Автоматизация обработки банковской информации и возможности ее использования в финансово-кредитной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании и анализе подходов к автоматизации обработки банковской информации в финансово-кредитной системе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность автоматизации обработки информации;
- изучить нормативно-правовые документы, регулирующие процессы автоматизации обработки банковской информации;
- выявить особенности ЕСМ-систем как средства автоматизации управления обработки банковской информации;
- выполнить анализ проекта Централизованная обработка платежных поручений в ЗАО «ЮниКредит Банк»;
- выработать рекомендации по дальнейшему развитию автоматизации бизнес-процессов в ЗАО «ЮниКредит Банк».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ОБРАБОТКИ БАНКОВСКОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………7
1.1. Понятие и сущность автоматизации, история развития автоматизации обработки информации…………………………………….7
1.2. ЕСМ-системы – современный подход к автоматизации управления информацией, динамика развития рынка ЕСМ-систем…………………..15
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая процессы автоматизации обработки банковской информации …..………………………………….25
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ЮНИКРЕДИТ БАНК»)…………………..32
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «ЮниКредит Банк»…………………………………………………………………………..32
2.2 Анализ особенностей автоматизации документооборота в банках.48
2.3. Внедрение проекта Централизованная обработка платежных поручений в ЗАО «ЮниКредит Банк»…………..………………………….57
Глава 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ………………………………………………………………………...64
3.1 Основные тенденции совершенствования процессов управления информацией в банковском секторе………………………………………..64
3.2 Направления дальнейшего развития автоматизации бизнес-процессов в ЗАО «ЮниКредитБанк»………………………………………69
3.3. Развитие компетенций персонала банка для работы в условиях применения современных информационных технологий………………..72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Осотина_29_05.docx

— 728.62 Кб (Скачать файл)

Окупаемость - для банка важно затрачивать минимум средств, но скупой платит дважды. Минимизация средств должна сочетаться с надежностью, производительностью системы. Рассчитывается срок окупаемости системы. Сейчас происходит внедрение технологии пластиковых карт. Срок ее окупаемости - 2-5 лет.

Срок окупаемости рассчитывается на основании количества карт и количества операций, производимых по картам.

Надежность - функционирование банка обеспечивается за счет решения задач в короткий срок. Это достигается при помощи надежных технических средств, работой программных средств и использования современных технологий для разработки ПО. Поэтому приобретаемые средства должны иметь сертификат, а программные продукты - лицензию.

Гибкость - подразумевает легкую адаптацию системы ко всем изменениям требований к ней, к вводимым новым функциям. Например, с введением нового плана счетов система должна была обеспечить безболезненный переход, что достигается через: - модульность системы; - систему гибких отчетов.

Безопасность - меры обеспечения сохранности коммерческой информации:

-развитие структур доступа  к различным подсистемам;

-регламентация работы  с системой;

-использование специального  оборудования, шифров.

Дружественность - система должна быть простой, удобной для освоения, изучения, использования.

Средства:

-использование меню, подсказок,

-наличие системы исправления  ошибок.

 Существует 4 группы направлений автоматизации деятельности банка:

1.Автоматизация деятельности  банка - внутрибанковское обслуживание:

-автоматизация учетно-операционной  работы;

-автоматизация ведения договоров;

-автоматизация экономической работы банка (расчет нормативов, прогнозно-аналитические работы)

-автоматизация новых  банковских операций;

-автоматизация работ  с Центральным Банком.

2.Автоматизация процесса обслуживания клиентов (обслуживание в офисе, самообслуживание через каналы удаленного доступа, таких, например, как Интернет, мобильные устройства, банкоматы и терминалы).

3.Автоматизация межбанковских  расчетов; межфилиальные расчеты; между  банками РФ; между банками РФ и банками стран СНГ; международные расчеты (использование СВИФТ);

4.Автоматизация внутрибанковских  учетных задач: автоматизация учета  труда, зарплаты; учета ОФ, материалов  и пр.

Одним из способов автоматизации процесса обслуживания клиентов является использование особого класса информационных систем – систем электронного документооборота.

Введем основные понятия документооборота.

Документооборот — движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления (ГОСТ Р 51141-98); комплекс работ с документами: прием, регистрация, рассылка, контроль исполнения, формирование дел, хранение и повторное использование документации, справочная работа.

Электронный документооборот (ЭДО) — единый механизм по работе с документами, представленными в электронном виде, с реализацией концепции «безбумажного делопроизводства».

Машиночитаемый документ — документ, пригодный для автоматического считывания содержащейся в нём информации, записанный на магнитных, оптических и других носителях информации.

Электронный документ (ЭД) — документ, созданный с помощью средств компьютерной обработки информации, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП) и сохранённый на машинном носителе в виде файла соответствующего формата.

СЭД (Система электронного документооборота) - это система автоматизации работы с документами на протяжении всего их жизненного цикла (создание, изменение, хранение, поиск, классификация и пр.), а также процессов взаимодействия между сотрудниками.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — аналог собственноручной подписи, являющийся средством защиты информации, обеспечивающим возможность контроля целостности и подтверждения подлинности электронных документов.

Чем быстрее росло количество внутрикорпоративной информации, тем все более очевидной становилась неэффективность обмена традиционными бумажными документами, однако бурный рост СЭД испытали лишь с конца прошлого—начала нынешнего века. Только тогда организации целого ряда развитых стран — как правительственные учреждения, так и частные компании различных размеров — начали активный переход на безбумажный документооборот. В 2000 году рост мирового рынка СЭД достиг невероятного темпа в 89% в год. Именно тогда, в условиях настоящего бума в развитии интернет-технологий во всем мире, начало становиться реальностью решение основной трудности при внедрении СЭД — инерционности мышления, нежелания проводить глубокие изменения в инфраструктуре компании на уровне как высшего руководства, так и рядовых сотрудников. Количество компьютеров, установленных в организациях, и компьютерная грамотность работников неуклонно росли, что позволило без ощутимых потерь переходить на принципиально новые методы управления бизнесом. Российские предприниматели, привыкшие обращаться к опыту Западных стран при решении вопросов менеджмента, немного отставали, перенимая достижения зарубежных коллег. Но уже в то время, как в США принимались законы, определившие в том числе жесткие требования к документообороту и финансовой отчетности всех публичных компаний американского фондового рынка, в России на правительственном уровне существовало четкое понимание преимуществ, даваемых СЭД и подобными системами.

Огромное увеличение объемов информации и большие изменения спроса информации стали предъявлять новые требования к организации информационно-документационного обслуживания в организации. Стали меняться требования к службам, занимающимся информационно-документационным обеспечением. За рубежом их стали называть службой управления (или менеджмента) информационно-документационными ресурсами, в нашей стране – службой документационного обеспечения управления (ДОУ).

Сегодня состояние информационных технологий в ДОУ можно охарактеризовать:

  • наличием большого объема баз данных, содержащих информацию о деятельности организации;
  • созданием технологий, обеспечивающих интерактивный доступ пользователя к информационным ресурсам;
  • расширением функциональных возможностей информационных систем и технологий, обеспечивающих обработку информации, созданием локальных многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения;
  • включением в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя, экспертных систем и других технологических средств.

История развития информационных систем в управлении и цели их использования на разных периодах представлена в таблице 1.

История развития информационных систем в управлении.

Таблица 1

Период времени

Концепция использования информации

Вид информационных систем

Цель использования

1960-1970

Подготовка отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

1970-1980

Управленческий контроль

Системы поддержки принятия решения. Системы для высшего звена управления.

Выработка наиболее рационального решения

1980-2012

Стратегическая информация

Стратегические информационные системы. Автоматизированные офисы

Выживание и процветание организации


 

Преобладающими информационными технологиями, начиная с середины 80-х гг. являются компьютерные, поэтому можно говорить о реализации офисной деятельности в рамках автоматизированного (электронного) офиса, которая имеет техническую, программную и организационно-методическую основу. Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систем коммуникации персонала, а лишь дополнить ее. [16]

Техническую основу современных информационных технологий или электронного офиса составляют средства компьютерной техники, средства коммуникационной техники и средства организационной техники. Это персональные компьютеры, электронные пишущие машинки, копировальные машины; коммуникационные средства, телефонная техника; средства для автоматизации ввода архивных документов и поиска информации.

