 57,14%.

Менее эффективными оказались торги на товарных биржах – расторгнуто 9,11%, и закупки товаров из единственного источника – расторгнуто 7,22% контрактов.

Проделанный анализ позволяет сделать вывод, что система функционирования государственных заказов в Российской Федерации характерна следующими особенностями:

– удельный рост государственных заказов в структуре расходов федерального бюджета Российской Федерации;

– опережающие темпы роста государственного оборонного заказа в общем объеме закупок, что в настоящее время обусловлено новыми стратегическими вызовы в области национальной безопасности;

  • наибольшая эффективность государственных заказов при заключении контрактов следующими способами: запрос котировок, открытый конкурс, открытый аукцион.

 

2.2 Анализ функционирования системы  муниципальных закупок в г.о.Самара

Самарская область и непосредственно её административный центр являются участниками системы государственных аукционов через тендеры Самары и Самарские закупки. При этом необходимо отметить, что на территории области объявляются как государственные тендеры Самары и государственные Самарские закупки, так и коммерческие и муниципальные аукционы. Государственные тендеры Самары и Самарские закупки с участием государства в основном относятся к таким сферам промышленности как топливная отрасль, нефтяная, газовая и химическая отрасли, а также цветная металлургия и машиностроение.

 Муниципальные тендеры  Самары и Самарские закупки, объявляемые  администрацией города, чаще всего  лежат в сфере строительства, ремонта и реконструкции зданий, областных дорог и т.д. Коммерческие  тендеры Самары и Самарские  торги относятся к самым разным  видам деятельности. При этом  необходимо отметить, что вне  зависимости от того, кто объявляет  тендеры Самары, Самарские торги  проходят с обязательным соблюдением  законодательных и нормативных  актов. Государственные Самарские  торги проходят через системы  электронных аукционов, признанных  обязательными при выборе исполнителя  для госзаказа с 2010 года. Данная  программа предназначена для  борьбы с коррупцией и так  называемыми «откатами». Результатом  участия города в программе  стало то, что Самарские торги  стали более честными и прозрачными, в настоящее время принять  участие и побороться за тендеры  Самары может любая компания, вне зависимости от формы собственности, масштаба производства и её  положения на рынке.

Приоритетным направлением развития промышленности для Самары является машиностроение, цветная металлургия, а также нефтегазодобывающий и перерабатывающий комплекс. Неудивительно, что госзакупки Самары и тендеры Самары зачастую относятся именно к этим промышленным направлениям. Благодаря наличию на территории области крупнейшего для Российской Федерации автозавода государственные торги нередко объявляются в сфере машиностроения – такие тендеры Самары и Самарские закупки привлекают внимание, как местных участников, так и представителей других регионов.

Сельскохозяйственные тендеры Самары и Самарские торги, имеющие отношение к производству сельхоз продукции проводятся с завидной регулярностью. Дело в том, что, несмотря на высокую плодородность почвы, урожайность в Самарской области не велика. Связано это с тем, что практически все сельхозугодия испытывают дефицит влаги в летний период. Из-за этого сельхоз отрасль Самарской области не покрывает потребность населения в сельскохозяйственной продукции. Результатом этого стали многочисленные тендеры Самары на госзакупку продуктов питания, при этом необходимо отметить, что Самарские закупки, имеющие отношение к данной области чрезвычайно востребованы в настоящее время.

 Ну и конечно стоит  отметить строительные тендеры  Самары и Самарские закупки, относящиеся  к той же области. Строительные  тендеры Самары – это одни  из самых востребованных и  популярных тендеров, привлекающих  максимальное количество участников.

В следующих таблицах, можно будет посмотреть и оценить статистику закупок г.о.Самара с 2008 по 2012 года.

 

Таблица 4. Проведено торгов (лотов) и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, единица

 

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

7590

8302

9541

69532

61786

Всего без учета закупок малого объёма

   

6258

7370

139

Открытые конкурсы

411

89

212

211

 

Закрытые конкурсы

       

2352

Открытые аукционы

891

969

755

16

 

Открытые аукционы в электронной форме

   

141

1404

1031

Закрытые аукционы

       

3570

Запрос котировок

656

605

745

1442

5694

Закупки у единственного поставщика,исполнителя, подрядчика без проведения торгов и запросов

 

 

3191

 

4405

 

4297

 

Закупки у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов

 

819

 

578

     

Закупки малого объема у единственного поставщика

4813

2870

3283

61262

 

Информация о работе Анализ функционирования системы государственных заказов в Российской Федерации