Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - организация и методика составления баланса предприятия и путей совершенствования его структуры.
Объект исследования – НПП“Сигма”
Задание дипломной работы – проанализировать финансовую отчетность предприятия, выявить ее значимость в условиях рынка, выложить методику и организацию составления и представление баланса предприятия, провести анализ финансового состояния предприятия на основе бухгалтерского баланса.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ финансового состояния предприятия 09.10.2006.doc

— 797.50 Кб (Скачать файл)

достоверность или надежность (reliability) информации имеет место в том случае, если она не содержит существенных оценок и является беспристрастной. Достоверная информация должна удовлетворять следующим требованиям:

правдивое представление (faithful representation);

приоритет содержания перед  формой (substance over form) – информация должна принимать во внимание, в первую очередь, экономическую сущность фактов хозяйственных операций;

нейтральность (neutrality) то есть ненацеленность информации на интересы определенных групп пользователей;

осмотрительность (prudence) – это очень важное требование, что заключается в консервативной оценке активов и пассивов. Активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательство и пассивы недооценены, то есть активы отображаются по наименьшей из возможных оценок, а обязательство – по наибольшей. Другими словами, учитываются потенциальные убытки, а не потенциальные прибыли;

полнота (completeness) – в  отчетности должны получить отображение  все факты хозяйственной деятельности за отчетный период;

сравнимость (comparability) информации должна обеспечивать сравнимость данных финансовой отчетности, как с предыдущими периодами, так и относительно других компаний. Это означает, необходимо раскрывать все изменения в учетной политике таким образом, чтобы данное требование выполнялось.

Международные стандарты устанавливают определенные ограничения, связанные с основными качественными характеристиками информации.

  1. Критерий своевременности (timeliness) связан с необходимостью надлежащего соотношения надежности и уместности информации. С одной стороны, для соответствия требованию уместности необходимо полностью собрать информацию из всех фактов хозяйственной деятельности, что имелись. Из другой стороны, получение полной и надежной информации может привести к задержке при предоставлении финансовой отчетности и, соответственно, повлиять на уместность информации. Поэтому рекомендуется найти оптимальное соединение между этими двумя требованиями.
  2. Соотношение между выгодами и расходами (balance between benefit and cost) означает, что выгоды от информации не должны превышать затраты на ее получение, причем процесс соотношения выгод и расходов требует профессиональной оценки.
  3. Соотношение между качественными характеристиками (balance between qualitative characteristics) должен быть предметом профессиональной оценки бухгалтера и подчиняться задаче удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

тветствии с международными стандартами.

16 июля 1999 г. Верховной  Радой Украины был принят Закон  Украины «О бухгалтерском учете  и финансовой отчетности в  Украине». Этот Закон в частности  закрепил использование при реформировании бухгалтерского учета в нашем государстве международных стандартов.

Присоединение Украины  до международной системы бухгалтерского учета не есть и не должно быть самоцелью. Однако мировой опыт удостоверяет, что принципы, утвержденные в международных стандартах, с одной стороны, в наибольшей степени отвечают интересам потенциальных пользователей, а из второго — дают возможность унифицировать финансовую отчетность и сделать ее удобной в пользовании. Наведем принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которые определены в законе

1.  Осмотрительности  — применения в бухгалтерском  учете методов   оценки,   которые   должны   предотвращать   занижение   оценки   обязательств  и расходов и завышению оценки  активов и доходов предприятия;

2. Полноты — все хозяйственные операции подлежат регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-нибудь исключений. Финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и возможных последствиях операций предприятия, которая способна повлиять на решения, которые принимаются на ее основе;

3. Автономности — активы  и обязательства предприятия  должны быть отделены от активов  и обязательств других предприятий  и владельцев этого предприятия;

4.  Постоянства —  постоянное применение предприятием  избранных методов бухгалтерского учета из года в год. Изменение методов учета должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;

5. Непрерывности —  оценка активов и обязательств  предприятия осуществляется, исходя  из предположения, что его деятельность  будет длиться в необъятном будущем;

6. Начисление и соответствия  доходов и расходов — для  определения результата отчетного  периода нужно сопоставить доходы  отчетного периода с расходами,  осуществленными для получения  этих доходов. При этом доходы  и расходы отображаются в учете и отчетности в момент их возникновения, а не в момент оплаты деньгами;

7. Превалирование сущности  над формой — финансовые операции  и другие события учитываются  и раскрываются в соответствии  с их сущностью и экономической  деятельностью, а не лишь согласно с их формой;

8. Исторической себестоимости  — приоритетной является оценка  активов предприятия, выходя из  расходов на ее производство  и приобретение;

9.  Единственного   денежного  измерителя  —   измерение  и обобщение всех  операций в бухгалтерском учете и финансовой отчетности осуществляется в валюте Украины;

10. Периодичности —  возможность распределения деятельности  предприятий на определенные  периоды времени с целью составления  финансовой отчетности.

С 10 принципов, определенных Законом, два являются совсем новыми, а именно: принцип осмотрительности и принцип превалирования сущности над формой.

