Анализ механизма функционирования и современного состояния рынка государственного внутреннего долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
• Раскрыть понятие государственного долга;
• Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
• Изучить объемы государственного внутреннего долга.
• Исследовать тенденции и перспективы государственного внутреннего долга.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие внутреннего государственного долга
1.1. Понятие государственного долга
1.2. Внутренний государственный долг и его сущность
1.3. Состав внутреннего государственного долга
Глава II. Государственный внутренний долг
2.1. Структура и объем внутреннего долга РФ
2.2. Верхний предел и динамика государственного внутреннего долг
Глава III. Перспективы развития государственного внутреннего долга
3.1 Основные способы погашения внутреннего долга
3.2 Тенденции государственного внутреннего долга
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы госдолг++.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  согласно бюджетного кодекса включаются:

номинальная сумма  долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте Российской Федерации;

объём основного  долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в валюте Российской Федерации;

объем основного  долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

Размеры и структура  государственного внутреннего долга  представлены в программе государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Государственный внутренний долг

2.1 Структура и объем внутреннего долга РФ

 

Структура современного внутреннего долга РФ:

  1. Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС):
  2. Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Купонные облигации могут выпускаться с фиксированной процентной ставкой, доход по которой выплачивается постоянно на протяжении всего срока обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной номинальной доходности чревато большим риском для эмитента. При снижении процентных ставок эмитент должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной при эмиссии облигаций.

Облигации федерального займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые  Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала. Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций.

Срок обращения  ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались  эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.

Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости. Размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с амортизацией долга впервые  выпущены в мае 2002г. Главная особенность  ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

 

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах.

В млрд.рублей

 

 

Вид долгового обязательства

ОФЗ-ПД

ОФЗ-АД

ГСО-ППС

ГСО-ФПС

Итого внутренний долг

01.01.2010

706,372

863,377

135,415

132,000

1 837,164

01.02.2010

706,181

863,377

135,415

132,000

1 836,973

01.03.2010

723,278

863,377

100,415

132,000

1 819,070

01.04.2010

738,380

848,805

150,415

132,000

1 869,600

01.05.2010

742,127

848,805

150,415

132,000

1 873,347

01.06.2010

699,614

848,805

150,415

132,000

1 830,834

01.07.2010

760,379

848,805

170,415

132,000

1 911,599

01.08.2010

840,791

830,156

170,415

132,000

1 973,362

01.09.2010

907,679

830,156

170,415

132,000

2 040,250

01.10.2010

1 053,068

815,584

170,415

132,000

2 171,067

01.11.2010

1 137,974

815,584

140,415

132,000

2 225,973


 

 

Структура и  динамика государственного внутреннего  долга  
 
(в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) 
 
в период с 01.10.10 г. по 31.10.10 г.

(млрд. руб.)

Виды государственных  ценных бумаг

По  состоянию 

на 01.10.10

Изменение госдолга с 01.10.10 по 31.10.10

По  состоянию 

на 01.11.10

ОФЗ-ПД

1 053,068

+ 84,906

1 137,974

ОФЗ-АД

815,584

 

815,584

ГСО-ППС

170,415

- 30,000

140,415

ГСО-ФПС

132,000

 

132,000

 Итого

2 171,067

+ 54,906

2 225,973


 

Если проследить структуру государственного внутреннего  долга выраженного в государственных  ценных бумагах и в % соотношении, то получим следующую диаграмму. Из которой можно сделать вывод  о том, что 51,1225% приходится на ОФЗ-ПД, а на последнем месте находится ГСО-ФПС и составляет 5,93%.

 

Эволюция рынка  государственных ценных бумаг вполне логично разбивается на этапы. На текущий момент можно выделить пять этапов развития российского рынка  внутреннего долга.

Этап 1 связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. Содержание этапа 3 определяется системным финансовым кризисом, тогда как этап 4 характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, этап 5 представляет современное развитие рынка внутреннего долга.

В объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  субъекта Российской Федерации,  обязательства по которым выражены  в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга  по кредитам, полученным субъектом  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, привлеченным  в бюджет субъекта Российской  Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) объем обязательств по  государственным гарантиям, предоставленным  субъектом Российской Федерации,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

5) объем обязательств субъекта  Российской Федерации перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

6) объем иных (за исключением  указанных) непогашенных долговых  обязательств субъекта Российской  Федерации, обязательства по которым  выражены в валюте Российской Федерации.

 

 

 

 

Объем государственного внутреннего  долга                                       Российской Федерации

     

По  состоянию на

Объем государственного внутреннего долга  Российской Федерации, млрд. руб.

Всего

в т.ч. государственные гарантии в валюте Росийской Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36


 

За период от 1 января 2010 года до 1 октября 2010 года можно проследить следующие изменения в объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. СМ ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Из данных таблицы  можно сделать вывод об изменениях долга в млрд. рублей:

 

По состоянию на

01.01.2010

По состоянию на

01.10.2010

Изменение долга

млрд.руб.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации – всего

2 094,731

2 498,320

+403,589

государственные гарантии Российской Федерации в  валюте Российской Федерации

251,364

320,841

+69,477


 

Одним из негативных последствий внутренних государственных  заимствований является так называемый «эффект вытеснения частных компонентов  совокупного спроса». Его суть состоит  в следующем. Если правительство  выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт.

 

    1. Верхний предел и динамика государственного внутреннего долга

 

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3 %, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). В плановом периоде внутренний госдолг будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или на 72,7 %.

Информация о работе Анализ механизма функционирования и современного состояния рынка государственного внутреннего долга