Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 06:41, курсовая работа
Главная задача всех органов управления акционерного общества - обеспечение его устойчивости, выживаемости в условиях острой конкуренции, а также достаточного уровня эффективности, рентабельности. Достижение этих элементарных целей предполагает четкую организацию деятельности общества, всех его структурных подразделений, высокий уровень внутрифирменного планирования. Обязательной предпосылкой эффективной организации деятельности любой фирмы, разработки действенных планов и программ является систематически проводимый анализ или диагностика деятельности фирмы, ее фактических результатов и факторов, определяющих уровень и динамику этих результатов.
Введение
Глава1
Теория финансового анализа
* Диагностика деятельности акционерного общества
* Чистые активы предприятия
Глава 2
Анализ финансового состояния ЗАО "ПМФ "Спецсервис"
1 Формирование аналитического баланса
2 Анализ динамики показателей прибыльности
2 Оценка удовлетворительности структуры баланса
3 Анализ финансового состояния
* анализ показателей ликвидности
* анализ показателей финансовой устойчивости
4 Оценка эффективности производства
* анализ показателей рентабельности
5 Вывод
Список использованной литературы
Приложения
* Форма 1 (Баланс)
* Форма 2 (Отчет о прибылях и убытках)
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Государственный Университет Управления
______________________________
Кафедра Предпринимательства
Дисциплина Финансы фирмы
Тема: "Анализ финансового
состояния фирмы"
Выполнил: студент
3 курса ИНиМЭ
группы предпр-во 3/2
Никитин Д.С.
Проверил: Скамай Л.Г.
Москва 1999
Содержание
Введение
Глава1
Теория финансового анализа
* Диагностика деятельности акционерного общества
* Чистые активы предприятия
Глава 2
Анализ финансового состояния ЗАО "ПМФ "Спецсервис"
1 Формирование аналитического баланса
2 Анализ динамики показателей прибыльности
2 Оценка удовлетворительности структуры баланса
3 Анализ финансового состояния
* анализ показателей ликвидности
* анализ показателей финансовой устойчивости
4 Оценка эффективности производства
* анализ показателей рентабельности
5 Вывод
Список использованной литературы
Приложения
* Форма 1 (Баланс)
* Форма 2 (Отчет о прибылях и убытках)
Диагностика деятельности акционерного
общества
Главная задача всех органов управления акционерного общества - обеспечение его устойчивости, выживаемости в условиях острой конкуренции, а также достаточного уровня эффективности, рентабельности. Достижение этих элементарных целей предполагает четкую организацию деятельности общества, всех его структурных подразделений, высокий уровень внутрифирменного планирования. Обязательной предпосылкой эффективной организации деятельности любой фирмы, разработки действенных планов и программ является систематически проводимый анализ или диагностика деятельности фирмы, ее фактических результатов и факторов, определяющих уровень и динамику этих результатов. Понятие диагностики, широко применяемое в зарубежной практике, включает анализ деятельности фирмы, ее результатов, выявление и оценку повлиявших на них факторов - как положительных, так и отрицательных. Акционерному обществу целесообразно иметь разработанное его специалистами или привлеченными консультантами и утвержденное генеральным директором Положение об управленческом анализе. Единого стандарта такого анализа, конечно, нет, да и не должно быть, так как он должен учитывать специфику фирмы и не может быть одинаковым, например, для кондитерской фабрики и металлургического комбината, строительной организации и магазина. Применительно к фирмам промышленного профиля типовыми направлениями являются:
*анализ производства и реализации продукции;
*анализ технико-организационного уровня и других условий производства;
*анализ затрат на производство и реализацию продукции;
*анализ инвестиционной деятельности;
*анализ внешнеэкономической деятельности;
*финансовый анализ.
Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг) включает анализ выполнения производственной программы, договоров с заказчиками, покупателями, оценку конкурентоспособности продукции.
При анализе выполнения производственной программы и договоров (заказов) выявляются все допущенные отклонения от согласованных с заказчиками условий по объему, ассортименту, номенклатуре, срокам поставок, условиям реализации и оплаты, их причины и конкретные виновники. Оперативный анализ ведется непрерывно в течение всего года с обобщением в ежемесячных аналитических сводках, представляемых генеральному директору и правлению. По крупным заказам анализ ведется по этапам их выполнения и имеет основной целью не механическое фиксирование отклонений от утвержденных графиков, а по возможности скорейшее их устранение для обеспечения безусловного выполнения заказов полностью и в установленные договорами сроки. По каждому этапу выполнения договоров назначается ответственный исполнитель, отвечающий за соблюдение сроков и выполнение относящихся к данному этапу требований заказчика.