Первый принцип предусматривает, что при отнесении тех или  других сумм на доходы или расходы, необходимо использовать методику, что  обеспечивает не завышение доходов и активов с одной стороны и не занижение обязательств и расходов из другого.

Второй принцип —  принцип превалирования сущности над  формой, в свою очередь изменяет всю существующую технологию бухгалтерского учета. Этот принцип обязывает отображать в учете какую-нибудь хозяйственную операцию не за формальными признаками, а в зависимости от ее экономической и содержательной нагрузки. Да, приобретение векселя в зависимости от ситуации может быть отображено и как финансовое вложение, и как приобретение ценных бумаг, и как кредитная операция, и как операция расчетная.

Закон предоставляет  право предприятию самостоятельно:

-   определять учетную  политику предприятия; 

- избирать форму бухгалтерского  учета как определенную систему  реестров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с сдерживанием единственных основ, установленных этим Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

- разрабатывать систему  и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определять права отдельных работников на подписание бухгалтерских документов;

- утверждать правила  документооборота и технологию  обработки учетной информации, дополнительную  систему счетов и реестров аналитического учета;

- выделять на отдельный  баланс филиалы, представительства,  отделения и другие отделенные  подразделы, которые обязаны вести  бухгалтерский учет, со следующим  включением показателей их бухгалтерской  отчетности к финансовой отчетности предприятия.

Руководитель предприятия  обязан создать необходимые условия  для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделами, службами и работниками, которые имеют отношение к  бухгалтерскому учету, правомерным требованиям бухгалтерии относительно соблюдения порядка оформления и представления к учету первичных документов.

Законом предусмотрено, что главный бухгалтер или  лицо, на которую положено ведение  бухгалтерского учета предприятия (дальше — бухгалтер):

- обеспечивает соблюдение  на предприятии установленных  единственных методологических  основ бухгалтерского учета, составления  и представления в установленные  сроки финансовой отчетности;

- организует контроль  за отображением на счетах  бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

- принимает участие  в оформлении материалов относительно  недостатка и возмещения потерь  от недостатков, кражи и порчи  активов предприятия;

- обеспечивает проверку  состояния бухгалтерского учета  в филиалах, представительствах, отделениях, других отделенных подразделах предприятия.

Ответственность за бухгалтерский  учет хозяйственных операций, связанных  с ликвидацией предприятия, включая  оценку имущества и обязательств предприятия и составления ликвидационного  баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, которая образуется в соответствии с законодательством.

В Законе уделено большое внимание оформлению первичных учетных документов и реестров бухгалтерского учета. Подчеркивается, что 

1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Для контроля и благоустройства обработанных данных на основании первичных документов могут складываться сведенные учетные документы.

2.  Первичные и сведенные  учетные документы могут быть  составлены на бумажных или  машинных носителях и должны включать такие обязательные реквизиты:

• название документа (формы);

• дату и место его  составления;

• название предприятия, от имени которого складывается документ;

• содержание и объем  хозяйственной операции, единицу  измерения хозяйственной операции;

• должности лиц, ответственных  за осуществление хозяйственной операции и за правильность ее оформления;

• личная подпись или  другие данные, которые дают возможность  идентифицировать лицо, которое принимало  участие в осуществлении хозяйственной  операции.

3.  Информация, что  содержится в принятых в учете первичных документах, систематизирует на счетах бухгалтерского учета в реестрах синтетического и аналитического учета в форме двойной записи их на взаимоувязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отображаются также в валюте расчетов платежей по каждой иностранной валюте отдельно.

Данные аналитических  счетов должны быть тождественные соответствующим  счетам синтетического учета на первое число каждый месяц.

4.  Реестры бухгалтерского  учета должны иметь название, у них отмечаются период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лиц, которые принимали участие в их составлении.

5. Хозяйственные операции  должны быть отображены в учетных  реестрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

6. В случае составления  и хранения первичных документов  и реестров бухгалтерского учета  на машинных носителях информации  предприятие обязано за свой  счет изготовить их копии на  бумажных носителях по требованию  других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами.

7.  Предприятие принимает  все необходимые меры для предотвращения  несанкционированного и незаметного  исправления записей в первичных документах и реестрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащее хранение на протяжении установленного срока.

8.  Ответственность  за несвоевременное составление  первичных документов и реестров  бухгалтерского учета и не  достоверность отображенных у них данных несут лица, которые составили и подписали эти документы.

9.  Первичные документы  и реестры бухгалтерского учета  могут быть изъяты в предприятия  только по решению соответствующих  органов, принятым в пределах  их полномочий, предусмотренных законодательством. Полномочное должностное лицо предприятия имеет право в присутствии представителей органов, которые осуществляют такое исключение, снять копии документов, которые изымаются. Обязательным является составление реестра документов, которые изымаются, в порядке, установленном законодательством.

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязанные  проводить инвентаризацию активов  и обязательств, во время которой  проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Объекты и периодичность  проведения инвентаризации определяются владельцем (руководством) предприятия.

На основе данных бухгалтерского учета предприятия обязанные  составлять финансовую отчетность, которую подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия. Финансовая отчетность предприятия включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчете о движении денежных средств, отчете о собственном капитале и примечаниях к отчетам.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия