Автоматизация обработки банковской информации и возможности ее использования в финансово-кредитной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании и анализе подходов к автоматизации обработки банковской информации в финансово-кредитной системе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность автоматизации обработки информации;
- изучить нормативно-правовые документы, регулирующие процессы автоматизации обработки банковской информации;
- выявить особенности ЕСМ-систем как средства автоматизации управления обработки банковской информации;
- выполнить анализ проекта Централизованная обработка платежных поручений в ЗАО «ЮниКредит Банк»;
- выработать рекомендации по дальнейшему развитию автоматизации бизнес-процессов в ЗАО «ЮниКредит Банк».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ОБРАБОТКИ БАНКОВСКОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………7
1.1. Понятие и сущность автоматизации, история развития автоматизации обработки информации…………………………………….7
1.2. ЕСМ-системы – современный подход к автоматизации управления информацией, динамика развития рынка ЕСМ-систем…………………..15
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая процессы автоматизации обработки банковской информации …..………………………………….25
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ЮНИКРЕДИТ БАНК»)…………………..32
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «ЮниКредит Банк»…………………………………………………………………………..32
2.2 Анализ особенностей автоматизации документооборота в банках.48
2.3. Внедрение проекта Централизованная обработка платежных поручений в ЗАО «ЮниКредит Банк»…………..………………………….57
Глава 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ………………………………………………………………………...64
3.1 Основные тенденции совершенствования процессов управления информацией в банковском секторе………………………………………..64
3.2 Направления дальнейшего развития автоматизации бизнес-процессов в ЗАО «ЮниКредитБанк»………………………………………69
3.3. Развитие компетенций персонала банка для работы в условиях применения современных информационных технологий………………..72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Осотина_29_05.docx

— 728.62 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая процессы автоматизации обработки банковской информации

 

Определение информационной системы можно найти в Федеральном законе N 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в п.3 ст.2: «информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». То есть это как раз не дистрибутив системы электронного документооборота, а совокупность аппаратных средств (серверная часть, сетевая инфраструктура, персональные вычислительные устройства) и программных средств (системное, инфраструктурное, прикладное программное обеспечение и настройки программного обеспечения), а также содержащаяся в системе информация. Еще более полное определение информационной системы можно найти в руководящих документах по безопасности. Например, РД "Безопасность информационных технологий. Критерии оценки безопасности информационных технологий», утвержденный Гостехкоммисией России 19.06.2002 дает такое определение: «Система - специфическое воплощение ИТ с конкретным назначением и условиями эксплуатации». Это определение подчеркивает, что информационные технологии воплощены в данной системе специфическим, индивидуальным  образом, для достижения определенной цели. Уникальны и условия эксплуатации: помещения, организация доступа на территорию организации, организация работы системы (нормативы, регламенты).

Федеральный закон «О персональных данных», определяет случаи обработки персональных данных и сроки предоставления операторами информации по запросам граждан.

Закон конкретизирует понятия «персональные данные», «оператор», «обработка персональных данных» и т.д. Определяются случаи, допускающие обработку данных, определяются обязанности оператора и требования к хранению и обеспечению безопасности информации. Новая версия закона в определенной мере упрощает требования к операторам данных. Это, к примеру, касается активностей, связанных с получением согласия на обработку и передачу персональных данных на аутсорсинг. Расширено число случаев, не требующих получения согласия от субъекта. В то же время, ФЗ предусматривает ряд требований к защите данных, способных изменить политику операторов.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.10.2010 № 327-СТ утвержден ГОСТ Р 53898-2010 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению».

Объектом стандартизации является электронное сообщение, пересылаемое между системами управления документами в процессе информационного взаимодействия. Стандарт устанавливает формат, состав и содержание электронного сообщения, обеспечивающего информационное взаимодействие систем управления документами. Электронное сообщение представляет собой XML-документ установленной настоящим стандартом структуры и с заданным настоящим стандартом составом элементов и их атрибутов и, возможно, набора дополнительных файлов, являющихся неотъемлемой частью сообщения.

Использование единого формата обмена документами позволяет обеспечить пересылку электронных документов без потери информации и без необходимости ее дополнительной обработки, решить вопросы уменьшения стоимости разработки интерфейсов и связей между системами управления документами, уменьшить дублирование данных и необходимость их повторного ввода, создает условия для реализации менее дорогостоящей и трудоемкой совместимости систем управления документами различных производителей. Применение стандарта способствует интеграции разрозненных систем управления документами в единую межведомственную систему обмена документами.

