Анализ финансового состояния Муниципального образования г.Дзержинска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы осуществить оценку финансового состояния муниципального образования на основе анализа годового бюджета.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
Определить теоретическую и методологическую базу проведения бюджетного анализа и возможности его применения в оценке финансового состояния муниципального образования;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы проведения бюджетного анализа 5
1.1. Нормативно-правовая база бюджетного процесса 5
1.2. Цели бюджетного анализа 7
1.3. Задачи бюджетного анализа 9
Глава 2. Основные виды бюджетного анализа 11
2.1. Основные методы и виды бюджетного анализа 11
2.2. Методы анализа устойчивости муниципального бюджета 13
Глава 3. Анализ финансового состояния Муниципального образования г.Дзержинска 19
3.1. Анализ динамики и структуры статей годового бюджета г.Дзержинска 19
3.2. Коэффициентный анализ бюджета 29
3.3. Анализ исполнения бюджета г.Дзержинска в 2013г. 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ финансового состояния территориальных бюджетов (на примере Дзержинска).doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)

Динамика поступлений от налогов в бюджет г.Дзержинска в 2009-2013г. представлена в таблице 3.5.

Таблица 3.5

Динамика налоговых поступлений по видам налогов в бюджет г.Дзержинска в 2009-2013гг., %

 

Динамика неналоговых поступлений из прочих доходных источников (неналоговых) в бюджет г.Дзержинска представлена в таблице 3.6.

Значительную долю в неналоговых поступлениях в бюджет занимает статья «Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности». Ее вклад в общую сумму неналоговых поступлений составляет в 2013г. 52%. Поступления по этой статье, что можно заметить из динамики этого показателя с 2009г. по 2013г. наиболее стабильны. Снизились в период 2009-2013гг. поступления от продажи материальных и материальных активов, в 2009г. их доля составляла 38%, в 2013г. она сократилась до 23%. Доходы, получаемые бюджетом г.Дзержинска, за пользование природными ресурсами увеличились в 2013г. по сравнению с 2009г. на 10процентных пунктов.

Таблица 3.6

Динамика неналоговых поступлений в бюджет г.Дзержинска в 2013г.

 

Динамика безвозмездных поступлений в бюджет г.Дзержинска в 2009-2013гг. представлена в таблице 3.7.

Таблица 3.7

Безвозмездные поступления в бюджет г.Дзержинска в 2013г.

 

Анализируя данные таблицы можно отметить, что в 2013г. по сравнению с 2009г. снизилась доля поступлений по доходной статье бюджета «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, но в то же время увеличилась статья «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Общую динамику основных доходных поступлений в общем поступлении доходов можно видеть в таблице 3.8.

Таблица 3.8

Основные статьи доходов бюджета г.Дзержинска в 2009-2013г.

 

Следует отметить, что в 2013г. по сравнению с 2009г. в бюджете г. Дзержинска значительно сократилась доля налоговых поступлений. Ее доля снизилась с 64% до 49% в 2013г. Тоже самое произошло с неналоговыми поступлениями, их доля за этот период сократилась на 10 процентных пункта и составляет 14%. По безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ, наоборот, наблюдается небольшой рост. эти изменения в структуре доходной части бюджета г.Дзержинска связаны с изменениями в налоговой и бюджетной политики РФ.

Теперь следует перейти к рассмотрению расходной части бюджета г.Дзержинска в 2009-2013гг.

Общая структура расходной части бюджета г.Дзержинска в 2013г. представлена на рисунке 3.4.

Рис.3.4. Структура расходной части бюджета г.Дзержинска в 2013г.

 

Как можно заметить, основную часть в расходах бюджета занимают расходы на образование 57%, такой значительный вес этой статьи объясняется проведением федеральной программы развития образования.

Также весомый вклад в расходную часть бюджета вносят расходы на национальную экономику – 16%, расходы жилищно-коммунального хозяйства – 10% и расходы на охрану окружающую среду – 8%. Высокие расходы на окружающую среду предусмотрены на ликвидацию неорганизованной свалки промышленных отходов, работы по этому муниципальному заказу были начаты, но не завершены. Финансировать муниципальный заказ будут федеральный бюджет 1 200 млрд.руб., бюджет Нижегородской области - 400 млн.руб. и бюджет Дзержинска - 3млн рублей.

Удельные веса расходных статей бюджета г.Дзержинска в динамике за 2009-2013гг. представлены в таблице 3.9.

Снижение расходов бюджета наблюдается по статьям «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Здравоохранение, физическая культура и спорт».

Таблица 3.9

Расходная часть бюджета г.Дзержинска в 2009-2013гг.

 

3.2. Коэффициентный анализ бюджета

Исследование бюджета на устойчивость можно прости с использованием коэффициентного метода. Наиболее показательным является анализ финансовой устойчивости бюджета с использованием относительных показателей.