Исчисление обобщающих показателей выполнения производственной программы по ассортименту или номенклатуре продукции, как это делалось в прошлом, теперь большого практического значения не имеет, разве только для целей материального стимулирования соответствующих должностных лиц. Объективную оценку работы фирмы дают рынок, покупатели и заказчики, а срыв договора с любым заказчиком нельзя перекрыть успешным выполнением других договоров.
При выявлении причин допущенных нарушений графиков, сроков и т.п. важно разграничить внешние и внутренние причины, т.е. не зависящие и зависящие от исполнителя. Это необходимо, потому что анализ проводится не ради анализа, а ради тех оценок, выводов и предложений, которые формируются на его основе. Причины нарушений условий договоров должны быть установлены независимо от того, предусмотрены в договоре штрафные санкции или нет. Такими причинами могут оказаться недостатки проектно-технологической документации и подготовки производства продукции, срыв сроков поставки комплектующих изделий, узлов и деталей смежниками, нарушения структурными подразделениями графиков выполнения работ, недостатки в работе сбытовых и транспортных служб и др. Выявленные причины срывов и нарушений должны быть документально оформлены, так как не только служат объектом анализа, но и учитываются в системе оплаты труда и материального стимулирования работников, являются основанием для предъявления претензий виновникам и т.д.
Другим направлением диагностики производственной деятельности фирмы является оценка конкурентоспособности продукции в сопоставлении с аналогичной продукцией фирм-конкурентов. Продукция должна быть конкурентоспособной в первую очередь не только по своим параметрам. Большое влияние на объем спроса и, следовательно, продаж оказывают уровень цен, условия реализации и другие факторы.
Конкурентоспособность изделий по их параметрам оценивается путем составления по каждому из них Листа оценки конкурентоспособности, в котором по каждому параметру или свойству изделия проводится сопоставление с изделиями фирм-конкурентов, занимающих наиболее сильные позиции на данном рынке или его отдельном сегменте. Лист оценки конкурентоспособности - конфиденциальный внутренний документ фирмы. Он используется только для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, поэтому должен отличаться объективностью, беспристрастностью, любое приукрашивание реального положения может только нанести вред фирме.
Исходя из того что наиболее объективную оценку любому товару дает покупатель, в Лист оценки конкурентоспособности включаются только такие показатели, которые представляют интерес для потребителей. Например, трудоемкость изготовления изделия - очень важный показатель для предприятия, но покупателя он не интересует и поэтому в Лист оценки конкурентоспособности не включается.
Хотя для любых товаров листы оценки конкурентоспособности составляются по единому принципу, перечни включенных в них показателей совершенно разные, так как невозможно одними и теми же показателями характеризовать потребительские свойства мебели и парфюмерных изделий, пищевых продуктов и компьютерной техники и т.п. Важно установить, чем руководствуется покупатель, приобретая изделие, на какие его свойства он обращает внимание. В некоторых западных странах, например, на этикетках многих пищевых продуктов указывается их калорийность. В России она указывается на упаковках многих молочных продуктов, а в других случаях покупатели вряд ли руководствуются этим критерием. Рассмотрим показатели, характеризующие, допустим, конкурентоспособность бытовой техники - пылесоса, холодильника, кондиционера и др.:
1) технические параметры (мощность, производительность, объем памяти, быстродействие и др.); режимы работы - один или несколько; кондиционер может работать в режимах охлаждения и обогрева помещения, эти режимы обязательны, но возможна также работа в режимах осушения, вентиляции, что повышает его конкурентоспособность:
2) имидж фирмы и престиж изделия;
3) внешний вид, дизайн, эстетичность изделия;
4) упаковка изделия, ее прочность и привлекательность;
5) ремонтопригодность; для технических изделий это примерно равный срок службы основных узлов, их доступность для ремонта. Во многих случаях фирмы ориентируются на такие технические решения, когда срок службы всех узлов машины, двигателя и др. равен сроку службы изделия в целом, что существенно снижает затраты на ремонт;
6) срок безотказной работы, т.е. период, в течение которого машина, иное техническое изделие не требуют ремонта;
7) срок гарантийного обслуживания, в течение которого фирма-изготовитель обеспечивает нормальное функционирование машины, иного изделия, проводит при необходимости ремонт (заранее оплаченный покупателем, поскольку затраты по гарантированному ремонту изделий включаются в их себестоимость, а следовательно, отражаются в цене);
8) уникальность изделия, наличие у него таких свойств, которыми не обладают аналогичные изделия, производимые другими фирмами; уникальным изделие является, конечно, и в том случае, когда кроме данной фирмы-изготовителя никто в мире аналогичных изделий не выпускает. Естественно, такая ситуация долго продержаться не может, так как фирма-конкурент постарается в кратчайший срок преодолеть свое отставание и освоить производство аналогичных изделий или изделий с аналогичными свойствами.
Уникальными характеристиками могут обладать очень многие товары, это вовсе не "монополия" сложных технических изделий. Например, в листах оценки конкурентоспособности сахара оцениваются такие его характеристики, как цвет, рассыпчатость, влажность, растворимость в воде, отсутствие сора, осадка или пленки на поверхности жидкости. Уникальными на отдельных региональных сегментах рынка можно считать сорта чая с целебными свойствами благодаря содержанию элеутероукокка, калины, лимонника и др. Так как листы оценки конкурентоспособности разрабатываются по сегментам рынка, то свойства товара, существенные на одном сегменте, могут оказаться невостребованными на другом. К тому же сахару, например, разные требования предъявляются на каждом из трех основных сегментов рынка: оптовая торговля, кондитерская и хлебопекарная промышленность, население. Поэтому названные выше уникальные свойства могут заинтересовать торговлю и население, но вряд ли заинтересуют кондитерскую промышленность;
9) многовариантность использования, расширение функциональных возможностей изделия, столь характерное в последние годы для трансформации телефонных аппаратов, все более превращающихся в коммуникационные или телекоммуникационные комплексы, компьютеров, калькуляторов, пылесосов и др.;
10) уровень сервисного обслуживания; использование изделия не должно быть связано для покупателя с какими-либо трудностями; решение любых возникающих в процессе эксплуатации проблем берет на себя фирма - изготовитель изделия;
11) индивидуальность исполнения, учет запросов и требований конкретного заказчика, покупателя в пределах имеющихся технических возможностей; эти характеристики чаще всего встречаются при производстве по заказам автомобилей и других сложных технических изделий;
12) энергоемкость (потребляемая мощность, расход горючего и т.п.); в ряде стран, в том числе в США, применяются опережающие стандарты энергоемкости бытовой техники, ориентирующие на ее снижение;
13) экологичность, минимизация выбросов, любых других загрязнений окружающей среды; главное - соответствие действующим стандартам и нормативам экологичности:
14) эргономика, удобство пользования, возможность приспособления изделия по форме, расположению средств управления и т.п. к особенностям человеческого организма;
15) наличие или отсутствие сертификата соответствия, иных документов, подтверждающих соответствие изделия отечественным, а также зарубежным стандартам;
16) результаты участия в выставках, ярмарках и т.п. (дипломы, медали и др.).
Все характеристики изделия, а также аналогичных изделий ведущих фирм-конкурентов оцениваются по пятибалльной или десятибалльной Итоговая оценка носит условный, формальный характер; более высокая итоговая оценка не обеспечивает автоматически преимущества над конкурентами в борьбе за покупателя, так как характеристики товара не взаимозаменяемы: более привлекательным внешним видом изделия нельзя перекрыть отставание по техническим параметрам, а диплом по международной выставке хотя и повышает конкурентоспособность изделия, но не может компенсировать завышенной энергоемкости и т.п. Кроме того, запросы покупателей индивидуальны, и свойство изделия, очень важное для одного из них, может не иметь существенного значения для других. Поэтому назначение листов оценки конкурентоспособности изделий в том, чтобы выявить слабые места, установить причины отставания от конкурентов по отдельным характеристикам изделия, разработать и осуществить соответствующие организационно-технические и иные мероприятия, способствующие увеличению спроса, объема реализации.
Но изделие должно быть конкурентоспособно не только по потребительским свойствам, но и по цене и условиям реализации. Прежде всего с ценами фирм-конкурентов сравнивается базовая цена. Она не должна быть существенно выше, если нет значительного превосходства по потребительским свойствам, после чего сравниваются другие условия реализации: гибкая система скидок (скидка оптовым покупателям, постоянным покупателям, за предоплату и др.), бесплатная доставка, установка, ввод в действие, сопровождение в период эксплуатации (система обратной связи, учет возможных отклонений и помощь в их устранении в период после истечения гарантийного срока и др.).