Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);
- местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета РФ…………….5
1.1 Классификация расходов бюджета РФ……………………………..7
1.2 Система бюджетных расходов………………………………………16
Глава 2. Принципы формирования расходов бюджетов………………19
2.1 Расходы федерального бюджета…………………………………....19
2.2 Расходы бюджетов субъектов РФ…………………………………..23
2.3 Расходы местных бюджетов………………………………………...26
Глава 3. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета………………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………32
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

- содержание муниципальных  органов охраны общественного  порядка; 

-организация, содержание  и развитие муниципального жилищно-  коммунального хозяйства; 

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и  озеленение территорий муниципальных  образований; 

- организация утилизации  и переработки бытовых отходов  (за исключением радиоактивных);

- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

-организация транспортного  обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной  собственности или в ведении  органов местного самоуправления;

- обеспечение противопожарной  безопасности;

- охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

-реализация целевых  программ, принимаемых органами  местного самоуправления;

- обслуживание и погашение  муниципального долга; 

- целевое дотирование  населения; 

- содержание муниципальных архивов;

- проведение муниципальных  выборов и местных референдумов;

-финансирование реализации  иных решений органов местного  самоуправления и прочие расходы,  отнесенные к вопросам местного  значения, определяемые представительными  органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Органы власти муниципальных  образований из средств местных  бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования, здравоохранения, учреждений культуры и других учреждений непроизводственной сферы. В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета.

Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство - примерно треть всех расходов.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия  наиболее быстрыми темпами растут затраты  на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц и т. д.

Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Законом регламентируются взаимоотношения местных органов  власти с предприятиями (не договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий, поддержание дорог в районе прилегающих к ним территорий. В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают  право на получение и использование  бюджетных средств. Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета, которое осуществляется через банки.

Важное значение местных  бюджетов заключается в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета

 

Проведем сравнительный  анализ расходной части федерального бюджета 2010 - 2011 годов. Для этого используем данные Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес расходов, их абсолютное, относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения расходов.

Таблица 1 - Расходы Федерального бюджета на 2010-2011 гг.

 

Наименование расходов

2010 млрд. руб.

2011 удел. вес, %

Изменения

млрд. руб. 

удел. вес, %

млрд. руб.

удел. вес, %

темп прироста, %

Общегосударственные вопросы

1 087,4

12,29

777,6

8,33

-309,80

-3,96

0,28 

Национальная оборона

678,4 

7,67

793,0

8,50

114,60

0,83

0,17

Национальная безопасность

726,8

8,22

819,8

8,78

93,00

0,56

0,13

Национальная экономика

1366,1

15,44

1702,3

18,24 

336,20

2,8

0,25

Жилищно-коммунальное хозяйство

103,0

1,16

196,5

2,11

93,50

0,95

0,91

Охрана окружающей среды

12,3

0,14

16,8

0,18

4,50

0,04

0,37

Образование

386,4

4,37

495,8

5,31

109,40

0,94

0,28

Культура, кинематография

107,3

1,21

143,0

1,53

35,70

0,32

0,33

Здравоохранение,физ. культура и спорт

325,1

3,67

476,1

5,10

151,00

1,43

0,46

Социальная политика

328,7

3,72

2951,8

31,63

2623,10

27,91

7,98

Обслуживание гос. и  муниц. долга

-

-

389,9

4,18

389,90

4,18

-

Межбюджетные 

трансферты

3725,4 

42,11 

569,7 

6,10

-3 155,70

-36,01

-0,85

Всего расходов

8847,0 

100

  9352,4 

100

485,40 

-  

0,05


 

 Как видно из  таблицы 1 за анализируемый период  расходы федерального бюджета увеличились на 485,4 млрд. руб. (0,05%) и произошли значительные изменения в их структуре.

В 2011 г. по отношению к 2010 г. существенно выросли показатели жилищно-коммунальное хозяйство (0,91%), охрана окружающей среды (0,37%), здравоохранение (0,46%) и социальная политика (7,98%).

В 2011 г. значительно сокращены  расходы на общегосударственные  вопросы (на 309,80 млрд. руб. или на 0,28%), трансферты другим бюджетам также сокращены (на 3155,7 млрд. руб. или на 0,85%).

На общегосударственные  вопросы расходы уменьшились с 1087,4 млрд. руб. в 2010 г. до 777,6 млрд. руб. в 2011 г., то есть на 309,80 млрд. или на 0,28%, значительно снизился их удельный вес в общей сумме расходов - на 3,96%.

На национальную оборону  расходы возросли с 678,4 млрд. руб. в 2010 г. до 793,0 млрд. руб. в 2011 г., то есть на 114,60 млрд. или на 0,17%.

На национальную экономику  расходы возросли с 1366,1 млрд. руб. в 2010 г. до 1702,3 млрд. руб. в 2011 г., то есть на 336,20 млрд. или на 0,25%, также значительно  снизился их удельный вес в общей сумме расходов - на 2,8%.

Значительно возросли расходы  по статье социальная политика: с 328,7 млрд. руб. в 2010 году до 2951,8 млрд. руб., т. е. на 2 623,10 млрд. руб. или 7,98%.

Межбюджетные трансферты в 2011 г. составили 569,7 млрд. руб., что  на 3155,70 млрд. руб. меньше 2010 года.

Заключение

 

По экономической сущности, государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу перераспределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредотачивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государства.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства  и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Тема данной работы остается весьма актуальной. В экономической литературе эта проблема освещается довольно подробно. О бюджетах, бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, а особенно о расходах бюджетов пишут много: круг авторов публикаций широк, встречаются различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, так на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и  литературы

  1. Источники:            1. Федеральный Закон РФ от 24 ноября 2008г. № 204-ФЗ о Федеральном бюджете на 2009г. и плановый период 2010-11гг. 

2. www.CBR.ru-Центральный Банк РФ официальный сайт.

  1. 1. Александров И.М. Бюджетная система РФ: Учебник.- 2-е изд.- М.: Издат.- торг. Корпорация Дашков и К,2007.-486с.

2. Бабич А.И., Павлова  Л.Н. Финансы: Учебник.- М.: ИД ФБК  - ПРЕСС, 2000.- 760с.

3. Балабанов А.И. Балабанов  И.Т. Финансы.- СПб: Питер, 2002

4. Бюджетная система  Российской Федерации: Учебник/О.И. Врублевская и др.-3-е изд., исправ. и перераб.- М.: Юрайт- Издат,2004

5. Сумароков В.Н. Государственные  финансы в системе макроэкономического  регулирования.- М.: Финансы и статистика, 1996г.

6. Тренев Н.Н. Управление  финансами: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика,1999.- 496с.

7. Щиборщ К.В. Бюджетирование  деятельности промышленных предприятий  России.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд. Дело и Сервис,2004.-592с.

8. Шуляк П.Н., Белотелова  Н.П. Финансы: учебное пособие  (с применением структурно-логических схем).- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001.- 452с.

9. Финансы: Учебник  для вузов (Под ред. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ,2000.- 527с.

10. Циммерман Х. Муниципальные  финансы: учебник /пер. с нем.- М.: Дело и Сервис.- 2003.-352с.

 

III.   Справочные информационные издания: финансовокредитный энциклопедический словарь/сост.А.Г. Грязнова- Н.: финансы и статистика, 2004г.- 1168 страниц.


Информация о работе Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета