Анализ механизма функционирования и современного состояния рынка государственного внутреннего долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
• Раскрыть понятие государственного долга;
• Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
• Изучить объемы государственного внутреннего долга.
• Исследовать тенденции и перспективы государственного внутреннего долга.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие внутреннего государственного долга
1.1. Понятие государственного долга
1.2. Внутренний государственный долг и его сущность
1.3. Состав внутреннего государственного долга
Глава II. Государственный внутренний долг
2.1. Структура и объем внутреннего долга РФ
2.2. Верхний предел и динамика государственного внутреннего долг
Глава III. Перспективы развития государственного внутреннего долга
3.1 Основные способы погашения внутреннего долга
3.2 Тенденции государственного внутреннего долга
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы госдолг++.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в следующей таблице.

 

 

На 1 января 2008 года

На 1 января 2009 года

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

 

Факт

факт

Закон № 204-ФЗ (с  изменениями)

проект

Проект

Проект

 

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

Государственный внутренний долг, всего

1301,2

100

1499,8

100

2515,3

100

3301,8

4109,7

100

4344,3

100

в том числе:                

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1248,9

96

1421,5

94,8

1965,7

78,1

2558,9

3329,7

81

3583,8

82,5

государственные гарантии

46,7

3,6

72,5

4,8

543,1

21,6

735,8

772,5

18,8

752,6

17,3

Прочая

5,6

0,4

5,8

0,4

6,5

0,3

7,1

7,5

0,2

7,9

0,2

задолженность


 

 

Объем внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего госдолга.

По предварительным расчетам Счетной палаты, расходы, на обслуживание госдолга, достигнут 291,6 млрд. рублей в 2011 году и 352,0млрд. рублей в 2012 году и увеличатся относительно ВВП с 0,45 % в 2010 году до 0,66 % в 2012 году.

В связи с увеличением государственных внутренних заимствований расходы обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному росту. В 
2010 году они прогнозируются в размере 194,0 млрд. рублей, что на 91,1 % превышает показатель 2009 года (101,5 млрд. рублей).

Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 50 % в 2009 году до 63,8 % в 2010 году.

При расчете купонных ставок по ОФЗ, планируемым к размещению в 2010 году, показатели доходности определены Минфином России на уровне 9,5 - 10,5 % по краткосрочным инструментам и до 11 - 12 % по среднесрочным и долгосрочным инструментам.

В связи с формированием в законопроекте бюджетных ассигнований только на 2010 год в материалах, предоставленных одновременно с законопроектом, отсутствуют данные о расходах на обслуживание внутреннего госдолга на 2011 и 2012 годы. Примерные расчеты этих расходов, проведенные Счетной палатой с учетом примененных для 2010года условий и допущений, показывают рост расходов относительно 2010 года в 2011 году на 43 - 48 % и в 2012 году на 55 - 60 %.

 

 

 

 

Глава III. Перспективы развития государственного внутреннего долга.

3.1  Основные способы погашения внутреннего долга

 

Для того чтобы  последствия роста внутреннего  долга для страны не стали слишком  тяжелыми правительство должно предпринимать  определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

Введение специальных  налогов или повышение налоговых  ставок позволит в краткосрочном  периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование — пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти.  Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным — расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестирования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг.

В структуре  погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года (см. рис.2). Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Центрального банка, который переоформили в ОФЗ. Минфин практически не допускаем платежных пиков и считает, что до 2010 г. объем погашения не превысит 100-110 млрд. руб. В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков.

 

Рис.2. Структура  государственного долга РФ по срокам погашения, млрд. руб.

 

Документ сохраняет  позицию, которую Минфин выбрал ранее: государственный долг Российской Федерации  и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению  к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти.

3.2  Тенденции государственного внутреннего долга

 

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.

В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом.

 

 

 

 

 

Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в следующей таблице.

 

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

На 1 января 2014 года

2013 г. к 2010 г., %

 

отчет

Закон № 308-ФЗ (с изм.)

проект

проект

проект

 

 

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура,

%

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

 

Государственный внутренний долг,

Всего

2 094,7

100

3 726,7

100

5 148,4

100

6 976,4

100

8 826,3

100

236,8

в том числе:

                     

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1 837,1

87,7

2 933,0

78,7

4 076,7

79,2

5 621,1

80,6

7 147,5

81,0

243,7

государственные гарантии

251,4

12

787,1

21,1

1 064,8

20,7

1 355,3

19,4

1 678,8

19,0

213,3

Прочая

задолженность

6,2

0,3

6,6

0,2

6,9

0,1

0,0

0

0,0

0

 

 

Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39 %, чем в 2010 году. За 2011 - 2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга.

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 - 2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.

На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3 - 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.

В 2011 - 2013 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего    долга    по    государственным    гарантиям    Российской    Федерации.

Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года -1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 678,8 млрд. рублей.

К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.

На обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному росту, в 2013 году они превысят показатель 2010 года в 2,5 раза. Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 69,93 % в 2011 году до 81,1 % 2013 году.

Основной объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего долга в 2011 - 2013 годах будет приходиться на ОФЗ - АД и ОФЗ - ПД: ОФЗ -АД в 2011 году - 43,5 млрд. рублей, в 2012 году - 40,4 млрд. рублей, в 2013 году -42,1 млрд. рублей; ОФЗ - ПД в 2011 году - 213,5 млн. рублей, в 2012 году - 325,8 млрд. рублей, в 2013 году - 400,5 млрд. рублей.

Такой рост процентных расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга обусловлен не только увеличением объема государственного внутреннего долга в 2011 - 2013 годах, но и ростом планируемой доходности по государственным ценным бумагам. Расчет процентных расходов в 2011 - 2013 годах производился исходя из планируемой доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % - 5,5 %, среднесрочным -6 % - 8 %, долгосрочным - 8 % - 8,5 %.

 

Структура государственного внутреннего долга  Российской Федерации срокам погашения и по видам обязательств (на 01 ноября 2010 г.)

 
       
         

 

 

 

 

 

 

       

Год погашения

По видам  долговых обязательств

ВСЕГО

ОФЗ-ПД

ОФЗ-АД

ГСО-ФПС

ГСО-ППС

2010

-

-

-

30,000

30,000

2011

240,436

31,000

-

0,415

271,851

2012

338,231

31,000

-

-

369,231

2013

245,502

2,600

-

70,000

318,102

2014

130,733

7,420

-

-

138,153

2015

92,167

47,420

-

40,000

179,587

2016

90,905

47,420

-

-

138,325

2017

-

56,417

-

-

56,417

2018

-

105,796

-

-

105,796

2019

-

53,124

-

-

53,124

2020

-

51,680

-

-

51,680

2021

-

74,573

-

-

74,573

2022

-

35,111

52,000

-

87,111

2023

-

34,111

39,000

-

73,111

2024

-

18,000

41,000

-

59,000

2025

-

19,000

-

-

19,000

2026

-

19,000

-

-

19,000

2027

-

22,000

-

-

22,000

2028

-

20,000

-

-

20,000

2029

-

23,000

-

-

23,000

2030

-

-

-

-

-

2031

-

-

-

-

-

2032

-

-

-

-

-

2033

-

-

-

-

-

2034

-

29,228

-

-

29,228

2035

-

58,456

-

-

58,456

2036

-

29,228

-

-

29,228

ИТОГО

1 137,974

815,584

132,000

140,415

2 225,973

 

         
           

Информация о работе Анализ механизма функционирования и современного состояния рынка государственного внутреннего долга