Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является опроделить теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета, проведение анализа, разработка мероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.
Задачи данной работы:
 дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
 рассмотреть принципы построения бюджета;
 рассмотреть состав и структуру доходов Федерального бюджета;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1 Доходы Федерального бюджета………………………….............
4
1.1 Сущность доходов Федерального бюджета……………………..
4
1.2 Состав и структура доходов Федерального бюджета…………...
7
1.3 Классификации доходов Федерального бюджета……………….
12
1.4 Бюджетное прогнозирование и планирование доходов………..
14
Глава 2 Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета
Российской Федерации……………………………………………
21
2.1 Анализ доходов Федерального бюджета за 2008-2010 года…..
21
2.2 Пути совершенствования налоговых доходов федерального
бюджета……………………………………………………………
32
Заключение……………………………………………………………………
38
Список использованных источников и литературы……………..………...
39

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

 

Таможенные пошлины в динамике  уменьшаются  на 800,5 млрд. руб. от 3484,87–2684,38 млрд. руб. Удельный вес в 2008,2009,2010г.г. уменьшается соответственно 35,09%; 34,86%; 35,31%.

Ввозные таможенные пошлины в динамике 2008 – 2009 г.г. уменьшаются от 625,57–473,46 млрд. руб., но затем с 2009 – 2010 г.г. растут  на 43,05 млрд. руб., составляя  516,51 млрд. руб. Удельный вес за весь период меняется соответственно 6,3%; 7%; 6,79%. 

Вывозные таможенные пошлины в 2010 году составляют 2167,88 млрд. руб., что 691,4 млрд. руб. меньше относительно 2008 года. Удельный вес снижается  от 28,8%– 28,52%.

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую  в 2009 году уменьшаются на 623,79 млрд. руб. относительно 2008 года. Затем идет увеличение данного показателя в 2010 году на 162,6 млрд. руб. относительно 2009 года. Удельный вес изменяется не значительно: в 2008 г. – 17,98%; в 2009 г. – 17,17%; в 2010г.  –17,41%.

Вывозные таможенные пошлины на газ природный уменьшаются в 2009 году на 88,69 млрд. руб., составляя 330,05 млрд. руб. В 2010 году данный показатель увеличивается на 71,47 млрд. руб., составляя 401,52 млрд. руб. Удельный вес также практически не изменяются: 4,94%; 4,88%; 5,29% соответственно.

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти. Эта статья в динамике уменьшается от 522,6–410,35  млрд. руб. на 112,25 млрд. руб.

Прочие вывозные таможенные пошлины в динамике уменьшаются на 29,3 млрд. руб. от 61,69–32,39 млрд. руб. Удельный вес уменьшается соответственно от 0,62%–0,43%.

Таможенные сборы уменьшились на 5,16 млрд. руб., составив 23,03 млрд. руб. Удельный вес уменьшился на 0,02 % .

Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана уменьшились  в 2010 году на 2,66 млрд. руб.  относительно 2009 года. Удельный вес меняется в 2008,2009,2010 г.г. соответственно 0,08%; 0,15%; 0,10%.

Доходы от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия в течение 3-х лет растут. В 2010г. на 6,71 млрд. руб., относительно 2008г, на 0,58 млрд. руб. – относительно 2009г.

Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности значительно уменьшились, составив в 2010 году 15,02 млрд. руб. с удельным весом 0,20%.

 

2.2 Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета

 

Невзирая на множество способов и методов прогнозирования бюджетных доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия должна учитывать.

В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:

- создание стабильной и ясной налоговой системы;

- формирование стимулов к повышению собираемости налогов;

- создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;

- укрепление доходной части бюджета.

В основе разработки проекта федерального бюджет на 2011 г. и на период до 2013 г. лежали достигнутые в 2010-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.

Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме финансового плана, опыт которого был реализован на трехлетний период – 2008-2010 гг.

В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 8 844 554 761,0 тыс. рублей.

Прогнозируемое в 2011 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Так, с 2011 г. должен быть изменен порядок налогообложения доходов организаций, полученных в виде дивидендов. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций предусмотрено по дивидендам, полученным при стратегическом участии российской организации в российской или в иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предлагается установить в виде доли участия организации не менее 50%, при обязательном выполнении условия, согласно которому такая доля в абсолютном выражении будет составлять не менее 500 млн. руб.

Предусмотрена, ставшая традиционной, ежегодная индексация ставок акцизов. Индексация коснется ставок по следующим видам подакцизных товаров: алкогольной продукции (включая вина), спирту и спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям и легковым автомобилям.

Кроме того, подготовлены поправки в части налогообложения доходов физических лиц, которые должны вступить в действие с 1 января 2011 г. Речь идет о снижении ставки налога на доходы физических лиц с 30% до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. При этом необходимо отметить следующее. Изменения налогового законодательства в части взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на формировании е консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в консолидированные бюджеты субъектов РФ с последующим распределением между региональными и местными бюджетами согласно нормативам, установленным соответствующими статьями БК РФ.

По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.

Поступления НДС в федеральный бюджет составят:

В 2011 г. – 2168,5 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.

В 2012 г. – 2797 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1006,4 млрд. руб.

При планировании поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, учитывались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.