Программные средства современных информационных технологий подразделяются на системные и прикладные. Системные программные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерных систем: тестовые и диагностические программы, операционные системы, антивирусные программы, командно-файловые процессоры (оболочки). Прикладные программные средства классифицируются по системам подготовки текстовых, табличных и других документов; подготовки презентаций, обработки информации, личных информационных систем, систем управления проектами и прочими системами.

Организационно-методическое обеспечение информационных технологий включает нормативно-методические материалы по подготовке и оформлению управленческих и иных документов в рамках конкретной функции обеспечения управления; инструктивные и нормативно-методические материалы по организации работы управленческого персонала в рамках конкретной информационной технологии обеспечения управленческой деятельности.

В настоящее время большинство компьютеров в офисе используются не изолированно друг от друга. Они постoянно или время от времени подключаются к локальным или глобальным компьютерным сетям для получения той или иной информации, посылки или получения сообщения и т. п. Сети могут объединять информaционные ресурсы как небольших предприятий, так и крупных организаций, занимающих удаленные друг от друга помещения. Это и определяет способ соединения компьютеров между собой и, соответственно, вид сетей.

По характеру использования в сети компьютеры разделяются на серверные и рабочие станции. Сервер – специально выделенный компьютер, который предназначен для разделения файлов, удаленного запуска приложений, обработки запросов на получение информации из базы данных и обеспечение связи с общими внешними устройствами.

Рабочая станция (или клиент) – персональный компьютер, пользующийся услугами, предоставляемыми серверами. Существует два подхода к взаимодействию компьютеров в сети: с централизованной обработкой информации и с распределенной обработкой.

При централизованной обработке информации основная часть вычислений и обработки информации производится на сервере, клиент отвечает только за небольшую часть работы. При распределенной (децентрализованной) обработке информации основная часть обработки информации производится на рабочих станциях, а сервер выступает в роли хранилища информации.

Первые российские разработки в  области СЭД появились еще в середине 90-х. У истоков рынка стояли компании Интертраст, ЭОС, Весть-Метатехнология, НТЦ ИРМ, Cognitive Technologies, Оптима, АйТи. Их развитие шло на фоне бесчисленных попыток самостоятельной автоматизации работы с документами, предпринятых штатными IT-специалистами этих организаций. Большинство таких попыток были не очень удачными. В итоге компании начали доверять работу по автоматизации документооборота профессионалам, что и дало старт рынку СЭД. К 2000 году на рынке уже были представлены IBM, Documentum и Hummingbird. В 2002-2003 годах произошло качественное изменение состава игроков и предлагаемых ими решений. Появилось несколько новых сильных игроков, а ряд российских систем перешли на новый технологический уровень, от систем автоматизации делопроизводства до полноценных систем электронного документооборота за счет поддержки современной технологии Workflow (управления потоками работ). Компании, проигнорировавшие это веяние, были вынуждены уйти с рынка. По оценкам аналитиков РБК, в то время рост рынка составил 60-70% в год, и о нем начали говорить как о наиболее перспективном сегменте ИТ. Высокие показатели роста (на уровне 40%) сохраняются последние 3 года, что говорит о высокой востребованности систем электронного документооборота в России.

 

1.2. ЕСМ-системы – современный подход к автоматизации управления информацией, динамика развития рынка ЕСМ-систем.

 

Системы электронного документооборота изначально создавались с целью помочь предприятиям структурировать и совершенствовать их работу с документами. Но явную нацеленность на работу с бизнес-процессами как упорядоченными потоками документов и задач СЭД демонстрируют только в последнее время. «Традиционные» системы все еще тяготеют к автоматизации узкой сферы «канцелярского» документооборота.

При выборе СЭД, необходимо избегать «канцелярских» систем – их функциональности будет явно недостаточно, более того, придется тратить дополнительные силы и средства на интеграцию таких систем с другими корпоративными приложениями. «Канцелярская» СЭД может выдать список счетов с истекающими сроками исполнения, но если необходимо получить отчёт по проданным товарам или услугам в разрезе товарных позиций из тех же счетов, то этого обычная «канцелярская» СЭД уже сделать не сможет – такие системы не хранят всю информацию о документе, а только ограниченный набор реквизитов документа.

Информация о работе Автоматизация обработки банковской информации и возможности ее использования в финансово-кредитной системе