Анализ финансового состояния Муниципального образования г.Дзержинска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы осуществить оценку финансового состояния муниципального образования на основе анализа годового бюджета.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
Определить теоретическую и методологическую базу проведения бюджетного анализа и возможности его применения в оценке финансового состояния муниципального образования;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы проведения бюджетного анализа 5
1.1. Нормативно-правовая база бюджетного процесса 5
1.2. Цели бюджетного анализа 7
1.3. Задачи бюджетного анализа 9
Глава 2. Основные виды бюджетного анализа 11
2.1. Основные методы и виды бюджетного анализа 11
2.2. Методы анализа устойчивости муниципального бюджета 13
Глава 3. Анализ финансового состояния Муниципального образования г.Дзержинска 19
3.1. Анализ динамики и структуры статей годового бюджета г.Дзержинска 19
3.2. Коэффициентный анализ бюджета 29
3.3. Анализ исполнения бюджета г.Дзержинска в 2013г. 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ финансового состояния территориальных бюджетов (на примере Дзержинска).doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Финансовое состояние муниципального образования, как и финансовое состояние любого хозяйствующего субъекта, является важным характеризующим моментом в процессе исследования сложившейся обстановки в данном муниципальном образовании. От уровня финансового состояния зависят многие показатели жизнедеятельности города, отражение которых находится в главном документе муниципального образования в годовом бюджете. Данные бюджета являются необходимыми как для населения, так и для администрации, налогоплательщиков и банков. Поэтому проведение анализа бюджета является главной задачей муниципальных финансовых органов.

Анализ бюджета позволяет не только оценить финансовое состояние муниципального образования, но также посредствам его можно контролировать исполнение бюджета в различных его составляющих и планировать на основе фактически исполненных данных дальнейшее его развитие.

Актуальность темы заключается в первую очередь в том, что осуществление эффективного бюджетирования невозможно без предварительного анализа исполненного бюджета, исследования динамики его основных показателей и изучения сложившейся структуры доходов и расходов.

Цель работы заключается в том, чтобы осуществить оценку финансового состояния муниципального образования на основе анализа годового бюджета.

В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

Определить теоретическую и методологическую базу проведения бюджетного анализа и возможности его применения в оценке финансового состояния муниципального образования;

Определить ряд показателей, позволяющих осуществить оценку финансовое положение муниципального образования;

Провести оценку уровня финансового состояния конкретного муниципального образования.

Объектом исследования курсовой работы предлагается годовой бюджет муниципального образования г.Дзержинска, Нижегородской области в период с 2009 по 2013гг.

Основными методами исследования являются экономико-математические методы, статистические и др.

Оценка финансового состояния муниципального образования не является в сфере общественных финансов абсолютно новой, в этом направлении уже несколько лет ведут свои исследования ведущие экономисты и аналитики. Наиболее известными являются работы современных отечественных ученых Г.Б.Поляка, Б.Б. Иванова и др.

Глава 1. Теоретические и правовые основы проведения бюджетного анализа

1.1. Нормативно-правовая база бюджетного процесса

Основными документами, регламентирующими бюджетную деятельность муниципальных образований являются:

  • Конституция РФ;
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • Налоговый кодекс РФ.
  • Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ;

Регламенты этой документации предоставляют муниципалитету право на финансовую самостоятельность, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, включая право на установление местных налогов и сборов, что подробно расписано в ч.1 ст.132 Конституции РФ, ст.52, 53, 55 Федерального закона № 131-ФЗ. [1,3]

Законом закреплено, что каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального и регионального бюджетов. Компетенция органов местного самоуправления в бюджетном праве определена ст. 9 БК РФ. [2] К компетенции органов местного самоуправления отнесены:

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением;
  • утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
  • определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов, сборов и иных поступлений;
  • определение порядка и условий предоставления финансовой помощи, кредитов и ссуд из местных бюджетов;
  • предоставление финансовой помощи, кредитов и ссуд из местных бюджетов;
  • определение порядка осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом;
  • введение местных налогов и сборов, установление размеров налоговых ставок и льгот по уплате налогов в пределах прав, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
  • предоставление налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Соответственно и бюджетный анализ не должен противоречить указанным правовым актам и выполняться в соответствии с рекомендациями, разработанными контрольно-счетной палаты муниципалитета.

Бюджетный анализ муниципального образования выполняется силами Контрольно-счетной палаты, основными задачами которой являются:

  • организация и осуществление контроля за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств городского бюджета;
  • контроль за поступлением средств в городской бюджет от распоряжения и управления муниципальной собственностью;
  • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей городского бюджета по объему, структуре и целевому назначению;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей городского бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов городского бюджета;
  • финансовая экспертиза проектов правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих осуществление расходов из городского бюджета или влияющих на его формирование и исполнение;
  • оценка эффективности и результативности расходования средств городского бюджета и использования муниципальной собственности (проведение аудита эффективности бюджетных расходов);
  • анализ предоставленных льгот по местным налогам и иных преимуществ (бюджетные кредиты, арендная плата и т.п.) юридическим и физическим лицам;
  • регулярное представление Городской Думе, комитету Городской Думы по социальному развитию города, бюджетной, финансовой и налоговой политике информации о ходе исполнения городского бюджета и результатах проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

 

1.2. Цели бюджетного анализа

Проведение бюджетного анализа осуществляется муниципальными финансовыми органами в течение года, когда оцениваются промежуточные итого исполнения бюджета, корректируются и уточняются планируемые доходные поступления и расходы города, а также по завершении отчетного периода проводится аналитическая работа по результатам исполнения годового бюджета.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам составления или по результатам исполнения.[4]

Анализ состояния бюджета включает следующие направления исследований:

  • анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;
  • анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
  • анализ показателей сводного финансового бюджета;
  • анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
  • анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета включает следующие направления исследований:

  • анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;
  • анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;
  • анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
  • анализ кассового исполнения бюджета.