Стандарт разработан Обществом с ограниченной ответственностью «Электронные офисные системы (проектирование и внедрение)», Региональной общественной организацией «Гильдия специалистов в области информатики и управления документацией» и Закрытым акционерным обществом «Научно-Технологический Центр ИРМ» в рамках ПК 6 «Жизненный цикл электронного документооборота» ТК 459 «Информационная поддержка жизненного цикла изделий» во исполнение Программ национальной стандартизации на 2009 и 2010 гг.

Расчетные операции относятся к базовым услугам банков, на долю которых приходится до 2/3 операционного времени банковского персонала. В соответствии с действующим законодательством расчеты между юридическими лицами осуществляются через счета, открываемые ими в банках. Расчетное обслуживание клиентов банками способствует концентрации денежных ресурсов в банках и создает возможность использования этих средств в качестве источника кредитования, поэтому банки заинтересованы в рациональной организации платежного оборота.

Расчеты осуществляются с поставщиками, подрядчиками, с бюджетом, внебюджетными фондами, подотчетными лицами, с учредителями, государственными и муниципальными органами, с дочерними (зависимыми) обществами, прочими дебиторами и кредиторами. Выполняя расчетные операции, банки выступают посредниками, участвующими в процессе организации расчетных правоотношений. Клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчетного обслуживания и по всем видам банковских операций могут пользоваться услугами одного или нескольких банков.

Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права, в первую очередь нормами гражданского и финансового права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, является Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О Центральном банке (Банке России)", Федеральный закон " О банках и банковской деятельности", Налоговый кодекс РФ, Положение ЦБ РФ "О безналичных расчетах в РФ" от 3 октября 2002г. № 2-П и др.

Гражданский кодекс РФ регулирует права и обязанности хозяйствующих субъектов, равно как и устанавливает ответственность за нарушение этих обязательств.

Расчетные отношения регламентируются также постановлениями правительства РФ, нормативными актами Банка России. Банк России является органом, регулирующим, координирующим и лицензирующим организацию расчетных отношений, в том числе клиринговых систем в России. К компетенции Банка России относится установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов. В настоящее время действует Положение "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. № 2-П, которое регламентирует общие подходы к организации расчетов и единый документооборот в банках.

При проведении расчетных операций основными видами деятельности банка являются:

· зачисление и хранение поступающих на счет клиента денежных средств;

· списание по поручению клиента (а по решению суда и в других предусмотренных законодательством и договором случаях - без такого поручения) соответствующих сумм с его счета для зачисления их на счет кредиторов;

· прием от клиента и выдача ему по его поручению наличных денег;

· выплата установленных процентов на хранимые на счете суммы;

· контроль законности и возможности проведения денежной операции;

· определения остатка средств на счетах клиентов и на основании поступлений, выдач, начисления налогов, обязательных резервов, дивидендов, процентов, комиссионных и т.д., зачисление или списание денег с расчетных, текущих или других счетов клиентов;

безналичный расчет коммерческий банк

· извещение всех участников операций об их проведении и результатах.

Правовое обеспечение расчетных операций основывается на соблюдении определенных правил, сроков и стандартов проведения операций. Важнейшими из них являются принципы организации расчетных отношений. В соответствии с этими принципами:

· все предприятия независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить денежные средства (как собственные, так и привлеченные) в банке на соответствующих счетах;

· в наличной форме денежные средства могут находиться в кассах банков в пределах лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием;

· денежные расчеты между предприятиями проводятся путем безналичных расчетов через банки;

· платежи (расчеты) осуществляются банком в соответствии с полученными от предприятия денежно-расчетными документами.

При осуществлении расчетов банки и клиенты принимают на себя определенные обязательства, которые носят императивный характер, т.е. должны строго соблюдаться по нормам Гражданского кодекса РФ. Так, существуют правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, предусмотренного договором о возмездном оказании услуг. При условии наблюдения договора банком (или неполного исполнения) или несоблюдения сроков исполнения обязательств клиента банк должен возместить клиенту фактически понесенные им убытки, включая реальный ущерб и произведенные заказчиком платежи в пользу своего контрагента.

Для банка нарушение в одностороннем порядке договора со стороны клиента означает не только прямой ущерб, но и упущенную им выгоду, которая должна быть возмещена в полном объеме. Подобные нарушения приводят не только к ухудшению финансового состояния сторон, но и подлежат обязательному разбирательству в судебных инстанциях.

Основанием для осуществления расчетов является договор банковского или корреспондентского счета, если иное не установлено законодательством. Важнейшими нормами, которые регулируют расчетные отношения, являются:

· своевременность выполнения расчетов по договору;

· сохранность документации;

· конфиденциальность полученной банком информации от клиента;

· ответственность банка за ненадлежащее качество оказания расчетных услуг.

В соответствии с договором банковского счета устанавливаются сроки проведения платежей и расчетов банком. Оптимальным способом осуществления расчетов являются платежи, проводимые банком в день представления документации клиентов (т.е. день в день), если иное не предусмотрено договором.

Банк несет ответственность за нарушение срока проведения платежей, что очень важно, так как полноценная работа банков в области расчетных отношений полностью зависит от правильности оформления клиентской документации, выборка оптимальной формы расчетов, точности их заполнения. В связи с переходом к системе расчетов в режиме реального времени порядок прохождения документов становится действительно оптимальным и обеспечивает в наибольшей степени интересы банка и его клиента.

Важной составляющей расчетных взаимоотношений клиента и банка является сохранность документации, которая возлагается на банк (Закон РФ "О банках и банковской деятельности") и подлежит обязательному выполнению.

Банк также должен гарантировать клиенту конфиденциальность полученной информации. При исполнении банком своих обязательств, сведения, содержащиеся в клиентской документации, рассматриваются как коммерческая тайна и не подлежат разглашению третьим лицам. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.

Таким образом, объем соответствующих сведений должен быть определен в договоре. Этические нормы банковской деятельности предусматривают безусловное соблюдение конфиденциальности всей информации, ставшей известному банку в процессе расчетного обслуживания клиента. В противном случае за нарушение этой обязанности банк может быть лишен лицензии на право осуществления банковских операций.

Банк несет ответственность за ненадлежащее качество выполнения расчетных операций. Если эти отношения выполняются с отступлениями от договора, ухудшившими финансовое состояние клиента, последний вправе расторгнуть его и перейти на обслуживание в другой банк.

Убытки, которые понес клиент в случаи неквалифицированного обслуживания, могут быть взысканы с банка на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому ЦБ РФ, выдавшему лицензию: понесенные убытки в полном объеме; штраф, зачисляемый в доход федерального бюджета в соответствии с установленными размерами.

 

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ЮНИКРЕДИТ БАНК»)

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «ЮниКредит Банк»

 

ЗАО «ЮниКредит Банк» — это универсальный коммерческий банк, работающий в России с 1989 года. ЮниКредит Банк является крупнейшим российским банком с иностранным участием, занимая 8-е место в рейтинге ИНТЕРФАКС-100 по объему активов по результатам 2010 года. 100% голосующих акций принадлежит UniCredit Bank Austria AG, Вена, Австрия, входящему в состав финансовой группы UniCredit. ЮниКредит Банк имеет Генеральную лицензию №1 Банка России.

Кредитная организация создана в 1989 году под именем «Международный Московский Банк» (ММБ) на основании постановления Совета министров СССР. Уже в 1991 году получена генеральная лицензия Банка России № 1. ММБ стал первым российским банком с участием иностранного капитала. В число его учредителей вошли три отечественных банка (Внешэкономбанк — 20%, Сбербанк — 10%, Промстройбанк — 10%) и пять западных (Bayerische Hypo- und Vereinsbank (HVB), Creditanstalt-Bankverein, Banka Commerciale Italiana, Credit Lyonnais и Kansalis-Osaki-Pankki), каждому из которых принадлежало по 12%. В июне 1994 года Внешэкономбанк вышел из состава акционеров ММБ. Его акции были распределены между двумя новыми акционерами — Внешторгбанком и BCEN-Eurobank, в то время французским дочерним банком ЦБ РФ.

В 2001 году ММБ присоединил к себе российскую «дочку» Банка Австрия (Bank Austria). В 2005 году Банк Австрия вошел в состав группы UniCredit*. К концу 2006 года UniCredit через дочерний «Банк Австрия Кредитанштальт АГ» (BA-CA) консолидировал 90,03% акций ММБ, еще 9,97% (почти 5% голосующих) владел Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР). В июле 2007 года UniCredit завершил сделку по приобретению доли ЕБРР и стал владельцем 100% акций ММБ. В соответствии с программой ребрендинга банков, вошедших в состав группы UniCredit в Восточной Европе, в декабре 2007 года банк был переименован в «ЮниКредит Банк» (ЗАО).

Информация о работе Автоматизация обработки банковской информации и возможности ее использования в финансово-кредитной системе