Динамику коэффициентов, предлагаемых для определения устойчивости бюджета можно проследить в таблице 3.10.

Таблица 3.10

Относительные показатели финансовой устойчивости бюджета г.Дзержинска в 2009-2013гг.

Результаты анализа коэффициентов позволяют определить уровень финансовой устойчивости бюджета г.Дзержинска как абсолютно устойчивый, причем на всем протяжении периода 2009-2013гг. Незначительные колебания коэффициентов, выходящие его за границы нормативных значений весьма некритичны.

Несколько иной подход в определении финансовой устойчивости позволяет с помощью ряда коэффициентов определить уровень финансовой устойчивости бюджета, который может быть использован не только для характеристики муниципального образования, а также для сравнения муниципальных образований между собой.

Рассчитанные коэффициенты представлены в таблице 3.11.

Таблица 3.11

Коэффициенты для определения финансовой устойчивости бюджета г.Дзержинска в 2009-2013г.

Рост коэффициента соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов является показателем все большего превышения собственных доходов над безвозмездными поступлениями от других бюджетов бюджетной системы РФ.

Коэффициент автономии бюджета муниципального образования показывает долю собственных доходов в общей сумме доходов бюджета. Оптимальный показатель равен 0,67, значит собственных доходов в структуре доходов достаточно, но необходимо находить способы для их увеличения.

Коэффициент внешнего финансирования бюджета находится на приемлемом уровне.

Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами показывает, что на каждую тысячу рублей минимальных расходов приходится в 2013г. 1,04 тыс. руб. собственных доходов, что значительным плюсом в оценке устойчивости бюджета.

Коэффициент бюджетного покрытия показывает, что минимальные расходы полностью покрываются доходами бюджета. И в 2013г. каждая тысяча рублей минимальных расходов покрывается 1,58 тыс.руб. доходов.

Коэффициент бюджетной результативности муниципального образования показывает, что в доходах города на каждого проживающего на территории г.Дзержинска человека в 2013г. проходится 17,44тыс.руб.

Коэффициент бюджетной обеспеченности населения города свидетельствует о том, что на каждого человека, проживающего в Дзержинске в 2013году, было предоставлено товаров и услуг из бюджета города на сумму 17.54 тыс.руб.

Все коэффициенты имеют положительную динамику, т.е. на протяжении всего периода 2009-2013гг. бюджет г.Дзержинска достаточно финансово устойчив.

 

3.3. Анализ исполнения бюджета г.Дзержинска в 2013г.

Бюджет г.Дзержинск на 2013г. утвержден решением городской Думы от 12.12.2012 № 459 «О городском бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»: [12]

    • Годовой план по доходам составляет 5 480 820,00 тыс.руб
    • Годовой план по расходам составляет 5 721 954,00 тыс.руб

Городской бюджет на 2013г. был утвержден сбалансированным, в соответствии с требованиями статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с превышением расходов над доходами. Дефицит  городского бюджета составил 241 134,00 тыс.руб, размер которого не превысил предельного значения установленного статьей 92.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.

С учетом изменений, внесенных Департаментом финансов на основании уведомлений Министерства финансов Нижегородской области, уточненный годовой план на 2013 год (окончательные параметры) составил:

    • по доходам 5 480 820,00тыс.руб
    • по расходам 5 721 954,00тыс.руб.
    • размер дефицита утвержден в сумме 241 134,00тыс.рублей.

Городской бюджет за 2013г. в целом исполнен в соответствии с требованиями решения Городской Думы от 12.12.2012 № 459 «О городском бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» с учетом последующих изменений.

Данные по годовому бюджету г.Дзержинска за 2013г. представлены в таблице 3.12.

Доходы бюджета составили 4 445 432,00 тыс.руб и были недополучены в сравнении с показателями уточненного годового плана на 1 335388,00тыс.руб, что составляет исполнение плана по доходам только на 76%.

Расходы бюджета составили 4 167 902 тыс.руб. Не исполнены по отношению к показателям уточненного годового плана на 1 554 052,00, или исполнение бюджета равно лишь 73% от планируемого в 2013г.

При запланированном дефиците бюджета на 2013 год в объеме 241 134,00 тыс.руб городской бюджет за 2013 год исполнен с дефицитом в объеме 22 470,00 тыс.рублей.

Таблица 3.12

Исполнение годового бюджета г.Дзержинска в 2013г.