Последовательность анализа муниципального бюджета можно представить следующей схемой:

Рис.1.1. Этапы анализа бюджета муниципального образования

 

Основные цели, которые преследуются при проведении бюджетного анализа муниципального образования, заключаются в следующем:

  • в необходимости оценки конечных результатов формирования, составления и исполнения годового бюджета муниципального образования;
  • в возможности обоснования бюджетной политики, проводимой муниципальным образованием в процессе своей деятельности;
  • в более четком определении параметров показателей, которые используются при формировании муниципального бюджета;
  • в выявлении причин, оказавших влияние на нерациональное и неэффективное использование средств бюджета или его исполнение;
  • в выявлении финансовых резервов в процессе исполнения бюджета;
  • в контроле и выявление отрицательных моментов в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому, неэффективному использованию бюджетных средств;
  • в разработке методических рекомендаций для более эффективного планирования и рационального использования бюджетных средств.[5]

Основная цель бюджетного анализа заключается в изучении бюджета муниципального образования как основного отчетного документа, отражающего реальную картину состояния экономики и финансов муниципального образования.

 

1.3. Задачи бюджетного анализа

Для того, что бы достигнуть целей поставленных перед бюджетным анализом, муниципальными образованиями формируется постоянно действующий орган муниципального финансового контроля Контрольно-счетная палата, которая образуется Городской Думой в целях контроля за исполнением бюджета муниципального образования, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета, отчета о его исполнении.

Основные задачи, стоящие перед Контрольно-счетной палатой муниципального образования полностью отвечают задачам бюджетного анализа.

Основными задачами бюджетного анализа являются:

  • обоснованность вводимых налогов и сборов, материальных и финансовых норм и нормативов бюджетного финансирования;
  • анализ доходов и расходов бюджетов по их функциональному, ведомственному и экономическому содержанию;
  • соблюдение принципов бюджетного устройства, бюджетного процесса, сметного финансирования и налогообложения;
  • выявление резервов роста доходной базы бюджетов, а также потребностей территории в финансовых ресурсах, их сопоставление и анализ;
  • изучение уровня собираемости налогов и расходования бюджетных средств;
  • оценка организации управления бюджетом, подготовка аналитической информации для принятия эффективных управленческих решений и др.

В процессе проведения анализа бюджета муниципального образования перед финансовыми органами стоит задача определения 

  • абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета
  • относительные показатели – бюджетные коэффициенты
  • выявлять тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Современная практика работы финансовых органов включает анализ исполнения бюджетных показателей, однако практически совсем не разработаны методики анализа состояния бюджета и анализа его устойчивости.

Глава 2. Основные виды бюджетного анализа

2.1. Основные методы и виды бюджетного анализа

В современных рыночных условиях, когда бюджеты муниципальных образований мало чем отличаются от бюджетов других хозяйствующих субъектов, представляется целесообразным использование в анализе бюджета методов финансового менеджмента. Наиболее распространенными являются метод сравнения, метод группировок и метод цепных подстановок.

Наиболее простой метод – сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода следует сравнивать либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиваться их сопоставимости, т.е. показатели необходимо пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляции и др.

При использовании метода группировки, бюджетные показатели следует сгруппировать и свести в таблицы. Это даст возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений, факторов влияющих на изменения показателей.[7]

Метод цепных подстановок заключается в замене одного показателя отчетного года бюджетным показателем базисного года. При этом все остальные показатели следует оставлять неизменными. Этот метод позволит определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

Для бюджетного анализа могут использоваться горизонтальный, вертикальный, трендовый и факторный анализ.

При проведении горизонтального анализа сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими. Цель горизонтального анализа – в выявлении изменений величин различных бюджетных статей за определенный период с последующей оценкой этих изменений. При проведении этого вида требуется построение нескольких аналитических таблиц, в которые вносят как абсолютные балансовые показатели, так и относительные темпы роста. Горизонтальный или временной анализ предполагает сравнение показателей бюджета с аналогичными параметрами предыдущих периодов. Применяется простое сравнение статей бюджета по принципу «план-факт» и изучение причин их резких изменений, а также анализ изменения статей бюджета по сравнению с величиной этих статей в предыдущих периодах.

При вертикальном анализе – определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты. Вертикальный анализ проводится по исходной или агрегированной отчетности.

Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно. Вертикальный и горизонтальный сравнительный анализ – это прекрасная возможность определить основные тенденции в формировании бюджета.

Трендовый анализ проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущие периоды. По сути, трендовый анализ представляет собой вариант горизонтального анализа. Он носит перспективный характер, поскольку позволяет спрогнозировать изменение ряда показателей в будущем. Проведение трендового анализа подразумевает использование соответствующего математического аппарата.

Информация о работе Анализ финансового состояния Муниципального образования г.Дзержинска