Анализ функционирования системы государственных заказов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования курсовой работы заключается в проведении анализа функционирования системы государственных и муниципальных заказов на всех его этапах: формирования, размещения и исполнения в контексте бюджетного процесса и его исполнения.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
 обозначить место и роль государственного заказа в финансовой системе РФ и социально-экономическом развитии страны;
 изучить и проанализировать бюджетное законодательство и законодательство в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ 5
1.1 Понятие и виды государственных и муниципальных заказов 5
1.2 Способы и формы размещения заказов 9
1.3 Участники процесса государственных и муниципальных заказов 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ 16
2.1 Анализ функционирования системы государственных заказов в Российской Федерации 16
2.2 Анализ функционирования системы муниципальных закупок в г.о.Самара 19
2.3 Рекомендации по повышению эффективности использования государственного заказа в современной России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 77.12 Кб (Скачать файл)

 

 

По данным из Таблицы 4 можно сказать, что общее количество проведенных торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, с 2008 по 2012гг. в г.о.Самара возросло в 8 раз. Так же можно отметить, что открытые аукционы в электронной форме набирают популярность – за три последних года их количество увеличилось почти в 3 раза. Так же видно, что закрытые аукционы начали проводиться только с 2012 года.

Таблица 5. Количество заключенных контрактов и сделок по торгам и другим способам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, единица.

 

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

7590

8302

9541

69532

250

Всего без учета закупок малого объёма

   

6178

7360

12

Открытые конкурсы

411

89

198

210

 

Закрытые конкурсы

       

238

Открытые аукционы

891

969

757

36

 

Открытые аукционы в электронной форме

   

127

1495

 

Запрос котировок

656

605

691

1322

 

Закупки у единственного поставщика,исполнителя,подрядчика без проведения торгов и запросов

 

 

3191

 

4405

 

4297

 

Таблица 5

Закупки у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов

 

819

 

578

     

Закупки малого объема у единственного поставщика

4813

2870

3283

61262

 

 

 

При сравнении Таблиц 4 и 5 можно отметить, практически все проведенные торги и другие способы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг, завершились заключением контрактов. Исключением является 2012 год- из 61786 торгов заключенных контрактов было всего 250. Количество заключенных контрактов после запроса котировок  к  2011 году возросло в 2 раза. Так же заключение контрактов после проведения открытых аукционов в электронной форме увеличилось на 1368 единиц, что говорит о возрастающей роли аукционов, проводимых в электронной форме.

Таблица 6. Количество расторгнутых контрактов и сделок

 

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

65

12

1789

844

3546

Всего без учета закупок малого объёма

   

789

201

2

Открытые конкурсы

8

 

39

7

 

Закрытые конкурсы

       

293

Открытые аукционы

7

3

200

2

 

Открытые аукционы в электронной форме

   

104

59

68

Запрос котировок

22

9

82

74

2904

Закупки у единственного поставщика,исполнителя,подрядчика без проведения торгов и запросов

 

 

 

1364

 

59

 

Закупки у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов

 

26

 

     

Закупки малого объема у единственного поставщика

     

643

 

 

 

Как видно из таблицы 6, процент количества расторгнутых контрактов и сделок не велик – в 2008 и 2009 годах меньше одного процента от общего числа проведенных торгов (0,8% и 0,1% соответственно), в 2011 году чуть больше одного процента (1,21%), а в 2010 году было наибольшее количество расторгнутых контрактов – 18,7%. Больше всего расторгнутых контрактов и сделок приходится на такую форму проведения торгов, как запрос котировок.

Таблица 7. Общее количество заявок, поданных для участия в торгах (лотах) и закупках

 

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

9863

1352

6782

8778

7455

Всего без учета закупок малого объёма

   

6782

8778

312

Открытые конкурсы

2032

471

355

415

 

Закрытые конкурсы

       

4171

Открытые аукционы

4403

10158

3295

17

 

Открытые аукционы в электронной форме

   

1124

4163

2972

Запрос котировок

1848

2161

2008

4183

 

Закупки у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов

 

1580

 

733

     

 

 

При рассмотрении данной таблицы можно отметить, что наименьшее количество заявок, поданных для участия в торгах и закупках за анализируемое время было в 2009 году. Наибольшее же количество заявок поступило в 2011 году. Большой популярностью пользуются запросы котировок – количество поданных заявок, поданных на данную форму, с каждым годом существенно возрастает.

Таким образом, можно сделать вывод, что количество проведенных торгов (лотов) и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, с каждым годом значительно увеличивается, так же как и количество заключенных контрактов и сделок по торгам и другим способам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Наиболее популярная форма проведения торгов в г.о. Самара – запрос котировок и открытые аукционы в электронной форме, менее популярны открытые конкурсы.

2.3 Рекомендации по повышению эффективности  использования государственного  заказа в современной России

Анализ литературы по исследуемой проблеме позволил сформулировать следующие рекомендации по повышению эффективности использования государственного заказа.

1. Установление начальной (максимальной) цены контракта.

Извещение о проведении запроса котировок обязательно должно содержать начальную (максимальную) цену контракта, установленную государственным заказчиком.

Не допускается превышение предельного размера максимальной цены контракта.

При планировании закупки одноименных товаров, работ, услуг в течение одного квартала, необходимо учитывать предстоящий способ размещения заказа, не допуская дробления сумм государственного  заказа под ценовой порог, допустимый для проведения запроса котировок.

При составлении протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок обязательно указание максимальной цены как существенного условия контракта.

2. Извещение о проведении  запроса котировок.

Извещение о проведении запроса котировок должно содержать все сведения, предусмотренные статьей 43 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ.

Для своевременного размещения информации о проведении запроса котировок на официальном сайте, предложено предоставлять в департамент такую информацию не позднее рабочего дня, предшествующего дате извещения о проведении запроса котировок.

3. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок.

При составлении протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок необходимо указание сведений о победителе в проведении запроса котировок и участнике размещения заказа, занявшем 2-е место.

В приложениях к протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок данные графы о допуске участника к процедуре рассмотрения и оценки и графы «Решение комиссии» должны соответствовать фактическим решениям комиссии. При этом последовательность решений оформляется в следующем порядке:

- определяется допуск  или отклонение каждой котировочной  заявки;

- оцениваются допущенные  котировочные заявки.

Котировочная заявка, не занявшая 1-е место, но соответствующая всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, не откланяется.

4. Внесение сведений в реестр государственных контрактов.

Все заключенные государственные контракты по результатам размещения заказов, а также сведения об их исполнении должны быть внесены в реестр государственных контрактов Самарской области.

Участие в государственном заказе требует от предприятия как минимум следующего:

· желания работать с органами государственного управления (к сожалению, государственная власть далеко не всегда является надежным партнером);

· наличия информации о проводимых государственных закупках (информация об открытых конкурсах публикация в общераспространенных и специализированных изданиях);

· знания и понимания действующего законодательства в области государственного заказа;

· знания правил и процедур размещения государственного заказа (процедур проведения конкурсов).

Также нужно понимать, что участие в государственном заказе требует от предприятия усилий и действий в долгосрочной перспективе, выработке соответствующей стратегии. Эпизодическое участие в государственных закупках редко приносит успех.

Первый вопрос, который необходимо решить при реализации стратегии участия в государственном заказе, это подготовка собственных специалистов или поиск и найм грамотных и опытных консультантов.

Необходимо регулярно изучать общедоступные источники (печатные издания, Интернет), в которых можно получить информацию о проводимых конкурсах. Также необходимо отслеживать ситуацию на рынке, знать средний рыночный уровень цен, обычные условия поставки и предоставления дополнительных услуг. Обязательно следует знать своих конкурентов и представлять стратегию их работы на рынке в общем и стратегию участия в конкурсах в частности.

При получении информации о проведении конкурсов на размещение заказа следует немедленно найти первоисточник информации (объявление в газете, информация в Интернете) и тщательно его изучить.

Далее нужно незамедлительно обратиться к организатору конкурса и получить конкурсную документацию.

5. Конкурсная документация - это самый главный документ, определяющий порядок проведения конкурса. Поэтому ему следует уделить самое пристальное внимание. Первое, на что следует обратить внимание, это на перечень поставляемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и требования к ним. Именно на этом этапе становится понято, сможете ли вы выполнить этот заказ.

Далее следует изучить требования к квалификации (опыту работы), которые предъявляются организатором конкурса. В большинстве случаев если поставщик не удовлетворяет этим требованиям, его предложение не рассматривается и получить государственный заказ он не может.

После этого следует определить перечень документов, которые требует организатор конкурса в составе предложения (конкурсной заявки). Здесь могут потребоваться копии устава, бухгалтерских балансов за несколько лет, справки из налоговой инспекции, другие документы. На сбор этих документов уходит много времени, их непредставление или ошибки в этих документах могут служить основанием для отклонения конкурсной заявки.

Один из самых сложных вопросов для небольших российских поставщиков — это банковская гарантия. Как правило, организаторы конкурса в качестве гарантий серьезности намерений поставщика требуют от него предоставления банковской гарантии на сумму до 3 % от предполагаемой цены государственного контракта (определяемой организатором конкурса на этапе планирования исходя из среднерыночных цен). Получение этой гарантии обычно связано с серьезными затратами времени и средств. Если гарантии нет, в большинстве случаев конкурсная заявка отклоняется.

Информация о работе Анализ функционирования системы государственных заказов в Российской Федерации