Достаточно низкие показатели исполнения плана являются результатом пересмотра некоторых показателей по расходным статьям. Расходы на окружающую среду в бюджете города были запланированы на сумму 1 480 743 тыс.руб., а исполнены лишь на 70 084 тыс.руб., т.е лишь 5% от запланированного финансирования из федерального бюджета было исполнено городским муниципалитетом в 2013г. В то же время средства направленные на охрану окружающей среды были учтены в доходной статье бюджета г.Дзержинска, поэтому и по доходной части произошло неисполнение плана. Статья доходов бюджета «Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам городских округов для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня» исполнена лишь на 4% от запланированного уровня.

В доходной части бюджета недополучение денежных средств наблюдается также в части налоговых поступлений, в частности в отношении налога на доходы физических лиц и налога на совокупный доход, их исполнение составляет 95% от запланированного. Недополучено доходов по налогу на доходы физических лиц в городской бюджет в сумме 84 491тыс.руб в результате отсутствия роста налогооблагаемой базы и неуплатой налога в местный бюджет предприятиями города.

В части неналоговых поступлений перевыполнение плана произошло по статье «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов», в абсолютном выражении оно равно 51 239 тыс.руб., или 164% от запланированного уровня.

Наглядное представление исполнения уточненного годового плана бюджета на 2013г. представлено на рисунке 3.5.

Следует отметить, что только две статьи бюджета: в доходной его части – «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ», в расходной части – «Охрана окружающей среды», имеют достаточно сильное отклонение от плана, и это связано с уже озвученной ранее информацией о ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов.

Рис. 3.5. Исполнение бюджета г.Дзержинска в 2013г.

 

Таким образом, исполнение бюджета города находится на достаточно низком уровне, однако это не окончательно принятое Государственной Думой решение, возможно после корректировки плановых значений, исполнение бюджета в официальном звучании будет иметь достаточно высокий процент.

Заключение

В современных рыночных условиях жизнедеятельность любого муниципального образования можно рассматривать как деятельность вполне самостоятельного хозяйствующего объекта. Муниципальное образование в процессе своей жизнедеятельности также получает доходы, и для поддержания своей жизнеспособности несет обязательные расходы. Отражение финансовых результатов в этом случае можно увидеть в годовом бюджете муниципального образования.

Годовой бюджет является документом, показатели которого при умелом и грамотном анализе могут существенно облегчить процесс принятия управленческих решений. Годовой бюджет и его анализ являются источником повышенного интереса достаточно обширной аудитории, начиная с населения и заканчивая, взаимодействующими с муниципальным образованием организациями.

Бюджетный анализ является не только заключительным этапом в бюджетном процессе, когда подводятся итоги и определяются проценты отклонений от плана, но и начальным этапом бюджетного процесса, точнее предварительным, поскольку данные предыдущих периодов позволяют выявлять тенденции и прогнозировать будущие показатели бюджета.

Бюджетный анализ необходим муниципальному образованию не только в качестве вспомогательного средства для составления и дальнейшего отслеживания исполнения бюджета, но и для контроля и выявления причин, оказавших влияние на нерациональное и неэффективное использование средств бюджета.

Бюджетный анализ используется в основном в разрезе изучения динамики показателей бюджета, определение его структуры, исполнения плана, но в последнее время все чаще проводится бюджетный анализ, позволяющий определить уровень финансового состояния муниципального образования.

Таким образом, одной из задач бюджетного анализа, является определение уровня финансового состояния муниципального образования, который, в свою очередь, является важнейшим показателем осуществления его деятельности. Зная уровень своего финансового состояния, муниципальные образования могут определять тенденцию своего развития, либо во время определять стагнацию, проводить сравнение с другими муниципальными образованиями и определять свои сильные и слабые стороны.

Для проведения бюджетного анализа применяется весьма обширный набор методов. К таковым относятся горизонтальный вертикальный, трендовый, факторный и метод коэффициентов. Их совместное применение делает возможность для более глубокого и всестороннего изучения бюджета муниципального образования.

Проведенный с помощью этого инструментария анализ бюджета г.Дзержинска позволил сделать следующие выводы о его финансовом состоянии.

Бюджет г.Дзержинска в период 2009-2013гг. определял уровень абсолютной устойчивости, соотношения собственных средств в общей сумме доходов бюджета превышало нормативное значение в 60%, соотношение перераспределенных средств не превышало критических 40%, в то же время доля бюджетной задолженности в расходах бюджета лишь на несколько процентов была выше рекомендуемого значения в 15%.

В ряде других показателей, позволяющих оценить устойчивость, независимость и ориентированность бюджета муниципального образования, также результаты проведенного анализа показывают хорошие результаты. В развитии муниципального образования г.Дзержинск наблюдается стабильный рост, показатели доходов растут пропорционально показателям расходных статей бюджета города. Наблюдается весьма высокие показатели бюджетной результативности и обеспеченности в расчете на одного жителя города.

Информация о работе Анализ финансового состояния Муниципального образования г.Дзержинска