В основном расчет поступлений НДС базируется на определении размера следующих показателей: суммы налога (в 2011 г. – 16 101,7 млрд. руб.), исчисленного исходя из валового объема выручки налогоплательщиков и суммы налоговых вычетов за соответствующий период (общая сумма налоговых вычетов в 2011 г. прогнозируется в размере 14 860,6 млрд. руб.) При этом налоговые вычеты объединены в группы по соответствующим признакам.

Во-первых, это налоговые вычеты, предъявляемые подрядными организациями при проведении капитального строительства. Расчетная сумма налоговых вычетов по указанной группе в 2011 г. определена в размере 270,2 млрд. руб.

Во-вторых, налоговые вычеты по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью налогоплательщиков. Сумма налоговых вычетов в 2011 г. может составить 1 199,9 млрд. руб.; по операциям, связанным с реализацией товаров на экспорт,- 672,1 млрд. руб.

В-третьих, самая большая и разнообразная группа по своему составу - прочие налоговые вычеты, суммы которых в 2011 г. может составить 13 390,5 млрд. руб.

При расчете НДС кроме налоговых вычетов, уменьшающих поступление налога в бюджет, также предусмотрены суммы, подлежащие возмещению в связи с применением специального налогового режима – «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Прогнозируемое в 2011 г. возмещение НДС при выполнении соглашений о разделе продукции оценивается в размере 6,7 млрд. руб.

В связи с изменением налогового законодательства и введением поквартальной уплаты налога. В 2011 г. вероятны дополнительные потери в размере 228,7 млрд. руб.

Кроме того, при прогнозировании НДС учитывается корректирующий коэффициент, который отражает средний уровень собираемости, сложившийся за предыдущие годы.

Вместе с тем, в 2011 г. возможны дополнительные поступления до 329,0 млрд. руб. в связи с уплатой налога по результатам контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами.

При расчете НДС, уплачиваемого при вывозе товаров на таможенную территорию РФ, в качестве базового показателя принимается прогнозируемый на среднесрочную перспективу объем импорта из стран дальнего зарубежья, стран-участников СНГ и Республики Беларусь, который корректируется на сумму ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

Доход федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций, планируемые на трехлетний период, должны составить: в 2011 г. – 534.5 млрд. руб., в 2012 г. и 2013 г. 587,6 млрд. руб. и 645,1 млрд. руб. соответственно.

В 2011 г. сумма налога на прибыль по обычным видам деятельности, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, определена в размере 456,0 млрд. руб. Налог по иным видам доходов (облагаемых по ставке 20%, 15 % и 9%) может составить 52,3 млрд. руб. А с учетом уровня собираемости налога, ожидаемые поступления могут составить примерно 9% от прогнозируемого объема.

Кроме того, в 2011 г. возможны потери бюджета в связи с изменением налогового законодательства – применения ставки в размере 0% по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями, при стратегическом участии в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды.

Вместе с тем, ожидаются дополнительные поступления в результате повышения эффективности работы налоговых органов (в части контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства) и улучшения администрирования налога.

Поступления от уплаты НДПИ на среднесрочный период планирования ожидаются: в 2011 г. – 868,5 млрд. руб., в 2012 г. – 851,9 млрд. руб., в 2013 г. – 849,9 млрд. руб.

Сложность прогнозирования НДПИ заключается в том, что налогообложению подлежит весьма широкий спектр по своему видовому составу добываемых полезных ископаемых.

Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций.

С другой стороны, при утверждении характеристик федерального бюджета в форме закона, к качеству организации бюджетного процесса предъявляются более высокие требования, в том числе, к стабильности государственной политики и ее ориентации на решение стратегических задач социально-экономического развития, достоверности макроэкономического прогнозирования. В первую очередь, необходима высокая степень уверенности в стабильности экономических условий, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Значительная степень зависимости доходных источников федерального бюджета от мировой конъюнктуры, по крайней мере, в ближайшее время, создает достаточно высокие риски выполнения параметров, заложенных в федеральном бюджете.

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены сущность федерального бюджета, его функции, были показаны принципы исполнения федерального бюджета. Проанализирован Федеральный бюджет 2008-2010 г.г., т.е. рассмотрен состав и структура доходов федерального бюджета, дана общая характеристика бюджета.

Проанализировав данные таблиц можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Доходы Федерального бюджета 2010 года уменьшились по сравнению с 2008 годом почти на 3 млрд. руб., а по сравнению с 2009 годом остались почти неизменными. Текущая ситуация в экономике, вызванная финансово-экономическим кризисом, и снижение на этом фоне доходов бюджета требуют поиска новых подходов в работе, а также максимального ускорения решения имеющихся проблем.

Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

  Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [принят Гос. думой 17июля              .1998 г. № 145 ФЗ (с изменениями на 27 декабря 2009 года ] – Электронный доступ // http://www.glavbukh.ru/budk/

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [принят Гос. Думой 16.июля.1998г. № 146-ФЗ. (ред. от 29.декабря.2009 г.)]  - Электронный доступ //www.consultant.ru/.../nalog1/

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [принят Гос. Думой 19.июля .2000). (ред. от 27.декабря.2009)] - Электронный доступ //www.consultant.ru/.../nalog2/

4. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: [федерал. закон: принят Гос. Думой 17 июля 2009 г. № 121- ФЗ] – Электронный доступ // http://www.rg.ru/2009/07/28/zakon-dok.html.

Информация о работе Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета Российской Федерации